Тип урока: (изучение нового материала и первичное закрепление)
Задачи урока:
1. раскрыть связь строения сердца с его функцией;
2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердца;
3. показать связь нервной и гуморальной регуляции.
Оборудование: разборные модели сердца человека, компьютер, презентация, модель торса человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. называть:
а) особенности строения организма человека – органы кровеносной системы;
б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.
2. описывать по таблице:
а) систему органов кровообращения;
б) органы кровеносной системы.
3. описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
4. характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.
5. устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
Ход урока
Организационный момент.
II. Стадия вызова.
Цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается “биение сердца”.
Cлайд №-1 “К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них”.
(Под тихую музыку и стук биения сердца учитель читает стихи. )
Учитель
Стучит, стучит, не умолкая.
Назло обидам и судьбе.
Болит, болит, страдает, плачет.
И рвется из груди.
Его пинают словно мячик.
Оно все бъется ... да стучит.
О каком органе говорится в этом стихотворении? Правильно ... о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня .... Давайте её сформулируем вместе и за пишем тетрадь.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Учитель: что, бы вы хотели узнать об этом органе? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.
(Учащиеся говорят , учитель записывает на доске предложения учащихся в результате вырисовываются задачи урока.)
Учитель : мы с вами сформировали задачи урока:
- эволюция сердца.
- место расположение сердца в организме человека.
- строение сердца и функции органелл сердца.
- Работа сердца.
- Контроль полученных знаний на уроке.
Мы поставили перед собой сложные задачи ,поэтому от нас требуется быстрая и слаженная работа .Я предлагаю провести эту работу в группах.
Работа в группах.
Учитель: для решения первой задачи я предлагаю каждой группе обратиться к инструкции № 1
Инструкция №1 для 1 группы
- Используя учебник биологии -7класс стр.107
Изучите строение сердца рыб.
Определите кровеносную систему(замкнутая или незамкнутая)
Инструкция№1 для 2 группы
- Используя учебник биологии-7кл. стр-125
- Изучите строение сердца земноводных (лягушки)
- Определите замкнутая или незамкнутая система кровеносная
Инструкция №1 для 3 группы
- Изучите строение сердца пресмыкающихся. Стр.133-учебник - 7кл
- Определите замкнутая или незамкнутая система кровеносная
Инструкция №1 для 4 группы
- Изучите строение сердца птиц. Стр 145 учебник биологии-7
- Определите замкнутая или незамкнутая система кровеносная
- Изучите строение сердца млекопитающих стр-150 учебник-7кл
- Определите замкнутая или незамкнутая система кровеносная
Учитель: и так, послушаем сообщение каждой группы. После комментарий, учащихся ,делают вывод.
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла
по пути создания высокоспециализированной
системы, усложнения строения сердца.
Учитель. Ученые сравнивают сердце с
уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно
перекачивает кровь из левой половины в аорту, из
неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым
венам возвращает кровь в правую половину. В нем
все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой
простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки “о живом насосе” прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.
Учитель. Какие удивительные загадки таит в себе сердце ? Это нам и предстоит сейчас определить. Посмотрите на доску ,. где зафиксированы задачи урока . Это наша вторая задача. Для решения этой задачи обратитесь к учебно-тематической карте, которая находиться у вас на столах.
(презентация на доске - строение сердца)
Учебно-тематическая карта №-1 Используй: муляж сердца, презентацию.
1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?
(Используй при этом не только учебник, но и слайд на доске-презентации.)
2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).
3. Определите правую и левую половины сердца.(на слайде презентации)
4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение? Как называется стенка сердца делящая сердце на правую и левую половину .
5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?(на слайде презентации)
6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?
8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?
9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
Учитель: я, выступаю в роле консультанта.
(По истечению времени учащиеся дают ответ на поставленные вопросы в учебно-тематической - карте, используют при этом таблицу или муляж, или презентацию.
Учитель: Каждый человек ежедневно отдыхает после трудового дня ,но даже в момент нашего отдыха наше сердце работает .Но когда же отдыхает сердце и отдыхает ли оно? На этот вопрос нам сейчас и предстоит узнать.
Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о работе клапанов сердца. Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется.
Учащиеся (смотрят видеофрагмент: Работа клапанов сердца
Учитель: Я думаю. этот фрагмент поможет вам быстрее выполнить следующую работу. На столах у вас учебно-тематическая карта №-2. В ней указаны все задания . которые вам предстоит выполнить за очень короткий срок.
Учебно-тематическая карта №-2
Вам дано описание фаз работы сердца ,необходимо определить название сердечных фаз. Используйте при этом не только учебник, но и просмотренный видеофрагмент.
1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.
2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек.
3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с.
(Учащиеся выполняют работу по учебно-тематическим картам.)
Учитель: и так, проверяем правильность выполнения задания. Учащиеся каждой группы объясняют работу сердца.
Учитель: Я вас прошу просмотреть видеофрагмент “Сердечный цикл”
(учащиеся просматривают видеофрагмент)
(Итак, где вы допустили ошибки.) если учащиеся не допустили ошибки.
Учитель: вы правильно выполнили задания и еще раз с помощью видеофрагмента закрепили полученные знания.
Учитель: мы с вами проделали огромную работу на уроке. Напрашивается вопрос: Все ли задачи урока мы выполнили. Давайте посмотрим.
Учитель: осталось проверить, как я усвоил знания.
3-Стадия осмысления: Учитель: Осталось проверить как вы усвоили знания.
Я предлагаю вам выполнить тест.
1-Фазы сердечного цикла. | 2-желудочки сердца. |
А-5 | а- первый |
Б-6 | |
М-3 | б- второй |
О- левый и правый | |
3-предсердия сердца | |
А- большое | 4-клапаны аорты и легочной артерии |
Б-малое | |
Л- правое и левое | |
А- створчатый | |
Б-закрытые | |
О- полулунные | |
5-Мощная стенка сердца | 6-Самый крупный сосуд сердца |
А- перегородка | а- вена |
Д- миокард е-аорта | |
7-Сердце покрыто | |
а- сетка | |
б- створка | |
ц- сумка |
Учитель .Составте из полученного кода слово(.Молодец) Если вы ответили правильно то должно получиться приятное для вас слово. Какое слово получилось.
Верно. Вы получили общую оценку за работу на уроке. Оценивать каждого учащегося предстоит членам групп. В каждой группе имеется оценочный лист с критериям. Оцените совместно работу своих товарищей на уроке. Оценочные листы сдайте мне, буте предельно компетентны. Я выставлю оценки в журнал согласно вашего решения.
При оценивании каждый из вас сразу же записывает домашнее задание.
Учитель : вот и подошел наш урок к завершению. Я хочу прочесть в заключении стихотворение Гамзатова.
“Прости меня, сердце мое
- Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня.
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпения
Прости меня, сердце мое.
4-Стадия рефлексии.
Учитель.
В завершении хочу поблагодарить вас за работу на уроке ,хочу услышать от вас, что вам понравилось , что бы вы хотели изменить в уроке.
Домашнее задание вы получили каждый индивидуально , когда оценивали себя.
Лист самооценки
Критерий самооценки.
- “5”-выполнил все задания правильно.
- “4”-выполнил все задания, но допустил 1-2 ошибки.
- “3”-выполнил правильно половина заданий.
- “2”-не справился с заданием.
Ф.И.-учащегося. | №-1-задание. | №2-задание. | №-3 задание. | №4 задание. | №5 задание. | Итоговая оценка. |
Дифференцированное домашнее задание.
Тема усвоена на
- “5”. Воспроизведи полученную информацию на уроке, поработай с рисунками в учебнике по данной теме.
- “4”. По листу контроля определи в каком задании были допущены ошибки, выучи этот вопросу.
- “3”. Выучи тему урока, ответь на вопросы, поработай с рисунками в учебнике.