В 2012 г. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Мурманской области № 896 от 16.04.2012 для повышения эффективности работы по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних, совершенствования содержания и технологий воспитательной работы в образовательных учреждениях, предупреждения конфликтов между участниками образовательного процесса организована работа по внедрению в образовательных учреждениях Мурманской области служб примирения.
Вечерняя школа является пилотной площадкой, внедряющей службу примирения, которая осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Не случайно, наша школа стала пилотной площадкой по внедрению школьной службы примирения, так как у нас уже есть небольшой опыт в данной области.
Прежде чем поделиться с вами нашим опытом работы в данном направлении, познакомлю вас с некоторыми цифрами: за последние пять лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 50,4%. а количество правонарушений – на 44,5%. Рост преступности уже давно стал для нас обыденностью. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет составляют около 8% населения, а на их долю приходится 16% всех раскрытых преступлений. Растет число умышленных убийств, грабежей и разбоев, преступлений на почве наркомании и токсикомании. Рост подростковой преступности тревожит общественность и в частности нас учителей, т.к учащиеся вечерней школы это в основном – «трудные подростки», дети «семей риска», подростки, неоднократно совершившие правонарушения. Поэтому, одним из видов профилактики правонарушений является правовое воспитание.
Наиболее общие личностные характеристики "трудных" подростков, с которыми нам приходится работать. Характерной особенностью несовершеннолетних является примитивизм интересов и потребностей. Бесцельное времяпрепровождение формирует негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя, ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения – к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах, публичной демонстрации пренебрежения к нормам общественной морали, культивированию вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Иллюстрацией к вышеприведенному могут служить данные анкеты «Как ты обычно проводишь свободное время?» Из 65 уч-ся ВСОШ №2: 48- гулять. 15 -играть в ПК, 1 -смотреть ТВ (никто не указал – читать, заниматься в секции, ходить в кино). И как следствие этого – низкий культурный уровень – также одна из многочисленных черт наших несовершеннолетних подростков. Многие духовные запросы, культурные интересы заменяются бесцельным времяпрепровождением, пьянством, употреблением токсических и наркотических веществ, хулиганскими действиями.
Еще одна характерная черта наших «трудных» подростков – глубокая деформация нравственных и правовых ориентации и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных целей, средств их достижения. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из искаженных групповых ценностей. Эти ценности смещены в сторону группового комфорта, сиюминутных удовольствий, потребительства. Аморальные и противоправные поступки несовершеннолетние правонарушители стремятся всячески облагораживать. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других, им свойственна несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность, тщеславие, упрямство, агрессивность.
Итак, «трудных» подростков характеризует преимущественно импульсивное поведение, нарушение структуры личности, наличие четко выраженных асоциальных потребностей, деформация духовных, познавательных, эстетических ценностей. У значительной части "трудных" детей поступки являются следствием неправильно сформированных суждений, убеждений, мировоззрений.
Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних
- Семейное неблагополучие;
- Неблагоприятное бытовое окружение;
- Средства массовой коммуникации;
- Низкая правовая грамотность.
На последнем пункте я остановлюсь подробнее. Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Анкетирование учащихся 7-9 -х классах, проводимое у нас в школе показало, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы – законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.
Поэтому, правовое воспитание как один из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, является для нас актуальным.
Вечерняя школа идет в ногу со временем и строит свою деятельность, опираясь на права и свободы человека и гражданина, закрепленных в международных правовых документах. Сочетание “Школа – правовое пространство” предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личности, на защиту ее интересов. Именно школа дает ученику необходимый для его социализации опыт улаживать существующие конфликты, смягчать напряженность, устанавливать “правила игры”, позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей.
Школьная жизнь – это сложный процесс взаимодействия учеников и взрослых. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые школа стремится разрешать разными путями. С этой целью в 2010 году в школе была создана Комиссия по соблюдению прав участников образовательного процесса. На Рисунке представлена структура Комиссии. Это коллегиальный школьный орган, состоящий из постоянных членов:
- Директора
- Уполномоченного по защите прав ребенка
- Правозащитника – учащегося, пользующегося доверием и авторитетом в школе, назначаемого путем школьных выборов
- Председателя Совета старшеклассников
- Социального педагога
Данное объединение учащихся и педагогов школы в целях профилактики правонарушений подростков занимается правовым просвещением подрастающего поколения, оказывает помощь в разрешении конфликтных ситуаций, распространением среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов, способствует правовой социализации подростков, воспитанию ответственности, толерантности, уважительного отношения друг к другу.
Комиссия рассматривает обращения и жалобы на нарушение прав, ущемления достоинства участников образовательного процесса и фиксирует их в «Журнале регистрации фактов нарушения прав участников образовательного процесса ВСОШ №2». Жалоба может быть подана как в письменной, так и в устной форме и должна содержать изложение существа решений или действий (бездействие), нарушающих или нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалоба, помимо личной, может быть общественной или подана третьим лицом при условии согласия на это лица, права и достоинства которого, по мнению заявителя, были ущемлены.
За 2 года работы Комиссии большинство обращений типа «ученик-ученик», в текущем учебном году был единичный случай по поводу нарушения этики поведения учителя. Члены Комиссии ведут переговоры между участниками конфликта, содействуют сторонам в выработке взаимовыгодного решения выхода из конфликтной ситуации. Уполномоченный по правам, директор ведут разъяснительную работу с педагогами школы о недопустимости нарушений в отношении ученика, обращая на корректное, выдержанное, терпимое отношение к мнению учащегося.
Большая роль в деятельности Комиссии отводится школьному правозащитнику из числа учащихся. Он исполняет роль посредника между конфликтующими сторонами. Основные принципы деятельности: нейтральность, конфиденциальность информации, добровольность участия сторон. Правозащитник вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса.
Выборы на должность правозащитника проходят раз в два года при тайном голосовании. Избирательным правом обладают все участники образовательного процесса ВСОШ №2. Правозащитником может быть любой обучающийся во ВСОШ №2 в 8-11 классах. Для организации и проведения выборов правозащитника создается избирательная комиссия, проводится предвыборная агитация, выборы и инаугурация. В данное время им является учащаяся 11 класса.
Правозащитник должен владеть формами и методами работы по разрешению конфликтов между сторонами. В связи с этим, в тесном сотрудничестве с психологом Центра психолого-медико-социального сопровождения, он принимает участие в психологических тренингах по конфликтологии, занятиях по формированию лидерских качеств, коммуникативных навыков и тренингах на командообразование, участвует в семинарах выездных лагерей.
Задачи, решаемые правозащитником:
- Содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса
- Оказание помощи школьникам по вопросам соблюдения прав ребенка
- Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека
- Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса
Основные направления деятельности:
- рассмотрение обращений учеников, родителей, учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.
- профилактика правонарушений через проведение мероприятий, посвященных правам человека, правам ребенка.
Приоритетное направление в работе школьного правозащитника – пропаганда правовых знаний. Правозащитник оказывает помощь в проведении тематических часов общения по правам, факультативных занятий «Азбука права» в 7 классе, «Подросток и закон» в 8 классе, городских станционных правовых игр.
Уже второй год в рамках просветительской деятельности по правам ребенка школьная Комиссия сотрудничает с Отделением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе с уполномоченным по правам ребенка и правозащитником волонтеры по правовому просвещению разрабатывают тематику правовых мероприятий, сценарии выступлений, игр, конкурсов для ребят (в основном это дети младшего и среднего школьного возраста).
Ежегодно в начале и в конце учебного года члены Комиссии проводят социологический мониторинг для прояснения ситуации о нарушении прав детей ВСОШ №2». Тенденция к разрешению конфликтов в цивилизованной форме укрепляется. Наличие в школе Комиссии и в частности школьного правозащитника с каждым годом дает детям, учителям, родителям ценный опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, понимая обязанности и ответственность.