Здоровьесберегающие технологии в начальной школе как средство развития информационно-коммуникативной компетенции младшего школьника

Разделы: Начальная школа


При проведении урока учителя, как правило, используют средства наглядной демонстрации. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения урока, включая звук, видео и анимацию.

К возможностям, предоставляемым презентацией, можно отнести следующие моменты:

  • презентация содержит основные положения сообщения, помогающие уяснить его смысл;
  • лучше фиксируется внимание учащихся на предмете разговора;
  • улучшается возможность ведения записей;
  • снижается возможность неправильного понимания;
  • запоминание улучшается примерно в 5 раз;

экономится время на воспроизведение материала.

Варианты использования Power Point в работе с учащимися

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала:

  • заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация процесса:

  • наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и т. д.), который невозможно или достаточно сложно продемонстрировать с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

  • подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
  • создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Совместное изучение источников и материалов:

  • совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

5. Корректировка и тестирование знаний:

  • проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
  • работа с тестирующими системами и тренажерами.

6. Наглядное представление процессов систематизации знаний и алгоритмизации решения проблемы.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов.

Требования к оформлению презентаций:

Стиль:

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон:

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

Слайды могу иметь монотонный фон, а также фон-градиент или фон-изображение. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, однако следует помнить, что чем меньше контрастных переходов содержит фон, тем легче читать расположенный на нем текст. Комфорт при чтении, как правило, является определяющим фактором для человека, знакомящегося с вашей презентацией, и неудачно выбранный фон нередко может просто вынудить часть аудитории смотреть куда угодно, только не на экран.

Использование цвета:

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три—пять цветов, среди которых есть как теплые, так и холодные. Очевидно, любой из этих цветов должен отлично читаться на выбранном ранее фоне; малейшее подозрение на то, что цвет шрифта хотя бы немного сливается с фоном — и что-то одно из этого подлежит немедленной замене: не вынуждайте тех, для кого делается презентация, портить зрение. Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам — красный, мелким заголовкам — зеленый, подрисуночным подписям — оранжевый и т. п., нужно следовать такой схеме на всех слайдах. Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: наример, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. “Раскрашивание” текста только из эстетических соображений может, как и неудачный выбор шрифтов, привести к отвлечению внимания слушателей и их раздражению. Основной текст рекомендуется набирать

нейтральным цветом — черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона.

Содержание информации:

  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Текст к слайдам – в виде тезисов, названий и ключевых слов.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение:

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации на странице информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты:

  1. Для заголовков — не менее 24-54.
  2. Для информации — не менее 18-36.
  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  6. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma,Verdana, Times New Roman, Georgia и др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации

на другом компьютере, т. к. нестандартных шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т. д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.

В одной презентации допускается использовать не более 2—3 различных шрифтов, хотя в большинстве случаев вполне достаточно и одного.

Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи,

подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени о объем, как правило лишь ухудшают восприятие слайдов.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста

Способы выделения информации:

  • рамки, границы, заливка;
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Яркие картинки привлекают внимание куда эффективнее, чем сухой текст или, порой, даже очень неплохая речь. Изображению всегда следует придавать как можно больший размер; если это возможно, иллюстрации стоит распределить по нескольким слайдам,

нежели размещать их на одном но в уменьшенном виде. Подписи вполне допустимо располагать не над и не под изображением, а сбоку, если оно, например, имеет вертикальную ориентацию. Нет ничего забавнее, чем маленькая картинка и подпись к ней, выполненная крупным шрифтом.

Объем информации:

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Для того, чтобы прочесть мелкий текст, многим необходимо существенно напрягать зрение, и, скорее всего, по своей воле никто этого делать не будет. Поэтому, чем больше текста на одном слайде вы предложите аудитории, тем с меньшей вероятностью она его прочитает. Тем

не менее, автору знакомы печальные случаи, когда преподаватели, проводя лекцию в форме презентации, размещали на одном слайде по несколько длинных определений, и студенты были вынуждены переписывать их в тетрадь прямо с экрана; такое некорректное использование компьютерных технологий в образовании вместо повышения его эффективности приводит лишь к быстрой утомляемости и, нередко, к ухудшению зрения.

Виды слайдов:

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Анимационные эффекты:

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру. Не забывайте, ваша презентация и мультфильм — не одно и то же.

Звук:

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

И, наконец, завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе, и т. д. Но не нужно, как многие часто делают, демонстрировать на весь слайд фразу “Спасибо за внимание!”. Эти слова, как и все сказанное ранее, стоит произнести, глядя в глаза вашим слушателям. Тогда они будут звучать искренне; искренность — очень важное качество при проведении презентации.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

В компьютерном классе

Желательно перед компьютером сидеть только одному человеку. Для того, кто сидит сбоку, увеличивается опасность бокового свечения, ухудшаются условия для просмотра, теряется четкость изображения.

Продолжительность урока 45 минут (25 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 15-20 минут - работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста).

Один раз в четверть с учащимися проводится беседа (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе

Здоровье школьника при работе за компьютером

Особенности детей школьного возраста очень важно учитывать при посадке ученика перед компьютером.

Нас, конечно же, беспокоит та сидячая поза, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

Осанка - это положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего организма школьника.

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем за обычным письменным столом. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. К характеристикам неправильного положения тела при работе за компьютером можно отнести следующие:

Сгорбленное положение (увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник, приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку).

Голова выдвинута вперед (такая осанка часто возникает по следующим причинам: глядя на экран монитора, школьник напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед; сидя в такой позе, напряженные мышцы у основания головы и шеи могут привести к следующим нарушениям: головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях).

Сутулость (линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей; сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию: синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча).

Предупредить переутомление и все негативные моменты занятий за компьютером все-таки можно, если соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения за компьютером, ограничивать длительность занятий, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, следить за правильной посадкой, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области “медицинской эргономики” и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы - здоровым и безболезненным.

Детские психологи утверждают, что для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных дет, приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза, причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведенного за компьютером. Например, если ребенку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20-30 минут с перерывом на один-два часа, а также не играть перед сном.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия нескольких ребят.

Если возникли симптомы нарушений здоровья, отклонения и заболевания, необходимо срочно обратиться к врачу. Если меры не будут приняты вовремя, здоровье школьников может существенно пострадать.

А теперь инструкция правильной посадки за компьютером.

  1. Сядьте прямо.
  2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).
  3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.
  4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
  5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
  6. Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
  7. Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.
  8. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
  9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
  10. Руки выпрямите более чем наполовину (угол в локте должен быть больше 90°).
  11. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.
  12. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.
  13. Голову держите прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед.

Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений в здоровье.

Здоровье компьютера

выберем несколько основных правил, которые важно соблюдать...

Правило первое: выбираем “правильный” монитор

От правильного выбора монитора, которым будет пользоваться школьник, зависит в первую очередь здоровье, удобство и комфорт в работе.

Жидкокристаллический монитор (ЖК)

Это современно, компактно - он поместится на любом столе... Жидкокристаллические мониторы:

  • потребляют намного меньше электроэнергии, чем мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЖК - 30 Вт, ЭЛТ -100-160 Вт);
  • не имеют абсолютно никаких вредных для человека излучений;
  • выдают очень четкое изображение;
  • практически не подвержены бликам и светоотражению;
  • любое изображение выглядит на экране геометрически идеально;
  • не имеют никаких вредных для здоровья человека излучений;
  • менее вреден для зрения, чем монитор ЭЛТ.

При этом ЖК мониторы имеют ряд недостатков:

  • яркости экрана жидкокристаллического монитора явно недостаточно для работы в сильно освещенном помещении или при солнечном свете;
  • четкость изображения некоторых деталей (особенно мелких), качество цветопередачи и контрастность изображения на экране ЖК-монитора оставляет желать лучшего;
  • стоимость несколько дороже других типов мониторов.

Мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ)

  • Потребляют больше электроэнергии, чем мониторы ЖК.
  • На экране ЭЛТ-мониторов наиболее качественное изображение, как правило, находится в центре.
  • ЭЛТ выигрывает в качестве цветопередачи и контрастности изображения.
  • Выдают незначительное излучение, однако безвредны для занимающихся.
  • Удобны при проведении занятий с показом изображений или таблиц с монитора сразу нескольким занимающимся, что не удастся с экрана ЖК-монитора.
  • Стоимость намного меньше, чем жидкокристаллические.

Правильный выбор монитора, естественно, будет способствовать долгому и качественному его пользованию.

Правило второе: выбираем “правильную” компьютерную мебель

Обязателен специальный компьютерный стол. Высота рабочего стола должна быть в пределах 70-75 см, а столешница должна быть достаточно широкой и просторной для того, чтобы на ней можно было разместить все необходимые для работы материалы.

Обязателен удобный рабочий стул (кресло), чтобы при долгом сидении на нем у вас не возникало дискомфорта и болезненных ощущений. Высота сиденья должна соответствовать росту, причем желательно, чтобы ее можно было регулировать сидя. Для правильной посадки высота должна быть такой, чтобы ступни твердо стояли на полу, а ноги были согнуты в коленях под углом примерно 90°.

Рекомендуемый угол между сидением и спинкой стула - чуть более 90°.

Наличие подлокотников у рабочего стула - не роскошь, а необходимость: это позволяет переносить на них вес рук, что заметно снижает нагрузку на плечи и позвоночник. Высота подлокотников должна быть такой, чтобы на них можно было свободно положить руки.

Хороший рабочий стул обладает подъемником сидения, регулятором угла наклона спинки и регулятором высоты подлокотников.

Обивка стула должна быть паро- и водонепроницаемой.

Если стул на колесиках, то у него должно быть не менее пяти точек опоры.

Список используемой литературы:

1. Статья: Сивченко Елена Ивановна, заместитель директора по УВР : Microsoft Power Point: анимационные эффекты как средство визуализации и моделирования мыслительного процесса на различных этапах урока.

2. Ресурсы Интернет: Дмитрий Широков, www.dshirokov.com

3. В.И.Ковалько Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 1-4 классы