Внеклассное занятие по обучению грамоте. Тема: "Научились мы читать, сможем многое узнать"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: обобщить, закрепить знания, полученные на уроках обучения грамоте; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книге.

Сценарий занятия

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 2

Тема нашего занятия зашифрована. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. (Для детей, плохо знающих алфавит, можно облегчить задание, положив на парту картинку с алфавитом)

Работа в паре.

2. Основная часть.

Слайд 3

Буквенный снегопад.

Вместе со снежинками на экран попали изученные нами буквы. Как их можно назвать одним словом? (согласные)

Сможем ли мы из звуков, обозначенных данными буквами, составить слова? Почему?

Добавим гласные, придумаем слова. Победит тот, кто составит самое длинное слово.

Слайд 4

Загадки.

Отгадай загадку, в отгадке определи ударный слог.

Должен каждый ученик
В школу брать с собой ...(дневник)

Кто альбом раскрасит ваш?
Ну конечно, ...(карандаш)

Чтобы вдруг он не пропал,
Уберём его в ... (пенал)

Чтобы было где писать,
В школе нам нужна ... (тетрадь)

Как слова – отгадки можно назвать одним словосочетанием? (школьные предметы)

Слайд 5

Шарады.

Хотите, научу: я знаю, как
Часть слова превратить в червяк.
Вам просто надо вя сменить на да,
И всё получится у вас тогда.
(чердак)

Может и тазик пёсиком стать,
Проще простого эта задача.
Ежели у вместо а написать,
Выйдет в итоге кличка собачья.
(Тузик)

Сменив одну лишь букву, я смогу
Немедля мебель превратить в пургу.
(метель)

Слайд 6

Физминутка. Игра на внимание.

Называю слова. Услышали [ Б ] – встаём, [ П ] – приседаем.

Бабочка, парта, собака, белка, пенал, письмо, букет, сапоги, балалайка, капуста, батон, коробочка.

Что можно сказать о звуках [ Б ] – [ П ]? (парные согласные)

Какие ещё пары вы знаете?

Слайд 7

Предмет – признак – действие.

При появлении на экране 1 картинки (цветок) 1 ряд называет слово – предмет, 2 ряд – слово – действие, 3 ряд – слово – признак.

При появлении на экране 2 картинки (варенье) 1 ряд – слово – признак, 2 ряд называет слово – предмет, 3 ряд – слово – действие.

При появлении на экране 3 картинки (бегуны, бег) 1 ряд – слово – действие, 2 ряд – слово – признак, 3 ряд называет слово – предмет.

Вспомните, какие вопросы можно задать к данным словам?

Слайд 8

Доскажи словечко, посчитай слоги:

Вот ещё одна игра:
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать,
Ваше дело – отвечать.

Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой ... (велосипед)

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная ... (юла)

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю Землю ... (глобус)

Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит ... (телефон)

Идёт спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит ... (черепаха)

 Слайд 9

Знаете ли буквы?

Ж Е Ц Ч Б Д В

Какие буквы обозначают особенный звук?

(Ж, Ц – только твёрдые, Ч – только мягкий, Б, Д, В, Ж – парные по звонкости – глухости, Б, Д, В – имеют твёрдый и мягкий звук, буква Е в начале слова и после гласной имеет 2 звука)

Слайд 10 – 11

Сложи буквы в слова.

Найдите названия 8 птиц.

ч а й к а о в ы ц у
р о з х и в о л г а
а ь т ю с а р э у ц
у т к а т к о н с ы
ц д ь а е е н с ь и
с о к о л г а я л м
о г н е д г г р а ч
в а б ю х а а ы з э
а я с и г о л у б ь

3. Заключительная часть.

Матрёшки читают. Инсценировка стихотворения.

Три матрёшки книжку взяли,
Три матрёшки так читали:
“Лёшу ишкубаб от я” -
Ничего не ясно.
“Лёшу ишкубаб от я” -
Бьёмся мы напрасно.
Три матрёшки прочитали,
А потом запричитали:
- Это просто чепуха,
Оторвём обложку!
- Эта книжка так плоха,
Выбросим в окошко!
“Я от бабушки ушёл”
Фраза означала.
Разве это хорошо,
Не найдя начала,
Оторвать обложку,
Выбросить в окошко?

Почему матрёшки не смогли понять предложение?

Можно так обращаться с книгой?

Можно ли обойтись без чтения? Почему?

4. Рефлексия.

Мы научились читать, и теперь сможем узнать всё, что захотим. А помогут нам в этом книги, которые есть у нас дома и в библиотеке. Но чтобы книгой смогли воспользоваться не только мы, но и другие люди, надо беречь книги, правильно с ними обращаться.

5. Д/З

Дома составьте правила, которые необходимы при работе с книгой, и завтра мы их обсудим и составим памятку, которой будут пользоваться все ребята нашего класса.

Использованы материалы.

  1. Стрельцова Л.Е. “Весёлая азбука”.– М.: Просвещение 1994.
  2. Волина В. “Весёлая грамматика”. – М:. Знание 1995.