«Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения»
И.М. Сеченов
Класс: 8.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид учебного занятия: урок-презентация.
Цели урока:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
- развивающие: обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- воспитательные: формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, презентация, таблицы «Орган зрения», «Слуховой анализатор», раздаточный материал (приложение 1-3), инструкция к практической работе (слайд 5).
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)
- Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).
- Домашнее задание:
- повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетрадях;
- ворческое задание: составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)
II. Актуализация знаний.
Учитель: на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» (слайд 2)
А помогут вспомнить эту тему загадки: (слайд 3)
- Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
- Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)
- Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)
- Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)
- Между двух светил я – один (нос)
- Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучали органы чувств и анализаторы. Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме; спросить 5-6 учащихся).
III. Мотивация.
Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?
(уч-ся дают предположительные ответы)
– А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?
Сообщается тема урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость» (слайд 4)
IV. Решение мотивационной проблемы.
Учитель: проведем небольшое исследование (слайд 5)
Цель: выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира
Объект исследования: предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)
Выполняется в паре:
Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)
Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.
Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты под тихую мелодию)
Действия испытуемого | Наблюдения |
1. Закройте глаза. Возьмите предмет из рук наблюдателя и опишите его. 2. Не открывая глаз, задайте уточняющие вопросы об объекте исследования. 3. Откройте глаза. Правильно ли вы определили предмет? Что вы еще можете о нем рассказать? |
записываются со слов испытуемого |
Выводы:
Один учащийся из пары отвечает на вопросы:
- Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).
- С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?
- Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)
Учитель: а теперь обратите внимание на экран. Здесь написаны известные факты (слайд 6)
- При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
- Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
- Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …
Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)
Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. Комментарии уч-ся к слайдам 7, 8, 9, 10:
- Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
- Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
- И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)
Сообщение учащегося «Взаимодействие анализаторов» (слайды 11, 12, 13)
– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.
Ощущение. Что это?
- Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.
- Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.
Восприятие:
- Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
- Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.
Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения... Молодцы.
Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали? (ответы уч-ся)
А теперь вновь посмотрите на экран (слайд 14)
- Схема какого анализатора здесь показана?
- Скажите, в каком случае из четырех, пациент будет видеть, а в каких – нет. Почему?
(ответ: пациент Д, т.к. не нарушена целостность всех частей анализатора)
Учитель: какую информацию вы узнали?
Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)
Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)
(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов» слайды 15, 16)
Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.
Итак,
- при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
- Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
- Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы, на экране появляется слайд 17 «что мы узнали»)
- Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
- Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
- Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
- Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.
Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).
выполняется 5 минут под тихую мелодию
Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.
1 вариант: | 2 вариант: | |
рецепторы | вкус | |
нервы | обоняние | |
зона коры полушарий | выделение | |
анализаторы | осязание | |
рефлекс | ощущение |
Задание 2:
- Какой орган чувств изображен на рисунке?
- Назовите части этого анализатора.
- С какими анализаторами он связан?
- Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.
1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса
Подведение итогов: взаимоконтроль осуществляется по ответам двух учащихся разных вариантов, при необходимости учитель корректирует их ответы.
Критерии оценки (слайд 20)
Задание 1.
Правильно зачёркнуто лишнее понятие – 1 балл.
выделено ключевое понятие – 1 балл.
дано определение – 1 балл.
всего – 3 балла.
Задание 2.
Правильно назван орган чувств – 1 балл.
названы части анализатора – 1 балл.
отражена взаимосвязь 1 – балл.
условия чувствительности – 1 балл
всего – 4 балла.
«5» – 7 баллов.
«4» – 6-5 баллов.
«3» – 4 балла.
Поднимите руку, если вы получили «5».., «4».., «3»… Кому задания показались трудными?
Молодцы, все справились! (выставление оценок за работу на уроке)
VI. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание (слайд 22)
- Повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетради;
- Творческое задание: составить к следующему уроку презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
VII. Рефлексия.
поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;
… красную, если у вас возникли новые вопросы;
…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.
На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.
Если позволяет время (слайд 21)
Придумать вопросы к кроссворду приложение 3