Материалы по исследованию "Этические основы поведения"

Разделы: Внеклассная работа


Школа и семья – это те социальные организмы, которые могут и должны стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему в будущем устоять морально и обусловит его ценностные ориентиры в жизни. В рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов предусмотрено воспитание способности каждого ребенка к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию. И, видимо, прав был П.А. Кропоткин, считая, что этика призвана решать такие воспитательные задачи, как:

  • действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
  • определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
  • взывать к лучшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной к идеалу;
  • не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.

Главное лицо воспитательного процесса – педагог, поможет в реализации детских стремлений. Он ощущает свою причастность к детской жизни и понимает, что, воспитывая детей, он воспитывает и себя. Он – педагог, который, по выражению Я. Корчака, не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует.

Углубление школьников в этические основы человеческого бытия следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром. Именно этим обусловлена актуальность исследования, проведенного педагогом дополнительного образования.

Исследование по культуре общения проводилось в 2010 -2011 учебном году среди учащихся 6-х классов. В исследовании приняло участие 374 человека от 12 до 13 лет, из них 156 мальчиков и 218 девочек. (См. Приложение )

Вопросы носили личностно-ориентированный характер и касались поведения самих учащихся в обществе или их отношения к поведению окружающих людей. Анкету разработал сам педагог.

Ребятам были предложено выбрать один из трех вариантов ответов (да, нет, не всегда) на следующие утверждения:

  1. В своем поведении я всегда руководствуюсь нравственными нормами.
  2. Я могу сдерживать свои эмоции.
  3. Я умею слушать других людей.
  4. Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям, детям.
  5. Меня раздражают люди, которые в общественных местах употребляют нецензурную речь.
  6. Я контролирую свою речь.
  7. Если мне нагрубили на улице, в школе, в магазине, то я …
  8. Если я не прав, извиниться для меня очень трудно.
  9. Я могу сказать “нет” в любой ситуации.

Исследование показало следующие результаты:

Больше половины всех учащихся (64%) не всегда руководствуются в своем поведении нравственными нормами, и лишь треть опрошенных девочек и четверть мальчиков – ответили, что всегда учитывают законы нравственности в своем отношении к окружающему миру.

57% учащихся отметили, что их самих раздражают люди, употребляющие нецензурные выражения. В то же время более четверти мальчиков (27%) и 13% девочек отметили, что их вовсе не смущает брань, услышанная от окружающих.

Заставляет задуматься тот факт, что на вопрос “Как я себя поведу, если мне нагрубили в общественном месте” почти 58% учеников ответили, что они на грубость ответят грубостью. И лишь 15,5% детей ответили, что они будут переживать. Это ярко показывает степень агрессивности наших подростков и нежелание решить конфликт иначе как ответной грубостью. Данные ответы косвенно объясняют вопрос №6 - больше половины подростков (54,5%) признались, что не всегда контролируют свою речь, свои высказывания.

Извиниться за свою ошибку, оплошность и девочкам и мальчикам одинаково трудно (по 25%), 45, 5% мальчиков и 30% девочек легко попросить прощения. Не означает ли это, что слово обесценивается, и словесная форма извинения воспринимается лишь как форма, лишенная смысла.

Отношение к более слабым (пожилым людям, маленьким детям) то же желает быть лучше. Конечно, половина всех опрошенных отвечает, что они уступают места в общественном транспорте, тем, кто слабее их. Но почти 10% мальчиков и 7% девочек признались, что не считают нужным это делать;

Отрадным нужно признать тот факт, что все-таки почти половина подростков (47,6%) стараются контролировать свои эмоции, сдерживать их, и в ситуации выбора (курение, алкоголь, криминал) 46% учащихся могут сказать “нет”.

На основании данных исследований при разработке педагогом дополнительного образования темы “Культура общения” в нравственно-этическом разделе программы “Семья: нравственность, культура, здоровье” был сделан акцент:

1. На проблемах общения подростков с окружающими людьми. Общение – это, в первую очередь, культура речи. Культура речи - это такие качества речи говорящего/пишущего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Культура речи предполагает выбор говорящим и пишущим наиболее целесообразных языковых средств для данной конкретной речевой ситуации. Слово может возвысить человека и оскорбить, и в русской лексике, фразеологии, синтаксисе имеется богатейший арсенал единиц с оценочным значением, главное для культуры речи - это то, чтобы любое слово, любое выражение употреблялось в соответствии с ситуацией общения и не выходило за грани дозволенного.

2. На моделирование различных ситуаций.

Учащиеся приходят к выводу, что культура общения заключается не только в том, что и как мы говорим. Это более широкое понятие, включающее три составляющие: культура внешности, культура поведения и отношение к окружающему миру.

Рассматривая разные точки зрения на эти составляющие, пытаемся побудить учащихся к аргументированному выбору, требующему доказательных и глубоких размышлений и суждений. Итогом занятия может служить определение воспитанного культурного человека.

Воспитанный человек – это тот, кто выполняет правила поведения, принятые в определенное время и в определенном месте, одет чисто, опрятно, в соответствии с ситуацией, по-доброму относится к окружающему миру. И только тогда, когда все эти составляющие находятся между собой в полной гармонии, мы можем говорить, что человек не просто производит впечатление воспитанного, а действительно является культурным, воспитанным человеком.

Вывод: культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Приложение

№ вопроса
/мальчики/ 156
а/ б/ в/
1 37

23,7%

10

6,4%

109

69,9%

2 87

55,8%

7

4,5%

62

39,7%

3 108

69,2%

5

3,2%

43

27,6%

4 79

50,6%

15

9,6%

62

39,7%

5 80

51,3%

42

26,9%

34

21,8%

6 86

55,1%

5

3,2%

65

41,7%

7 15

9,6%

46

29,5%

95

60,9%

8 39

25%

71

45,5%

46

29,5%

9 72

46,2%

29

18,6%

55

35,3%

№ вопроса
/девочки/ 218
а/ б/ в/
1 80

36,7 %

7

3,2%

131

60,1%

2 91

41,7%

22

10,1%

105

48,2%

3 142

65,1%

- 76

34,9%

4 108

49,5%

6

2,8%

104

47,7%

5 133

61%

29

13,3%

56

25,7%

6 67

30,7%

12

5,5%

139

63,8%

7 43

19,7%

55

25,2%

120

55%

8 59

25,7%

64

29,4%

95

43,6%

9 101

46,3%

23

10,5%

94

43,1%