Цель урока:
- создать условия для ознакомления с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами;
- учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи;
- воспитывать самостоятельность через самооценку, самопроверку;
- создать условия для развития орфографической зоркости , внимания, памяти.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, проверьте все ли готово к уроку.
-Я вижу, что вы готовы сегодня работать в полную силу.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим изучение темы “Имя существительное”. Мы познакомились , почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.)
- Итак, чем будем заниматься на уроке “...предложный падеж имени существительного”
- Какие цели поставим?
ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новым падежом;
УЗНАТЬ чем он отличается от предыдущих падежей;
НАУЧИТЬСЯ определять падеж имен существительных.
3. Чистописание.
Назовите первый звук слова “предложный” ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).
- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)
- Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.
(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)
- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Росли на грядке зелёные ветки-
А на них – красные детки. (Помидор.)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)
Не артист, а голосист;
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
(Дети в тетради записывают отгадки.)
Что за слова записали? (словарные)
- Отыщите “лишнее” слово, подчеркните его и скажите, почему оно “лишнее”. (Слово “петух”)
- К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)
- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)
4. Работа над новым материалом.
Что за слова написаны на доске?
На доске написаны фразеологизмы “Крылатые слова”
ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ (сдерживать порывы своих чувств, подчиняя, их своей воле, сохранять самообладание) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (хорошо и надолго запомнить) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ
В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ (в большой строгости у кого либо) ПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ
Найдите существительные в этих выражениях. на какой вопрос отвечают?
На какой вопрос отвечают существительные в предложном падеже? А наши существительные?(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
Работа с учебником
Открываем учебники на стр. 18 исследуем материал данный авторами учебника
- Так на какие вопросы отвечает Предложный падеж?
- А в нашем случае? (может быть с предлогами) ПОСТАВЬТЕ ПАДЕЖИ У СУЩ В КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ
- Найдите существительные без предлога (нет)
ВЫВОД (существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом)
ОТСЮДА и название падежа
- Назовите предлоги предложного падежа.
- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
- Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? (о, об, в, во, на, при.)
Физминутка
5. Закрепление.
1. упр.143. Определить падежи имён существительных.
2. Выпишите словосочетания с неодушевлёнными существительными в предложном падеже. (Читать о Родине, обрадоваться Анне, завтрак на траве, прочитать Оле, плыть в лодке, посвятить маме, сидеть на скамейке, думать о дочке, увидеть на парте.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
6. Зарядка для глаз
7. Повторение
1. Задания по карточкам групповая работа.
1 карточка.
Составьте предложение с этим словосочетанием:
ПРОЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения:
_____________________________________
2 карточка
Составьте предложение с этим словосочетанием:
ПОДВЕЗ НА КАТЕРЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения
_____________________________________
3 карточка
Составьте предложение с этим словосочетанием:
РАБОТАЛ НА БУЛЬДОЗЕРЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения
_____________________________________
4 карточка
Составьте предложение с этим словосочетанием:
УСНУЛ В ПОЕЗДЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения
_____________________________________
Составьте предложение с этим словосочетанием:
ПРОКАТИЛСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения
5 карточка
Составьте предложение с этим словосочетанием:
ПРОЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ
Определи падеж имени существительного,
Подчеркни главные члены предложения
_____________________________________
8. Итог урока.
- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
- С какими предлогами употребляется?
- Почему предложный падеж так называется?
ДОСТИГЛИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?
9. Дом. задание.
- Упр.145.
- По желанию составить загадку в отгадке, чтоб было словарное слово
10. Рефлексия