Тип урока: урок-закрепление с использованием ИКТ
Цель: закреплять умение выполнять вычисления вида 6 - ___; 7 - ___; готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выполнять вычисления вида 6 - ___ , 7 - ___ , используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: наблюдать и объяснять, как связаны между собой простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания поискового характера.
- Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Личностные УУД: принимать новый статус “ученик”, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Оборудование: пуговицы, числовые веера, карта путешествия, тетрадь путешествия, фонограмма “Голубой вагон”, волшебные конверты с рисунками-схемами, карточки для проверки знаний, смайлики, шкала успеха.
Ход урока
I Организационный момент. Психологический настрой.
(Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. (Слайд 2)
- А теперь повернитесь к учителям, которые пришли к нам в гости, улыбаясь, поздоровайтесь с нашими гостями. Когда у человека хорошее настроение, он готов поделиться всем с окружающими его людьми. У вас на столе лежат пуговицы. Каждой пуговице дайте имя в соответствии с лучшими качествами вашего характера. А теперь поделитесь ими друг с другом.
- Игра “Как живёте?” (на каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие)
- Как живёте?
- Вот так!
- Как идёте?
- Вот так!
- Как бежите?
- Вот так!
- Ночью спите?
- Вот так!
- Как берёте?
- Вот так!
- А даёте?
- Вот так!
- Как сидите?
- Вот так!
- А математику как знаете?
- Вот так!
- А вот это мы сейчас проверим!
II Актуализация знаний.
1)
Для начала вы, ребятки!
Прорешайте все задачки:
а)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Ну и умница ты, Саша!
Сколько теперь цветов у Наташи? (7)
б)
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
в)
Внуку Коле добрый дед
Дал вчера 6 штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (5)
г)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8)
д)
С неба звёздочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
“Не забудь своих друзей!”
Сколько ярких звёзд пропало,
С неба звёздного упало? (3)
е)
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам несла в корзинке? (10)
ж)
Семь ребят пустились в путь,
Три решили отдохнуть.
Повнимательнее будь!
Сколько ребят продолжили путь? (4)
2)
Работа над порядковым следованием чисел
- У нас получился следующий числовой ряд. (Слайд 3)
- Назовите числа в прямом порядке.
- Давайте проверим.
- Какие числа пропущены в нашем числовом ряду? (6,9)
- Как их можно получить? Игра “Засели домики”
- Какое число лишнее в нашем ряду? Почему?
III Самоопределение к деятельности.
- Я вижу, что вы многого достигли и с вами можно оправиться в путешествие. Какие качества должны проявить путешественники, чтобы преодолеть все препятствия? (находчивость, смелость, ловкость, упорство, силу и т.д.)
- Нам сегодня вручили вот эту карту путешествия. (Слайд 4)
- Но в какую сторону мы отправимся от нашей станции “Школьная” мне не сказали. Вручили только вот этот рисунок. (Слайд 5)
- Может он нам поможет найти направление нашего путешествия. Угадайте, что должно быть нарисовано в пустой клетке.
- Итак, наше путешествие начинается, (Слайд 6) и мы прибываем на станцию “Догадайкино”.
(Слайд 7)
- Посмотрите на столбики примеров.
- Кто догадался, каких примеров не хватает в каждом столбике? Заполните пропуски. Объясните.
- Какое правило мы будем закреплять сегодня на уроке? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое).
IV Работа по теме урока.
Ребята, нам пора в путь. (Слайд 8)
Мы прибываем на станцию “Составляйкино”. (Слайд 9)
1) Работа по учебнику.
№ 1 с.31
- Какой пример составлен по рисунку? Как получили второй пример? Третий?
- Составьте примеры, вычислите ответы I вариант во 2 столбике и II вариант в третьем столбике. Запишите примеры в тетрадь путешествия. (Самостоятельное выполнение, 2 ученика у доски).
- Что нужно знать твёрдо, чтобы не сделать ошибки в таких примерах? (Состав чисел)
№ 2 с.31
- Объясните, как из 6 вычесть 4? 6-1? 7-6? 7-5?
- Посмотрите на примеры, которые записаны на полях. Решите их устно. Какой пример следующий? Почему? (I слагаемое увеличивается на 2, II слагаемое не меняется, сумма увеличивается на 2)
V Физкультминутка.
Наш поезд продолжает путь, (Слайд 10) и мы прибыли на станцию “Отдыхайкино”. (Слайд 11) Жители этой станции приглашают вас вместе с ними отдохнуть. (Слайд 12- 22)
VI Продолжение работы по теме урока.
1)Работа по учебнику.
№ 3 с.31
- Наше путешествие продолжается (Слайд 23) и мы прибываем на станцию “Задачкино”. Как вы думаете, почему она так называется? На этой станции мы будем решать задачи, работая в паре.
- Итак, прочитайте про себя условие задачи. Что вы заметили? (Два вопроса)
- Что надо сначала узнать в первой задаче? (Сколько цыплят у пёстрой наседки?)
- Что узнаем потом? (Сколько цыплят у двух наседок)
- Что сказано о цыплятах пёстрой наседки? (Их на 2 меньше)
- В волшебных конвертах найдите схему-рисунок, который подходит к условию первой задачи. Давайте проверим. (Слайд 24)
- Запишите в тетрадь путешествий решение первой задачи. Давайте проверим.
- Запишите ответ. Давайте проверим.
- Найдите рисунок-схему, который подходит к условию второй задачи. Давайте проверим.
(Слайд 25)
- Запишите в тетрадь путешествий решение второй задачи.
Проверим.
- Запишите ответ. Проверим.
- Теперь все могут продолжить путешествие. (Слайд 26)
2) Работа с геометрическим материалом.
- Дальше наш путь лежит через густой лес станции “Лесная”. Чтобы не заблудиться, необходимо выбрать нужную тропинку. (Слайд 27)
- Какой отрезок длиннее, а какой короче? На сколько см? Как вы узнали?
- Наша тропинка длиннее красной, но короче зелёной. Начертите нашу тропинку в тетради путешествия.
- Какой длины наша тропинка? Покажите числовым веером. Давайте проверим.
3) Работа в тетради на печатной основе.
- Мы продолжаем наш путь (Слайд 28) и прибываем на станцию “Тетрадкино”. Жители этой станции любят работать в таких же тетрадях, как и мы с вами. (Слайд 29)
- Откройте тетрадь на странице 18. Прочитайте условие задачи № 2. Что заметили?
- Что надо сначала узнать? Что сказано о Тане? Что значит на 4 меньше?
- Что узнаете потом?
- Запишите решение задачи самостоятельно. Давайте проверим. (Слайд 30) (Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют решение по образцу и оценивают работу, ставят “+”, “-“)
- Кто выполнил задание верно? Кому нужна помощь товарища? Объясните решение задачи тем, кто допустил ошибку (учащиеся 2 минуты работают в парах).
VII Рефлексия.
- Молодцы, мы провели путешествие без потерь. Пора отправляться домой.
- Чтобы после нас всё осталось в чистоте и порядке, проведём проверку. (Проверь себя (учебник с. 31). Учащиеся самостоятельно записывают и решают примеры (1 ряд - 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик). Проверка в парах.)
- Оцените соседа по парте:
(Слайд 31)
- - молодец, всё сделал правильно
- - хорошо, но ещё немного ошибаешься
- - тебе нужна помощь учителя
VIII Подведение итогов урока.
(Слайд 32)
- Что вам удалось узнать?
- Сегодня я узнал...
- Я научился...
- Какое из заданий было для вас самым трудным, интересным?
- Было трудно...
- Было интересно...
- Меня удивило...
- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся заполняют шкалу успеха).
(Слайд 33)