Урок математики по теме "Подобные слагаемые". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • сформировать у учащихся понятие «подобные слагаемые», познакомить с алгоритмом приведения подобных слагаемых;
  • развивать интуицию учащихся, способности к догадке, формировать элементы алгоритмической культуры учащихся;
  • развивать навыки самооценки, способности к преодолению трудностей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга.

II. Устный счёт

Учащимся предлагаются задания, 2-3 минуты они самостоятельно считают, ответы записывают в тетрадь, затем сверяет ответы, проговариваем правила счёта.

1) 10 + 2,5
10 – 2,5
2,5 – 10
– 10 + 2,5
– 10 – (– 2,5)
– 2,5 – 10
– 2,5 – (– 10)

2) 3,8*1,7 – 2,8*1,7
3,1*3,7 + 3,1*6,3

3) – 19 – 11 + 19 – 3 + 7 – 6

III. Изучение нового материала

1) Используется ЦОР «Новый материал»

Сначала повторяется понятие «коэффициент» и умение преобразовывать выражение, вынося общий множитель за скобку (этот приём уже ребята повторяли на этапе устного счёта). Затем, используя материалы слайда, пытаемся сформулировать определение подобных слагаемых. Сверяем свою догадку с материалом учебника. Открываем учебник на странице 224 (пункт 41 – Подобные слагаемые), читаем определение(как правило, кто-нибудь из детей выдвинет верное предположение, каким должно быть определение). Далее в течение 2 минут ребята заучивают определение и рассказывают его друг другу в парах.

2) На доске записаны выражения:

3х + 5у
7s – 4s
– 2p + 10a
– 3t + t – 2t
13bx – 4b

Нужно определить, в каких выражениях есть подобные слагаемые, и обосновать свой ответ, используя определения. Например, в первом выражении нет подобных слагаемых, так как слагаемые имеют различные буквенные части.

3) Изучаем правило приведения подобных слагаемых. Для этого воспользуемся примером, записанном на слайде (3х – 8х=(3 – 8)х= – 5х) и правилом, сформулированном в учебнике. Правило читаем, определяем, какое действие это правило учит выполнять (приведение подобных слагаемых), выделяем основные этапы выполнения этого действия (1-й – сложить коэффициенты, 2-й – результат умножить на общую буквенную часть). Рассматриваем пример – привести подобные слагаемые в выражении: – 3t + t – 2t. Учитель записывает образец решения на доске, ученики в тетрадях, каждый этап приведения подобных слагаемых проговариваем.

IV. Физкультминутка + первичное закрепление

Используется ЦОР с аналогичным названием. Учащиеся устно выполняют приведение подобных слагаемых, если получают выражение с отрицательным коэффициентом, то поворачиваются влево или вытягивают в сторону левую руку, если получают выражение с положительным коэффициентом, то аналогичное упражнение выполняют в правую сторону, если же получается нуль, то обе руки нужно вытянуть перед собой. После этого один из учеников проговаривает решение и ответ.

V.Закрепление

Фронтальная работа. Один человек работает у доски, остальные то же задание выполняют в тетради – №1283(а, д, ж, з) (учебник «Математика, 6 класс», авторы  – Н.Я.Виленкин и др.), один человек выполняет преобразование одного выражения. Те учащиеся, скорость работы которых выше, выполняли №1283 полностью.

VI. Срезовая работа

На слайде представлены два варианта работы, Учащиеся выполняют работу на отдельных листочках в течение 5 минут. Работы на проверку сдают по желанию. Те учащиеся, которые желают сдать работу, предварительно в тетрадь выписывают ответы. После того, как все желающие сдали работы, начинаем работу проверять – ответы на слайде, учащиеся подсчитывают количество верных ответов, выставляют себе оценку: «5» – за 6 правильных ответов, «4» – за 5 правильных ответов, «3» – за 3 или 4 правильных ответа. Оценка «2» не выставляется, обязательно проговариваем, что если ученик не справился с работой, то нужно постараться, хорошо поработать дома и на последующих уроках.

VII. Домашнее задание

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: пункт 41, №1306(а-е); просматривают заданный номер по учебнику, учитель комментирует домашнее задание.

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия

Вопросы к учащимся: с какими понятиями познакомились на уроке? Какое действие научились выполнять?

Учитель обращается к ученикам: «Давайте выполним ещё одно задание по изученной теме – заполните пропуски в равенствах:

15s  +  5s = …s
– 18p – 4p = – 22…
…a – 31a = a
5s + … + 7s = 14s
– 4i – 8i – … = 18i
– 3b + … = 10b
7o – … = 2o

– А теперь назовите по порядку буквы, которые используются в равенствах».

У детей получается слово «спасибо». Учитель благодарит детей за хорошую работу на уроке и заканчивает занятие.

Приложения