Голоса птиц.
Сегодня в лес всех вас зову
Я музыкой своей,
Там желтоглазую сову
Увидишь средь ветвей,
Ежа у мшистого пенька
И дятла на суку,
Услышишь ты издалека
Весёлое “ку-ку”.
То нежной трелью соловья,
То хрустом на тропе
В лесу дорогу буду я
Указывать тебе
Звенеть заставлю я ручей
И шелестеть листву
Иди за музыкой моей
Ау-ау-ау!
Учитель.
Наша встреча в гостиной посвящена Михаилу Михайловичу Пришвину, который писал о природе. Мы совершим путешествие по страницам его книг.
Выставка книг.
Пришвин родился в имении Хрущёва Елецкого уезда Орловской области. Провёл здесь своё детство среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.
Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родных местах открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного края.
Рассказ “Последние цветы”
(В руках поделка “Колокольчик и стрекоза”)
“Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетал, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. На другом колокольчике сидела стрекоза. Точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась и улетела.”
Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. Самое главное, чему у него научился Пришвин пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются.
Теперь пора сказать, Что Пришвин совершенно не собирался становиться писателем. Ещё мальчишкой убежал в Азию. То есть в неведомую даль, но его быстро поймали и вместо Азии получилась гимназия.
Потом побывал везде: и в той самой заветной, мальчишеской Азии, и в тайге, и в степи, и на морских берегах. Был охотником, следопытом, журналистом, учителем. Привозил отовсюду очерки и целые книги. (Книга в руках) Первый пришвинский сборник рассказов “Золотой луг”
“Золотой луг”
“У нас с братом, когда созревают одуванчики, была постоянная забава. Бывало идём вместе, я его позову, он оглянется, а я фукну одуванчики прямо в лицо…”
- Ребята, что значит “спать одуванчик ложился вместе с нами, детьми и вместе нами вставал”?
(Как часы, в одно время закрывался и открывался. По цвету можно определить время года.)
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
Пришвин утверждал, что мир полон чудес и “это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие…они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза , их не видим, имея уши –не слышим.
Инсценировка “О чём шепчутся раки?”
Раки очень интересные. У них много ног, какие усы, какие клешни, и ходит хвостом наперёд, хвост называется шейкой. Когда раков соберут в ведро, то они начинают шептаться. Шепчутся, шепчутся. А о чём не поймёшь. И когда скажут, “раки перешептались”- это значит они умерли. Однажды бабушка с внучкой пошли ловить раков. Всю ночь вытаскивали раков. Наловили полную корзину и пошли домой.
- Не перешептались бы раки.
- А о чём они шепчутся?
- Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются. А раки искали выход. Самый большой нашёл дырку: бабушке на кацавейку- на юбку – траву – в речку.
Пришли домой.
- Раки-то, внученька, должно быть перешептались и …
- Померли?
- Уснули?
Пришли к избе. (подняли тряпку)
- Батюшки родимые, а где же раки?
- Пусто.
- Вот они раки-то, шептались. Я думала – это они друг с другом прощаются. А это они с нами дуррами прощались.
* Пришвин видит и слышит чудеса и раскрывает их перед нами. Для него нет растений вообще. А есть белые грибы, голубая черника, кукушкины слёзы, заячья капуста.
Рассказ “Лисичкин хлеб” (Садится на пенёк возле лисицы.)
Рассказ “Гости” (Голоса птиц.)
Звери и птицы у Пришвина “кукуют”, “свистят”, “шипят”. Каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских рассказах становятся живыми: точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб.
Рассказ “Силач” (с книгой в руках)
Писатель не только великолепно знает природу. Умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно. Он понял, что земля, небо, человек и зверь – единое целое.
Рассказ “Лоси” ( рассказывают 2 ученика)
Книги Пришвина читают и дети, и взрослые. Писатель стремится научить нас жить в ладу с природой, правильно её понимать, чувствовать и беречь. Вот как он к нам обращается.
“Мои молодые друзья!
Мы, хозяева, нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверять повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Все встали. Хором.
Рыбе – вода,
Птице - воздух,
Зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу -
Значит охранять Родину.
Песня “Наш край”
Учитель. Друзья!
Видно, что вы прочитали много рассказов Пришвина. Герои его рассказов навсегда останутся в вашей памяти. И не только прочитали, но и нарисовали иллюстрации, сделали поделки героев рассказов Пришвина. Большое спасибо. Я думаю, что эта гостиная обогатит ваш ум и сердце. А вы будете стараться любить природу так же, как и Михаил Михайлович Пришвин.
Викторина.