Цели:
- закрепить умения вычислять площади фигур, применять теорему Пифагора устно и письменно;
- закрепить и проверить умения решать задачи на вычисление площади;
- развивать быструю работу мысли, смекалку и внимательность;
- воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу;
- развивать интерес к математике.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Задание на дом: работа на карточке, составить ребус.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Основная часть
1. Правила игры – соревнования.
2. Представление команд (название и девиз).
3. Разминка команд.
На доске записаны названия фигур ( в разбивку для каждой команды). Ученики по очереди выходят к доске и рядом записывают формулы для вычисления площади данных фигур. За каждое верно выполненное действие – 1 балл.
4. Кто внимательнее.
На доске открывается плакат (или с помощью
проектора). Задание общее.
Из каждой команды по очереди подходит один
ученик. И считает, пока не собьётся: «Первый
треугольник, первый прямоугольник, второй
треугольник и т.д.». Если ученик за 30 секунд
сосчитает все фигуры, то команда получает 4 балла.
5. Кто быстрее.
Задачи нужно решить на скорость.
Вычислите. Зашифрованное слово – математический
термин.
40 | 25 | 20 | 15 | 30 |
Кто решит верно и быстрее, тот получает 5 баллов. Второй по скорости – 4 балла, третий по скорости – 4 балла. По окончании проверки подсчитываются баллы команды.
П | a = 6см, b = 3см, S = ? | |
С | a = 10см, h = 4см, S = ? | |
Т | a = 8см, h = 5см, S = ? | |
М | a = 6см, b = 7см, S = ? | |
О | a = 3см, b = 7см, h = 5см, S =? | |
А | d1 = 12см, d2 = 5см, S = ? | |
К | a = 9 см, b = 12см, с = ? |
6. Кто дружнее.
Составьте квадрат из данных фигур и найдите его площадь. Первая команда, выполнившая быстрее всех и верно получает 4 балла, остальные – по 3 балла.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
7. Кто сильнее.
Решить задачи. За каждую решённую задачу – 3
балла. За скорость дополнительный балл.
Командам выдаются листки с задачами.
Задача 1.
В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С катет АС = 8см, гипотенуза АВ = 10 см. Найдите площадь треугольника АВС.
Задача 2.
В параллелограмме АВСМ угол В = 1500 . СМ = 6см, ВС = 9см. Найдите площадь параллелограмма АВСМ.
Задача 3.
В равнобедренной трапеции КРВТ с основаниями РВ и КТ угол КРВ равен 135o. РВ = 10 см, высота равна 5 см. Найдите площадь трапеции КРВТ.
Задача 4.
В ромбе один из углов равен 60o. Сторона ромба равна 20 см. Найдите площадь ромба.
9. Подведение итогов урока
Таблица соревнований
№ п/п | Этап соревнования | Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 |
1 | Представление команд (название и девиз). | ||||
2 | Разминка команд. (7 б) | ||||
3 | Кто внимательнее. (4 б) | ||||
4 | Кто быстрее. (5 б и) | ||||
5 | Кто дружнее (4 б и). | ||||
6 | Кто сильнее. (3 б) | ||||
Итог |
Использованная литература:
- Атанасян Л.С. и др . Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2010.
- Иченская М.А. Геометрия. 7-9 классы. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна: разрезные карточки. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ким Е.А. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича. – Волгоград: Учитель, 2007
- Мельникова Н.Б. и др.Геометрия. Задачник-практикум для 8 класса. – М.: Интеллект-Центр. 2006.
- Фальке Л.Я. Час занимательной математики. Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.