Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
– повышает мотивацию учащихся к учению;
– активизирует познавательную деятельность;
– развивает мышление и творческие способности ребёнка;
– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни.
Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.Цели урока:
- Продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-географического положения) и природных условий района.
- Продолжить формирование умения использовать карты, статистические данные как источники знания.
- Развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы, делать выводы.
Оборудование: физическая карта «Европейская часть России», мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, атласы, раздаточный материал, учебник «География России. Хозяйство и географические районы. Кн. 1» А.И.Алексеев. – М. : Дрофа , 2010. Презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся о районе Европейский Север.
Тестовая работа (Приложение 1)
III. Взаимопроверка по ключу
IV. Ввод в тему
1.
– Какие районы Европейской части России мы уже
изучили?
– Какие районы мы ещё не изучали?
2. Прослушайте стихотворение и определите какой район мы будем изучать сегодня.
О Волга ! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслышав звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...
– О каком районе идет речь?
3. Постановка темы и целей урока (учащиеся самостоятельно). Запись темы урока в тетрадь.
V. Изучение нового материала
1. Сегодня мы будем работать по группам (рядам). У каждой группы будет своё задание . Задания для групп на листочках. Используя карты атласа стр. 38(экономическая), стр. 34 (физическая) и текст учебника § 34 выполнить задание.
2. Работа в парах по плану. (Приложение 2)
VI. Физкультминутка
3. Выводы по каждому этапу:
1) Выгодность ЭГП района. Особенности ЭГП
выявить и записать в тетрадь.
2) Благоприятность природных условий.
3) Обеспеченность природными ресурсами.
VII. Первичное закрепление материала
– Какую цель урока мы ставили и что выполнено?
– Какой общий вывод можно сделать об ЭГП района?
VIII. Домашнее задание §34 (новый) или §35 (старый), знать записи в тетради.
IX. Рефлексия
На листочках написать Что я знал(а) по теме урока Что я узнал(а) на уроке нового по теме.
X. Задание
– Выскажите своё мнение о расположении Поволжья вдоль Волги для самой реки.