Конфликт в межличностных отношениях. 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель: рассмотреть проблемы межличностного конфликта и определить пути конструктивного разрешения.

Задачи:

  • Познавательные: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «компромисс», «приспособление», «переговоры», «конфликт», «инцидент».
  • Развивающие: развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Оборудование: учебник «Обществознание. 8 класс». А.И. Кравченко, рабочая тетрадь, таблица «Основные стратегии взаимодействий в конфликте», оценочные листы для самооценки и взаимооценки. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука»

И.А.Крылов

II. Изучение новой темы

План.

  1. Понятие конфликта.
  2. Сущность конфликта.
  3. Типы конфликтов.
  4. Причины конфликтов.
  5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

1. КОНФЛИКТ – (на доске)
Ваши ассоциации с этим словом… (учитель пишет на доске).
(после того как коллективное описание «портрета» конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала и делается вывод)
Все эти слова в разной степени отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.
КОНФЛИКТ – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.  (учебник стр. 75)
Итак, цель нашего урока: выяснить, в чем заключается сущность конфликта, познакомиться с типами и причинами возникновения конфликта, и конечно, научиться разрешать конфликтные ситуации.
Учитель: Проблему конфликтов изучают различные науки. Появилась даже специальная область знаний – КОНФЛИКТОЛОГИЯ, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, разрешения, регулирование конфликтов.

2. В чем заключается сущность конфликта?

Работа с текстом учебника: задание – прочитать последний абзац на стр. 75
Сущность можно выразить формулой: (записать на доске)
Конфликт = субъект + объект конфликта + конфликтная ситуация + инцидент.
Дайте понятие: субъект конфликта, объект (предмет) конфликта, инцидент.
Согласно формуле можно сделать вывод, что в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения или несовпадение интересов.

3. Рассмотрим третий пункт плана «Типы конфликтов».

Учитель: Ученые выделяют несколько типов конфликтов.  Обратимся к тексту в учебнике

Задание №1. Прочитать текст, составить схему в тетрадях «Типы конфликтов». Один ученик работает у доски.

Задание №2. Привести примеры по каждому типу конфликта. (ответы учащихся)

4. Далее, определим причины конфликтов.

Во время конфликтных ситуаций люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться

– Назовите причины конфликтного поведения людей. Предполагаемые ответы запишите на листе, который имеется у вас на парте.
Причинами (источниками) возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества человека, но и поведение и деятельность специалиста или работника могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций.

Вывод: Причины конфликтов – это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.

Упражнение «Взгляд на конфликт со стороны». Сказка (Приложение 1)

Задание учащимся: прочитайте текст сказки «Красная шапочка», переписанной на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Разыграйте ее. Займите позиции участников конфликта и с этой позиции проанализируйте:

  • Кто виноват в конфликте?
  • Кто явился инициатором конфликта?
  • На каком этапе его можно было избежать?

Ответы учащихся фиксируются на классной доске.

Учитель: Устранение личностных недостатков – основная цель самосовершенствования личности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие) и это будет способствовать профилактике, недопущению конфликтных ситуаций.
Переходим к 5 пункту нашего плана.
Мы уже говорили с вами на прошлом уроке о том, что всё многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа:  кооперация (сотрудничество); конкуренция (соперничество). Взаимодействие во время конфликтного общения не является исключением.
Учёные-исследователи выделили пять основных стратегий взаимодействий в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы.
– Перед вами таблица. (Приложение 2)  Внимательно изучите её и охарактеризуйте основные стратегии взаимодействий в конфликте.

Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Каждая пара должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.

Девизы:

  • «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».(1)
  • «Чтобы я победил, ты должен проиграть». (2)
  • Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» (3)
  • «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» (4)
  • «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (5)

Стили поведения в конфликте:

1. Избегание.  
2. Конкуренция. 
3. Приспособление. 
4. Компромисс. 
5. Сотрудничество.

Учитель: Ну и, как успешно разрешить конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться.
Арбитраж – третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта. Обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнять соответствующее решение.

Задание №5: приведите примеры конструктивного решения конфликтов. (жетоны, работа в парах).

III. Закрепление

Выполнение теста

 IV. Подведение итогов

– Выскажите своё отношение к занятию.
– Насколько оно было актуально и интересно для вас?
– Извлекли ли вы для себя полезные уроки? Какие именно?

Домашнее задание:  § 23, выполнение заданий в рабочей тетради.