Методическая разработка урока по теме "Сложносочиненные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и систематизировать сведения о сложносочиненном предложении, отработать навыки постановки знаков препинания.

ХОД УРОКА

1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Возьмите карточку №1. Найдите слова с ошибками и исправьте их.

Безстрашный человек, приступить закон,разгорается костер, приземлиться вовремя, приобразовать город, преследовать врага, присесть на скамью,приглушенные голоса, разравнять землю, зажегательный танец, приемственность поколений.

2. Учитель.

А теперь переходим непосредственно к теме нашего урока. И начнем с теории.

Итак, перед вами 3 утверждения. Найдите верные.

А) Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают ин- тонационной законченностью.

Б) Сложные предложения делятся на на союзные и бессоюзные.

В) Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложно-подчиненными.

Почему первое утверждение неверно?

3. Учитель.

А чем СС предложение отличается от СП.

(В СС предложении части равноправны, а в СП одно предложение зависит от другого. В СС предложении используются сочинительные союзы, а в СП предложении используются подчинительные союзы и союзные слова.)

4. Учитель.

Следующее задание сформулировано так же, как оно звучит в экзаменационной работе (ГИА)

В тексте пронумерованы все запятые. Назовите цифры, обозначаю-щие запятые между частями сложносочиненного предложения.

В шестидесятых годах 20 века в Санкт-Петербурге состоялась выставка картин Исаака Левитана. Прошло часа полтора с момента открытия,(1)и вдруг раздался тревожный звонок телефона в кабинете главного музейного хранителя. Он бросился на выставку и увидел,(2) что картина “Золотой плес”,(3)принадлежавшая Третьяковской галерее,(4) вся покрылась волнами. Еще совсем недавно это полотно было идеально натянуто,(5) а теперь оно напоминало бурю на море.

Какие сочинительные союзы по значению использованы в данном тексте? (Соединительные и противительные)

5. Учитель.

Давайте сделаем небольшое отступление.

Вопрос

В каком жанре работал Левитан? (Пейзаж )

Посмотрите на репродукцию картины. Ее полное название “Вечер. Золотой плес”.

Как вы думаете, почему золотой?

6. Учитель.

У нас с вами есть еще 3 утверждения.

Только теперь нам надо найти утверждение, которое не является верным.

А) В сложносочиненном предложении перед разделительными и соединительными союзами запятая ставится всегда.

Б) В сложносочиненном предложении перед противительными союзами запятая ставится всегда.

В) Сочинительные союзы могут соединять как простые предложения в составе сложного, так и однородные члены.

Вопрос.

Почему утверждение А не является верным?

7. Учитель.

Составьте из двух простых предложений одно СС с общим второстепенным членом. Второстепенный член должны придумать сами.

Долго бушевала гроза. Дождь лил как из ведра.(ночью)

Вопрос.

Выделили запятой оборот как из ведра?

(Нет, это фразеологический оборот)

Слышались какие-то звуки. Раздавались какие-то голоса.(Изредка)

Дул легкий ветерок. Шел снег. (Днем)

8. Учитель.

Мы с вами сказали, что сочинительные союзы могут соединять как простые предложения в составе сложного, так и однородные члены.

Задание.

Возьмите карточку №2 с текстом.

А Данко шел впереди и сердце его пылало. Вдруг лес расступился перед ним и остался позади а Данко и все люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха промытого дождем. Гроза осталась позади них а тут сияло солнце... Был вечер и от лучей заката река казалась красной как та кровь что била горячей струей из разорванной груди Данко.

(А.М. Горький)

А) Прочитайте текст.

Б) Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

В) Вставьте знаки (прямо на карточке), определите роль сочинительных союзов.

После проверки данного задания п данному тексту выполняются следующие задания в формате экзаменационной работы:

А) Найдите слова с чередующейся гласной в корне слова. (Блестела)

Б) Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (солнце)

В) Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука,обозначаемого последующей буквой. (Расступился)

9. Учитель.

Простые предложения в составе сложного могут быть осложнены. Чем могут быть осложнены простые предложения, входящие в состав сложного

10. Записать предложение, объяснить знаки. Чем осложнены простые предложения, входящие в состав сложного.

Он завыл, рванулся из последних сил, и мы, сплетясь, как пара змей,обнявшись крепче двух друзей, упали разом, и во мгле бой продолжался на земле.

А) Откуда взято данное предложение?

(М.Ю. Лермонтов “Мцыри”)

Б) Мы с вами недавно на литературе вспоминали это произведение. В связи с чем. (Романтизм)

11. Учитель.

Мы с вами сегодня в основном работали с соединительными и разделительными союзами. И забыли о противительных союзах.

Как вы думаете, почему мы им меньше внимания уделили? (При противительных союзах запятые ставятся всегда).

Давайте мы с вами вспомним противительные союзы, а заодно и руские пословицы. (Устно)

Не место красит человека,... (а человек место)
Не красна изба углами,... (а красна пирогами)
Близок локоть,... (да не укусишь)
Рад бы в рай,... (да грехи не пускают)
Мягко стелет,.. (да жестко спать)
Не спеши языком,... (а спеши делом)
Делу время,... (а потехе час)

12. Учитель.

Вы знаете, что ошибку всегда можно сделать, главное уметь ее найти и исправить.

Возьмите карточку №3

На карточке у Вас отрывок из рассказа А.П. Чехова “Мальчики”.

Вы должны найти в данном тексте пунктуационные ошибки и исправить их.

У подъезда стояли широкие розвальни,и от лошадей шел густой туман.Володя уже стоял в сенях и развязывал башлык.Его пальто фуражка и волосы на висках были покрыты инеем и казалось, весь он с головы до ног издавал какой-то вкусный морозный запах. Мать, и тётка бросились обнимать и целовать его. Двери заскрипели и,подняв крик в комнату вбежали сёстры. Все смешалось в один сплошной радостный крик продолжавшийся в течение нескольких минут.

(А.П. Чехов)

13. Задание.

Спишите предложения, делая их более распространенными, вводя эпитеты, сравнения, метафоры. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Вспомните сначала, что такое эпитеты, метафоры.

Еще вчера на реке как будто прочно лежал лед а сегодня у берегов появилась вода. Все дальше от берега отходит кромка льда. Вот уже высоко в небе то глухо то звонко несутся голоса лебедей.

Большие белые птицы широким клином летят на север. Не спутаешь ни с кем журавлей. Только они умеют так звонко и чисто курлыкать. А если случится увидеть на горизонте серых птиц а еще и услышать ясный гогот сразу догадаешься что это гуси летят на далекую родину. А вот над головой раздается посвист сильных крыльев. Это утиная стая опустилась на воду.

Домашнее задание. Закончить работу по карточкам. Подготовка к контрольному диктанту.