Логопедический досуг "Путешествие в сказку"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.
  • Закреплять навыки и представления, полученные на занятиях на материале сказочного сюжета.
  • Формировать грамматический строй речи:
    • упражнять детей в образовании различных падежных форм существительных (Р.п., В.п.);
    • упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;
    • упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением;
    • упражнять в согласовании существительного с числительным.
  • Формировать связную речь детей:
    • упражнять в составлении простых распространенных предложений;
    • упражнять в составлении короткого рассказа по опорным картинкам и зрительному представлению.
  • Развивать звуко-буквенный анализ слов.
  • Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, целостное восприятие предметов.
  • Воспитывать дружественные отношения между детьми разного возраста.
  • Создавать положительный эмоциональный фон и благоприятный микроклимат на досуге.

Оборудование: «Денежки» (картонные кружки, на каждом кружке написана одна согласная буква), игрушки, муляжи, предметные картинки, иллюстрации сказки «Красная шапочка», кубик с картинками, таблицы с написанными элементами букв, иллюстрации знакомых сказок, ширма, звучащие, угощения: игрушки, конфеты, печенье.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Звучит «Песенка  Красной шапочки» (аудиозапись).

Логопед. Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в сказку. Сказки бывают веселые  и грустные, но обязательно с хорошим концом. В сказках всегда побеждает добро. А еще сказки очень интересные, в сказках происходят чудеса. Вот и у нас сегодня в путешествии тоже будет много интересного.

II. Основная часть

Логопед. Ребята, какие вы знаете сказки? (Ответы детей).
– Какими словами чаще всего начинаются сказки? («Жили-были …», «В некотором царстве, в некотором государстве …»). 
– Вот и наша сказка начинается словами: «Жила-была девочка. Такая хорошенькая, такая умненькая, послушная …»
– Вы догадались, какая сказка так начинается?

Загадка

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её?      (Красная Шапочка)

Ребенок начинает рассказывать начало сказки Ш.Перро «Красная шапочка».

Логопед. Соседи про нее так и говорили: «Вот идет Красная шапочка!» Как-то раз мама напекла пирожков и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная шапочка к бабушке, отнеси ей пирожков и горшочек масла, да проведай, здорова ли она».
Бабушка Красной шапочки жила далеко, к ней надо было идти через лес. Она решила позвать с собой друзей. Давайте, ребята, отправимся в гости к бабушке. Только сначала побольше угощений купим для нее в магазине. Возьмите «денежки».

Логопед раздает детям «денежки» (картонные кружки, на каждом кружке написана одна согласная буква).

Упражнение «Покупаем в магазине»

Логопед. Посмотрите каждый, какая буква написана на ваших денежках. Ваша задача в магазине выбрать только один продукт, но тот в названии, которого есть ваш звук и буква, обозначающая этот звук. Затем вы должны будете определить позицию этого звука в слове.
Логопед выступает в роли продавца.Дети покупают угощения и игрушки – за покупки дают денежку. При этом определяют, на каком месте в слове стоит  данный звук.

Речевая гимнастика

1) Проговаривание чистоговорки:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – в сказку нам идти пора
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – в лес идет детвора
Ру-ру-ру, ру-ру- ру – мы идем по утру
Ре-ре-ре, ре-ре-ре – хорошо детворе
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – мы шагаем бодро
Ри-ри-ри, ри-ри-ри – правильно все  говорим

2) Идем в лесу по дорожке, потерялись, заблудились. Когда люди теряются в лесу, что они делают, как кричат?

«АУ» – громко,  «ау» – тихо

Дыхательная гимнастика

«Дует, дует ветер»

– А может это не ветер дует?

– Кого Красная шапочка встретила в лесу? Послушайте загадку:

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком.

Игра «Подбери слова»

Логопед. А какой бывает волк? (Страшный, серый, зубастый, злой, голодный…)
– Волк – какое животное?  (Дикое)
– Волк нам предлагает выполнить задания, которые он приготовил для нас, тогда мы попадем в гости к бабушке.

 1 Задание. Игра «Охотники и волк»

Логопед. Я буду называть слова, а вы хлопайте (стреляйте), если услышите в словах звук [ш].

шапка, кошка, лампа, вилы, шуба, уши, нос, лук, шарфик.

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ш].  

2 Задание.  Игра «Бросай-ка»

Дети встают в круг, по очереди бросают кубик с картинками. Все дети придумывают слова на первый звук выпавшей картинки. Например, выпала картинка «солнышко», дети придумывают слова на звук «С».

3 Задание. Игра «Назовите ласково»

Лес, тропа, шапка, пирог, корзина, рука, уши, волк.

4 задание. Подвижная игра «Сколько зайцев волк поймал»

Дети считают количество «пойманных» зайцев.

5 задание. Графическое задание «Отгадай букву»

Предлагаюся детям элементы букв. Дети должны узнать букву и дописать недостающий элемент.

6 задание. Игра «Скажи наоборот»

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … «близко».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … «низко».
Скажу я слово «большой» – …
Скажу я слово «сухой» – …
Скажу я слово «холодный» – …
Толстый – …
Светлый – …
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … «храбрец»
Теперь «начало» я скажу, ответьте все … «конец»

7 задание.  «Отгадайте сказку»

Логопед. В последнем задании волк хочет проверить, сколько сказок вы знаете. Я буду читать отрывки из разных сказок, а вы говорите названия этих сказок.

1) А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

2) Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… («Кот, лиса и петух»)

3) Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

4) Нет ни речки, ни пруда – 
Где воды напиться?
Очень вкусная вода – 
В ямке от копытца!.. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

5) Не лежалось на окошке  – 
Покатился по дорожке… («Колобок»)

6) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!   («Волк и семеро козлят»)

7) Муха денежку нашла.
Муха добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов!   («Муха Цокотуха»)

Логопед.   Все задания волка вы выполнили правильно и быстро. Вспомните, что сделал в сказке волк, когда пришел в дом к бабушке?
В сказке волк съел бабушку и Красную шапочку, но их спасают охотники.
В нашем путешествии конец тоже хороший, интересный. Мы пришли к домику бабушки, и нам осталось только позвонить в дверь.  Вспомните, как звучит звонок? Какой инструмент звучит?

Игра «Угадай, какой инструмент звучит?»

Логопед за ширмой издает звуки предметов, дети слушают и отгадывают. (Барабан, дудочка, свисток, погремушка, бубен, металлофон,  колокольчик).

Логопед. Последнее задание я задам волку и вам.
Я опишу вам угощения, которые приготовила бабушка в нашей сказке для гостей. Вы послушайте и отгадайте, что это за угощение.

Игра «Отгадайте угощение».

1) Их любят есть взрослые и дети. Они сладкие, завернуты в яркие разноцветные фантики. Что это? (Конфеты)

2) Вкусное, сладкое, сдобное, хрустящее, бывает разной формы – круглое,  квадратное, прямоугольное. Его пекут в печи и раздают на полдник детям. (Печенье)

Подведение итогов

Логопед.  Наш логопедический досуг подошел к концу.
– В какую сказку мы путешествовали?
– Вспомните и назовите главных героев сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Дорогие друзья!
Вот и пришла пора прощаться.
Промчались быстро полчаса,
Сейчас мы будем угощаться.