Урок окружающего мира по теме "В зоне лесов"

Разделы: Начальная школа


УМК “Школа России”, предмет “Окружающий мир”, автор учебника Плешаков А.А., 4 класс

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
  • Познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение слушать выступления одноклассников, умение работать с картой, атласом- определителем, дополнительной литературой, гербарием.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, аудиозапись “Голоса птиц, презентация Приложение 1, компьютер, мультимедийная установка, экран, выставка книг о природе, атлас республики Башкортостан, атлас-определитель, раздаточный материал- веточки хвойных деревьев ели и сосны, шишки ели, сосны, кедра, кедровые орешки.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
С. Погореловский.

- Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся на этом уроке? (Правильно, в лесную зону.)

- А с чем и с кем мы там будем знакомиться? (Узнаем где расположена зона лесов, какие бывают леса, какие в лесу растут деревья, какие там живут звери и птицы.)

Но чтобы отправиться в путешествие по новой зоне нам надо повторить, привести в систему свои знания по изученным темам.

2. Проверка знаний и умений.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.)

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали?

Конкурс рисунков: Какой я себе представляю тундру.

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать?

Карточка № 1. Графический диктант.

Условные обозначения: - -да, * - нет.

1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.(-)

2 Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и прохладное лето.(-)

3) В тундре зимой только полярная ночь, а летом- только полярный день.( * )

4) В тундре как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.( * )

5) Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.(-)

Карточка № 2. Подчеркни названия животных тундры.

Сайгак, песец, белый медведь, лемминг, северный олень, тушканчик, белая сова, рысь, куропатка.

Тест “Тундра ”.

Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена...

а) на равнинах;

б) на возвышенностях;

в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года,

одинаковые по продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры ...

а) рыболовство;

б) оленеводство;

в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями;

6. К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды. лошади, коровы.

9. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;

в) на Кольском полуострове.

Работа по вопросам:

- Почему в тундре много озёр, хотя осадков выпадает мало?

(Вечная мерзлота, летом почва оттаивает на 10-50 см)

- Почему с наступлением весны в тундру тянутся бесчисленные караваны уток, гусей, куликов, лебедей?

(Влажное лето, много комаров, мошек)

- Где можно увидеть деревья высотой 1 метр и толщиной в карандаш? (В Тундре- карликовые ивы и берёзы)

- Какие полезные ископаемые добывают в тундре? (Нефть и газ)

- Прокладывая газопроводы в этой природной зоне люди делают переходы в виде буквы П, почему? (Из- за высоких перепадов температуры может произойти разрыв трубопровода ).

3. Работа над новой темой.

- Найдите на карте зону лесов.. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

1. Где находится зона лесов относительно тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

4. Какая она по сравнению с другими природными зонами?

5. Какие части лесной зоны вы увидели?

Ребята нашего класса, используя энциклопедии, подготовили материал к этому уроку.

Рассказ 1 группы учеников:

Лесная зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-

Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а так же на Средне – Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом, ещё есть смешанные леса - тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

(Работа с гербарием). Рассматривание раздаточного материала- шишек и веточек разных хвойных деревьев.

Ель - всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели- долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем , что её хвоинки плоские. А шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

(Работа с гербарием).

Рассказ 2 группы учеников:

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья. И они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие” одна половинка больше другой. Плоды- крылатые орешки округлой формы.

Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные) и американский (у него каждый лист состоит из трёх- пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна крылатые.

4.Физкультминутка.

Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Погуляли мы, ребята.
А теперь пора за парты.

5. Рассказ 3 группы учеников:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных , насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари , бурундуки, полёвки. Для животных нет границ- они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк - на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

О животном мире можно говорить бесконечно. Вот птицы живущие в лесной полосе.

Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников. Сколько здесь насекомых- жуков и бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом и все они –лес!

6. Работа с атласом Башкортостана.

А теперь давайте посмотрим атлас Башкортостана. А в нашей Республике какая природная зона расположена? (с. 12) На севере республики –широколиственные тёмнохвойные леса (ель, пихта, липа, берёза, осина).В светлохвойных лесах – сосна, лиственница, осина. На юге преобладают дубовые леса. Из кустарников- бересклет, жимолость, различные травы. В лесах обитают звери, птицы, насекомые. Среди них- лось, и медведь бурый, белка обыкновенная и летяга, филин, глухарь.

Рассказ ученицы:

Леса - одно из главных природных богатств Республики Башкортостан. Большие лесные массивы сохранились в её горных районах. Разнообразен состав лесов.

На севере республики –широколиственные тёмнохвойные леса (ель, пихта, липа, берёза, осина).В светлохвойных лесах – сосна, лиственница, осина. На юге преобладают дубовые леса. Из кустарников - бересклет, жимолость, различные травы. В лесах обитают звери, птицы, насекомые. Среди них - лось, и медведь бурый, белка обыкновенная и летяга, филин, глухарь.

7. Закрепление.

а) Какой же лес без гомона птиц? (аудиозапись “Голоса птиц”)

- Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик.)

б) Какие три части можно выделить в лесной зоне?

в) - Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые запомнили. (По 2-3 дерева).

- Запишите 2-3 цепи питания характерные для леса:

  • растения —> заяц-беляк —> рысь
  • растения —> мышь-полёвка —> соболь

8. Выставка художественных книг о растениях и животных.

(Эти книги надо прочитать чтобы лучше знать природу, растения и животных леса.)

9. Домашнее задание: с. 98-105, нарисовать картину леса, животных или деревья.

Литература:

1. Учебник 4 класс “Мир вокруг нас” М: Просвещение А.А. Плешаков.

2. О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 4класс. Москва, ВАКО, 2006 г.

Энциклопедии:

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ)- мультимедийная энциклопедия

Атласы:

4. Атлас “Мир вокруг нас”,М.,1991 г.

5.Атлас Республики Башкортостан Уфа: ГУП “ГРИ “Башкортостан”, 2005