Цель: рассмотреть проблемы межличностного конфликта и определить пути конструктивного разрешения.
Задачи:
- Познавательные: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «компромисс», «приспособление», «переговоры», «конфликт», «инцидент».
- Развивающие: развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
- Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Оборудование: учебник «Обществознание. 8 класс». А.И. Кравченко, рабочая тетрадь, таблица «Основные стратегии взаимодействий в конфликте», оценочные листы для самооценки и взаимооценки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука»
И.А.Крылов
II. Изучение новой темы
План.
- Понятие конфликта.
- Сущность конфликта.
- Типы конфликтов.
- Причины конфликтов.
- Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
1. КОНФЛИКТ – (на доске)
Ваши ассоциации с этим словом… (учитель пишет
на доске).
(после того как коллективное описание
«портрета» конфликта зафиксировано, проводится
анализ данного материала и делается вывод)
Все эти слова в разной степени отражают не только
межличностные отношения, но и уровень
социального самочувствия общества.
КОНФЛИКТ – столкновение, предельное
обострение противоречий, ситуация, когда одна
сторона противостоит другой. (учебник стр. 75)
Итак, цель нашего урока: выяснить, в чем
заключается сущность конфликта, познакомиться с
типами и причинами возникновения конфликта, и
конечно, научиться разрешать конфликтные
ситуации.
Учитель: Проблему конфликтов изучают
различные науки. Появилась даже специальная
область знаний – КОНФЛИКТОЛОГИЯ, которая
исследует содержание, причины, условия,
механизмы, закономерности возникновения,
разрешения, регулирование конфликтов.
2. В чем заключается сущность конфликта?
Работа с текстом учебника: задание – прочитать
последний абзац на стр. 75
Сущность можно выразить формулой: (записать на
доске)
Конфликт = субъект + объект конфликта +
конфликтная ситуация + инцидент.
Дайте понятие: субъект конфликта, объект
(предмет) конфликта, инцидент.
Согласно формуле можно сделать вывод,
что в основе любого конфликта лежит конфликтная
ситуация, включающая противоречивые
позиции сторон по какому-либо поводу,
противоположные цели и средства их достижения
или несовпадение интересов.
3. Рассмотрим третий пункт плана «Типы конфликтов».
Учитель: Ученые выделяют несколько типов конфликтов. Обратимся к тексту в учебнике
Задание №1. Прочитать текст, составить схему в тетрадях «Типы конфликтов». Один ученик работает у доски.
Задание №2. Привести примеры по каждому типу конфликта. (ответы учащихся)
4. Далее, определим причины конфликтов.
Во время конфликтных ситуаций люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться
– Назовите причины конфликтного поведения
людей. Предполагаемые ответы запишите на листе,
который имеется у вас на парте.
Причинами (источниками) возникновения
конфликтных ситуаций могут быть не только
личностные качества человека, но и поведение и
деятельность специалиста или работника могут
иногда способствовать возникновению
конфликтных ситуаций.
Вывод: Причины конфликтов – это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.
Упражнение «Взгляд на конфликт со стороны». Сказка (Приложение 1)
Задание учащимся: прочитайте текст сказки «Красная шапочка», переписанной на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Разыграйте ее. Займите позиции участников конфликта и с этой позиции проанализируйте:
- Кто виноват в конфликте?
- Кто явился инициатором конфликта?
- На каком этапе его можно было избежать?
Ответы учащихся фиксируются на классной доске.
Учитель: Устранение личностных
недостатков – основная цель
самосовершенствования личности
(самообразование, самовоспитание, саморазвитие)
и это будет способствовать профилактике,
недопущению конфликтных ситуаций.
Переходим к 5 пункту нашего плана.
Мы уже говорили с вами на прошлом уроке о том, что
всё многообразие видов взаимодействия в общении
психологами принято разделять на два
противоположных типа: кооперация
(сотрудничество); конкуренция
(соперничество). Взаимодействие во время
конфликтного общения не является исключением.
Учёные-исследователи выделили пять основных
стратегий взаимодействий в конфликте в процессе
его разрешения. Исследуем их и мы.
– Перед вами таблица. (Приложение
2) Внимательно изучите её и
охарактеризуйте основные стратегии
взаимодействий в конфликте.
Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Каждая пара должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.
Девизы:
- «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».(1)
- «Чтобы я победил, ты должен проиграть». (2)
- Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» (3)
- «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» (4)
- «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (5)
Стили поведения в конфликте:
1. Избегание.
2. Конкуренция.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.
Учитель: Ну и, как успешно разрешить
конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться.
Каждый конфликт можно разрешить рационально и
конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликтов
являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры – это процесс, при котором
стороны пытаются разрешить конфликт путем
непосредственного обсуждения между собой.
При медиации в процесс вступает третья
сторона – посредник, цель которой помочь первым
двум договориться.
Арбитраж – третья сторона контролирует
не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что
именно сторонам необходимо сделать для
разрешения их конфликта. Обычно наделены
властью, способной принудить стороны выполнять
соответствующее решение.
Задание №5: приведите примеры конструктивного решения конфликтов. (жетоны, работа в парах).
III. Закрепление
Выполнение теста
IV. Подведение итогов
– Выскажите своё отношение к занятию.
– Насколько оно было актуально и интересно для
вас?
– Извлекли ли вы для себя полезные уроки? Какие
именно?
Домашнее задание: § 23, выполнение заданий в рабочей тетради.