Предложный падеж имён существительных

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • создать условия для ознакомления с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами;
  • учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи;
  • воспитывать самостоятельность через самооценку, самопроверку;
  • создать условия для развития орфографической зоркости , внимания, памяти.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте все ли готово к уроку.

-Я вижу, что вы готовы сегодня работать в полную силу.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим изучение темы “Имя существительное”. Мы познакомились , почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.)

- Итак, чем будем заниматься на уроке “...предложный падеж имени существительного”

- Какие цели поставим?

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новым падежом;

УЗНАТЬ чем он отличается от предыдущих падежей;

НАУЧИТЬСЯ определять падеж имен существительных.

3. Чистописание.

Назовите первый звук слова “предложный” ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)

- Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.

(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)

- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:

Росли на грядке зелёные ветки-
А на них – красные детки. (Помидор.)

Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)

Не артист, а голосист;
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

(Дети в тетради записывают отгадки.)

Что за слова записали? (словарные)

- Отыщите “лишнее” слово, подчеркните его и скажите, почему оно “лишнее”. (Слово “петух”)

- К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)

- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)

4. Работа над новым материалом.

Что за слова написаны на доске?

На доске написаны фразеологизмы “Крылатые слова”

ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ (сдерживать порывы своих чувств, подчиняя, их своей воле, сохранять самообладание) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (хорошо и надолго запомнить) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ

В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ (в большой строгости у кого либо) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ

Найдите существительные в этих выражениях. на какой вопрос отвечают?

На какой вопрос отвечают существительные в предложном падеже? А наши существительные?(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Работа с учебником

Открываем учебники на стр. 18 исследуем материал данный авторами учебника

  • Так на какие вопросы отвечает Предложный падеж?
  • А в нашем случае? (может быть с предлогами) ПОСТАВЬТЕ ПАДЕЖИ У СУЩ В КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ
  • Найдите существительные без предлога (нет)

ВЫВОД (существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом)

ОТСЮДА и название падежа

  • Назовите предлоги предложного падежа.
  • На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
  • Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? (о, об, в, во, на, при.)

Физминутка

5. Закрепление.

1. упр.143. Определить падежи имён существительных.

2. Выпишите словосочетания с неодушевлёнными существительными в предложном падеже. (Читать о Родине, обрадоваться Анне, завтрак на траве, прочитать Оле, плыть в лодке, посвятить маме, сидеть на скамейке, думать о дочке, увидеть на парте.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

6. Зарядка для глаз

7. Повторение

1. Задания по карточкам групповая работа.

1 карточка.

Составьте предложение с этим словосочетанием:

ПРОЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения:

_____________________________________

2 карточка

Составьте предложение с этим словосочетанием:

ПОДВЕЗ НА КАТЕРЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения

_____________________________________

3 карточка

Составьте предложение с этим словосочетанием:

РАБОТАЛ НА БУЛЬДОЗЕРЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения

_____________________________________

4 карточка

Составьте предложение с этим словосочетанием:

УСНУЛ В ПОЕЗДЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения

_____________________________________

Составьте предложение с этим словосочетанием:

ПРОКАТИЛСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения

5 карточка

Составьте предложение с этим словосочетанием:

ПРОЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ

Определи падеж имени существительного,

Подчеркни главные члены предложения

_____________________________________

8. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

- С какими предлогами употребляется?

- Почему предложный падеж так называется?

ДОСТИГЛИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?

9. Дом. задание.

  • Упр.145.
  • По желанию составить загадку в отгадке, чтоб было словарное слово

10. Рефлексия