Урок геометрии по теме "Площади четырехугольников". 8-й класс

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 8


Цели урока:

  • обеспечить условия для систематизации и обобщения знаний о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях, закреплении основных понятий базового уровня при решении задач
  • создать условия для развития умений сравнивать, анализировать и формулировать выводы
  • воспитывать культуру общения, целеустремленность, наблюдательность, желание знать и хорошо учиться.

Оборудование урока:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки-таблицы, справочный материал по теме “Четырехугольники”, опорные конспекты по теме “Площади геометрических фигур”

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к работе, озвучивание темы, целей и задач урока).

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Повторение определений и свойств геометрических фигур.

Презентация.

Слайд №2

Ребята, дайте названия геометрическим фигурам, изображенным на экране.

Слайд №3

Ребята, вспомните свойства изученных геометрических фигур и заполните таблицу.

(у каждого учащегося на парте лежит карточка – таблица).

Учащиеся с помощью учителя заполняют соответствующие графы.

2.2. Соотнести геометрические фигуры с заданными формулами площадей

(формулы площадей записаны на карточках и прикреплены к магнитной доске).

Учащиеся выходят к доске и напротив названия геометрической фигуры помещают соответствующую формулу площади.

  • Площадь квадрата
  • Площадь параллелограмма
  • Площадь прямоугольника
  • Площадь треугольника
  • Площадь трапеции

3. Практическое применение полученных знаний.

(Проверим, как вы умеете применять полученные знания на практике).

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойа

Ребята, вы согласны с высказыванием венгерского математика? Можно эти слова взять эпиграфом нашего урока?

Задача №1

Сторона параллелограмма равна 15 см, высота, проведенная к ней – 6 см. Найти площадь параллелограмма.

(один учащийся выходит к доске и самостоятельно делает чертеж к задаче).

Вопрос:

- какой формулой воспользуемся для нахождения площади параллелограмма?

- какие элементы в формуле выражены буквами а и h

Задача №2.

ABCD – трапеция

AB = 21 см;

CD = 17 см;

BH = 7см – высота.

Найти:  S трапеции ABDC.

Решение:

SABCD = BH * (AB + CD) / 2

SABCD = 7 * (21 + 17) / 2 = (38 * 7) /2 = 133 (см2)

Ответ: 133 см2

Вопрос:

- в чем отличие трапеции от параллелограмма?

- в чем отличие прямоугольной трапеции от равнобедренной?

- как находится площадь прямоугольной трапеции?

Слайд № 4.

Ребята, посмотрите на экран и давайте попытаемся вспомнить свойства катета, лежащего напротив угла в 30°.

Слайд №5

Решить задачу, используя свойство катета, лежащего против угла в 30 градусов.

Вопросы:

- какой формулой воспользуемся для нахождения площади?

- какого элемента в задаче не хватает для нахождения площади?

- какое дополнительное построение в задаче надо выполнить?

- как провести высоту параллелограмма?

Чертеж заранее заготовлен на доске. Один ученик выходит к доске, выполняет дополнительное построение и решает задачу.

Зрительная гимнастика:

- Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте. Выполнять упражнение 3 - 4 раза.

- Выполнять движения открытыми глазами: посмотрите вверх -вправо, вверх -влево, вниз вправо, вниз - влево. Выполнить круговые движения глазами. Повторить 3-4 раза.

- Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте. Выполнять упражнение 3 - 4 раза.

Задача №4.

Основание треугольника 9 см, а угол между ним и боковой стороной, равной 8 см, равен 30 градусов. Найти площадь треугольника.

Вопрос:

- по какой формуле находим площадь треугольника?

- какого элемента не хватает в задаче для нахождения площади?

Один учение выходит к доске, самостоятельно делает чертеж к задаче, записывает кратко условие, выполняет построение и решает задачу.

Вопрос:

- дать определение периметра фигуры.

- как найти сторону ромба, зная его периметр?

Задача№5.

Периметр ромба равен 24 см, его высота – 5 см. Найти площадь ромба.

Ребята выполняют задание самостоятельно, используя справочный материал и опорные карточки по данной теме.

Слайд № 2

Ребята, укажите фигуры, площади которых мы пока еще не умеем находить.

4. Итог урока.

- Какие задачи решали на уроке? (задачи на нахождение площади)

- Какие формулы использовали для решения задач? (формулы площадей четырехугольников)

- Какие элементы нам необходимо знать для нахождения площади

- параллелограмма

- треугольника

- трапеции

- ромба

- прямоугольника?

- Ребята, правильно ли мы с вами выбрали эпиграф нашего урока?

5. Выставление оценок.

6. Постановка домашнего задания.

Учитель дает разъяснение по домашнему заданию, подробные рекомендации по его выполнению.