“Звук – это плацдарм нашего
искусства. Звуком рисуешь видимое слово,
звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься, и
звуком же рассказываешь
о месте действия, о мире, природе, небе, морях и
реках и, конечно же, о людях”.
В. Яхонтов
Драматический театр — это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что русский театр, развивающий традиции Щепкина и Станиславского, ориентирован прежде всего на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.
Начиная с Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали “великий прекрасный язык”. Сохранение языка в его чистоте и красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.
В настоящий момент появился целый ряд разработок по голосоведению. Они содержат много позитивного, заслуживающего внимания. Все они, в той или иной степени, направлены на развитие творческих способностей учащихся.
Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра, разработанные Е.Ф. Саричевой, Э.М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой и И.П. Козляниновой, они основываются на опыте и в то же время используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки — лингвистике, литературоведении, психологии, медицине. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования, Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.
Программа “Сценическая речь” является авторской. Предназначена для дополнительного образования детей 7-10 лет (детей начальной школы). Срок реализации программы – 2 года. Дети первого года обучения (7-8 лет) занимаются 1 раз в неделю по 1 часу, второго года обучения (9-10 лет) - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия групповые и индивидуальные. В группах первого года обучения 10-12 человек, в группах второго года обучения 8-10 человек. Запись в группы производится на основе собеседования детей, родителей и педагога. Дети младшего школьного возраста еще не ориентируются в выборе студии, поэтому им оказывают помощь педагоги и родители. В группах могут заниматься дети театральной студии “Марьюшка”, а так же любые другие желающие.
Одна из основных задач педагога – не только повышение сценического мастерства детей, задействованных в театральной студии Центра образования № 491 “Марьино”, но и всех других, нуждающихся в совершенствовании речевого аппарата.
Авторская позиция направлена на обучение учащихся по специально разработанной программе, учитывающей личный педагогический опыт работы с детьми начальной школы с 1996 года, а также образование по специальностям: “учитель начальных классов”, “логопед”; педагогическим опытом работы с детьми начальной школы с 1996 года.
Программа “Сценическая речь” разработана в соответствии с “Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, Закона РФ “Об образовании” и “Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”.
Актуальность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения учитывают современные достижения врачей-ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре - в области совершенствования речевого аппарата.
Программа ориентирована на запросы родителей, детей, учителей и социума.
Возвращаясь к синтетической природе театра, необходимо обратить особое внимание на неразрывность взаимодействия всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.
Поскольку человек, как правило, совмещает процесс движения с процессом звучания, то и обучение голосоведению необходимо соединить с движением, которое будет помогать звуку.
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи — психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники звучания голоса — действию.
Говоря о предмете “Сценическая речь”, необходимо обязательно обратить внимание на те качества, которыми должен обладать педагог – “речевик”. Само собой разумеется, что педагог обязан досконально знать свой предмет, и поскольку он имеет дело с очень тонким механизмом, то руководствоваться должен принципом “не навреди”. Неправильно выполненные упражнения неизбежно влекут за собой перегрузку связок, которая чревата образованием узелков, возникновением фарингита и несмыкания связок. Постоянный контроль со стороны педагога — обязательное условие в работе над голосом и речью.
С первых же уроков надо вырабатывать у учащегося острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы они научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе “чувство веры и правды”. Тому, как добиться этого, собственно и посвящен весь раздел “Тренинг”.
Урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором студиец ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности.
Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа сценической речи, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме.
Целью данной программы является постановка сценического голоса.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В обучении:
- навыки риторики;
- навыки дыхательной гимнастики;
- артикуляционные навыки;
В воспитании:
- дисциплина;
- умение гармонично существовать в коллективе;
- ответственность;
- этическое воспитание;
- взаимопомощь;
- самоуважение и взаимоуважение;
В развитии:
- развитие правильной постановки речи;
- умение вести себя на сцене;
- чувство ритма;
- чувство слуха;
- развитие интеллекта.
Форма контроля знаний учащихся:
- текущий (в виде совместного обсуждения с учениками успешности выполненного задания);
- промежуточный (в виде зачетов по окончании четвертей);
- итоговый (в виде совместного обсуждения с родителями достигнутых результатов после выступления детей в различных спектаклях, конкурсах, открытых занятиях и т.п. в течение года).
Оценки на занятиях не ставятся.
Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:
- метод полных нагрузок.
Превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует логическая связь.
- метод ступенчатого повышения нагрузок.
Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения студийцем технологии голосоведения и сценической речи.
- метод игрового существования.
Это очень важный аспект студийной работы. Только апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных результатов.
- метод импровизации.
Он дает возможность выявить у ребенка скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать студийцев на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг к другу и окружающему миру в целом.
Переходя к описанию технологического процесса, необходимо сделать следующее уточнение: в теоретической работе уместно употребление термина “энергия”, хотя в практической работе с детьми мы им не пользуемся. Восточная школа утверждает, что искусство — это магия.
В зависимости от индивидуальных способностей детей возможна оперативная корректировка программы в каждом отдельном случае: ускоренный или замедленный темп обучения, личностно-ориентированный подход.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития учеников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т.е. педагог должен пробудить интерес ученика к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы студиец принимал в этом процессе выбора активное участие.
Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы, как ответы на вопросы: “Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?”
Отобранный текст целесообразно читать не спеша, сначала про себя, а затем вслух. Необходимо осмыслить этот текст, определить событийный ряд, отношение к этим событиям и персонажа и исполнителя, выстроить линию действия и попытаться добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях. Речевая программа — отрывок или монолог — это тоже мини-спектакль. Здесь, как и в развернутом драматическом произведении, действуют все законы “метода физических действий” (см. главу 5), в том числе и необходимость предлагаемых обстоятельств. Выстраивая действие, мы предполагаем, что исполнитель занимает позицию автора, а его партнером становится слушатель.
Присвоение текста возможно только при личной заинтересованности учащегося, следовательно, недопустимо никакое давление на него. В основе формулировки задачи, поставленной педагогом, обязательно должен быть “действенный” глагол, например: “прошу”, “угрожаю”, “полемизирую”, “провоцирую” и т.д. Это важнейший этап в работе над текстом — воздействие им на слушателя. Также необходимо провести беседу о важности темпоритма (см. главу 4). Рекомендуем познакомить ребят с учением К.С. Станиславского о темпоритме, приведенным в его книге “Работа актера над собой”. После осмысления текста — определения событийного ряда и разбивки его на куски (каждый кусок — это одно событие) — учащийся должен освоить технику перемены темпоритма от куска к куску, избегая при этом монотонного топтания на месте, т. е. новый кусок, новое событие — смена темпоритма. Чем объемнее и сложнее литературный материал, тем разнообразнее должна быть внутренняя интенсивность жизни актера, выраженная внешне через ритм и скорость произнесения текста (темп).Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до зрителя. В этом поможет логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора. Подробнее с правилами логики можно ознакомиться в учебниках Е.Ф. Саричевой, Н.Н. Шевелева, Т.И. Запорожец. Совершенно очевидно, что в рамках предмета “Сценическая речь” педагог, уделяя достаточное внимание технике речи, должен разбудить фантазию учащегося и направить ее в определенное русло, а также он должен обладать режиссерскими знаниями, владеть методом действенного анализа и педагогическими навыками в том смысле, как их понимал Станиславский (см. главу 5). Особенно полезно в этой связи ознакомиться с книгой A.M. Паламишева “Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы”.
ТРЕНИНГ
Здесь, так же как и в тренинге по актерскому мастерству, мы приводим упражнения комплексами. Они расположены в том порядке, в котором должны выполняться на занятии. Педагог выполняет упражнения вместе с учащимися. Он не отдает команды в прямом смысле этого слова, но все ученики ориентируются в ритме действий и дыхания, в порядке выполнения упражнений на педагога.
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
“Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых существенных элементов искусства речи, от того, как дышит актер, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, сила, легкость его голоса, мелодичность речи”.
Процесс обучения верному смешанно-диафрагматическому дыханию достаточно трудоемкий, но, освоив его, мы получим возможность управлять дыханием сознательно.
Дыхание мы формируем постепенно. Начинаем с простых упражнений, которые знакомят обучающегося с самим принципом такого дыхания; стараемся зафиксировать сознание ученика на смысле термина “вдох в низ живота” и очень внимательно следим за тем, чтобы он понял принцип такого дыхания. От этого зависит результат.
ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ
Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному, свободному течению звука.
Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и ребер
ПЕРЕХОД К РЕЧЕВОМУ СПОСОБУ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, педагог объясняет детям, что губы должны двигаться не горизонтально, т. е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
6.АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ, СЛОВ, ФРАЗ, СТИХОВ И ПОГОВОРОК
Все упражнения этого блока строятся на игровом материале, рассчитанном на фантазию учащихся. Педагог должен точно сформулировать студийцам специфические речевые задачи и актерские действенные, а также следить за правильным звучанием.
Методическое обеспечение программы.
- Кабинет (вместимостью до 15 человек), оснащенный зеркалами.
- Музыкальный центр.
- Компьютер (ноутбук).
- Видео, аудио материалы.
Список литературы для педагога.
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., 1992.
- Голендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове.- Л., 1990.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 2002.
- Кнебель М.О. Слово о творчестве актера – М., 1999.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 2006.
- Паламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. – М., 2002
- Петрова А.Л. Сценическая речь. – М., 2005.
- Саричева Е.Ф. Техника сценической речи. – М., 1955, изд. Искусство.
- Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 1993.
- Смоленский Я.М. В союзе звуков, чувств и дум. – М., 1976.
- Станиславский К.С. Период воплощения. Оправдание текста./Собр. соч. в 8 т. –М.,1954-1961 – Т.4. – М.,1957. – С.180-185, 272-288.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой / Собр. соч. в 8 т. –М.,1954-1961 – Т.3. – М.,1955. – С. 60-201, 321-344.
- Шевелев Н.Н. Логика речи. – М.,1959.
Список литературы для детей.
- Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. и др. Театр, где играют дети. М., 2001, гуманитарное изд. Владос.
- Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 2010.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой / Собр. соч. в 8 т. – М., 1954-1961 – Т.3. – М.,1955. – С. 60-201, 321-344.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для младшего школьного театра. М., 2001, изд. Владос.