Цели:
1. Обобщить знания учащихся по теме: “Петр
Великий. Значение его реформ” и, предложив им
дать характеристику этого исторического
деятеля; сформировать у них представление о
времени его правления, о неоднозначности и
противоречивости оценок его деятельности и
объяснить, что реформы Петра I преследовали цель
укрепления царской власти для улучшения
международного положения государства и его
населения.
2. Раскрыть достижения эпохи Петра I и показать
развитие страны за счет увеличения налогов путем
усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
Развивать умственную деятельность учащихся –
умения сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы и умозаключения.
3. Формировать у учащихся знания о явлениях и
событиях отдельного исторического периода и
представление о роли личности Петра I в истории
Российского государства и Астраханской
губернии. Воспитывать любовь и уважение к
истории родной страны.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта «Российская империя в первой половине XVIII века», карта «Астраханская область в первой половине XVIII века», раздаточный материал – тесты, выставка книг, посвященных Петру I, выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
– Задача нашего урока состоит в том, чтобы узнать роль Петра I в истории Российского государства. Давайте проведем интеллектуальную разминку.
Тесты
1. Когда родился Петр I (Презентация, слайд № 3 )
а) 25 мая 1772 года;
б) 30 мая 1672 года;
в) 25 сентября 1675 года;
г) 30 апреля 1672 года.
2. Как звали мать Петра? (слайд № 4)
а) Софья Романова;
б) Наталья Нарышкина;
в) Мария Милославская;
г) Татьяна Лопухина.
3. Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на:
а) гвардию;
б) стрельцов;
в) бояр;
г) казачество. (слайд № 5)
4. Северная война приходится на период:
а) 1700 – 1721гг.;
б) 1709 – 1721гг.;
в) 1699 – 1720гг.;
г) 1701 – 1721гг. (слайд № 6)
5. Нововведения Петра I:
а) в одежде появился европейский покрой;
б) бритье бород;
в) русские люди стали грамотными и образованными;
г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки.
6. Полтавская битва произошла:
а) 27 июня1709г.;
б) 27 июля 1709г.;
в) 18 сентября 1708г. (слайд № 7)
7. Орган власти, который занимался, начиная со времени Петра I, церковным управлением, назывался:
а) Сенат;
б) Патриархия;
в) Синод.
8. При реформе местного управления Петр I организовал:
а) княжества;
б) губернии;
в) республики.
9. При Петре I был введен основной прямой налог, который назывался:
а) подворное обложение;
б) пожилое;
в) подушная подать.
10. Титул, который был присвоен Петру I Сенатом в 1721году после окончания Северной войны:
а) Царь;
б) Патриарх;
в) Император.
11. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское;
б) Азовское;
в) Балтийское;
г) Полтавское. (слайд № 8)
12. Новое летоисчисление в России было введено в:
а) 1701г.;
б) 1702г.;
в) 1700г.;
г) 1699г.
– Какие преобразования в управлении были проведены при Петре I?
Ответы учащихся:
Выдающаяся роль в преобразованиях конца XVII – первой четверти XVIII века принадлежала Петру I, его глубокому и дальновидному государственному уму, целеустремленности, решительности, твердой воле.
– Давайте заглянем в прошлое нашего города Астрахани.
Выступление ученика (слайд № 9)
Астраханское восстание (1705-1706 гг.) – крупнейшее восстание, вспыхнувшее в июле 1705 года в Астрахани. Восстание охватило Красный Яр, Чёрный Яр, Гурьев, терки. Толчком к восстанию послужил указ Петра I о запрете на русское платье и приказ об обязательном бритье бород. Однако истинная причина восстания коренится в повышении налогового бремени, в росте пошлин, произвол властей и низкое жалованье стрельцам. Восставшие захватили Астраханский кремль, убили воеводу Т.Н. Ржевского, известного своими злоупотреблениями. После этого было выбрана новая власть, которой вменялось в обязанность решать дела по принципу казачьего круга, то есть вместе с горожанами. На кругу избрали совет старшин, в числе которых были богатый купец Я.И. Носов, посадский человек г.Л. Ганчиков и стрелец И.В. Шелудяк. Петровские налоги отменялись, жалованье стрельцам увеличивалось, а также разрешалось свободная торговля хлебом. Только в марте 1706 года правительственным войскам удалось взять Астрахань. Более 300 мятежников были подвергнуты пыткам, а затем казнены или сосланы в Сибирь.
– Великому государю присущ необычайный размах
и всеобъемлющий характер.
– Докажите, что при Петре I абсолютная монархия
укрепилась.
Ответы учащихся:
Петр считал себя находящимся на службе
государству, как и все остальные подданные он не
щадил ни себя. Ни других. Недаром А.С.Пушкин
назвал Петра «вечным работником». В сложной
международной обстановке Петр проявил себя
выдающим дипломатом. Он умел подбирать способных
и верных помощников – «птенцов гнезда
Петров». Среди них были А.Д. Меншиков –
полководец и государственный деятель, Г.И.
Головкин – канцлер и глава посольской службы
(слайд № 10), П.П.Шафиров – тонкий политик и
дипломат, А.К.Нартов – замечательный инженер –
изобретатель. Особенно, увлекался Петр морским
делом, созданием регулярной армии и флотом. При
Петре I произошло усовершенствование
государственного аппарата, что сопровождалось
усилением центральной власти и оформлением в
России абсолютной монархии. Из предисловия к
Воинскому уставу: « Его величество есть
самовластный монарх, который никому на свете в
своих делах ответу дать не должен».Большие
перемены наметились и в области просвещения,
культуры и науки.
– Какой ценой были проведены преобразования в
России?
Ответы учащихся:
Реформы Петра при всей их прогрессивности оборачивались для трудящихся новыми налогами. Солдаты, матросы, работные люди мануфактур, крестьяне – это они были той мощной движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень.
– Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
Работа с учебником и записи в тетрадях.
– Сделайте вывод о значении экономических реформ.
3. Изучение нового материала (краеведение).
История Астраханской
области неразрывно связана с именем Петра I.
Царя всегда привлекала Астрахань
своим удачным положением и природными
богатствами. Петр I старался развивать в
Астраханской губернии не только торговлю и
промышленность, но и рыболовство, а также
производство селитры и разведение в регионе
виноградников и тутовых деревьев. Можно сказать,
что именно Петр I оценил истинный потенциал Астрахани и определил
ее истинное предназначение – южного форпоста
страны на Каспии. В 1717 году указом Петра Великого
была учреждена Астраханская губерния (слайд №12).
Увековечить это важнейшее для Астраханской
области историческое событие решили с помощью
установки памятника Петру I в Астрахани (слайд №
13). В 1722 году в городе случилось знаменательное
событие. В Астрахань приехал император
Российского государства Петр Великий. Еще до
своего приезда в Астрахань из Петербурга сюда
был направлен на должность губернатора Артемий
Петрович Волынский. 16 октября 1720 года Петр послал
губернатору собственноручный указ.
…Эскадра подходила к городу медленно. Был тихий,
знойный день. Паруса наполнялись ветром как бы
нехотя. Но вот головное судно поравнялось с
крепостью и грохнул раскатисто артиллерийский
салют с каменных башен, заметались над Волгой
перепуганные чайки, празднично загудели
соборные колокола. Астраханский губернатор
Волынский записал тогда в дневнике: «19 июня во
вторник в 16 часу дня в 3 четверти Его
Императорское Величество изволил прибыть в
Астрахань водою на галерее в шлюпке на пристань и
войти в крепость в кремль, в Соборную Церковь…».
Астрахань встретила Петра I, только что
получившего титул Императора, Отца Отечества,
торжественно и шумно. Город со своей
своеобразной архитектурой, со своим
неповторимым восточным колоритом произвел
большое впечатление на великого
преобразователя. Первой достопримечательностью,
которая запала в сердце императора, был
Астраханский кремль и его главная святыня –
Успенский собор, та самая Соборная церковь, о
которой писал Волынский. После этого император
взобрался на Пречистенскую колокольню и в
подзорную трубу стал осматривать окрестности,
которые показались ему очень красивыми. Петр
обратил внимание на состояние астраханских улиц
и повелел их замостить, а для этого просил
губернатора Волынского довести до сведения
шкиперов и лоцманов, чтобы они, ведя суда по Волге
к Астрахани, обязательно привозили с собой по
несколько пудов кирпичей или булыжников.
Проживая в своем дворце, находящемся в лучшем
саду Астрахани, Петр Великий в свободное время
присоединялся к садовникам. Помогал им копать,
сажать и сеять, давал хорошие указания. Здесь
уместно привести рассказ русского историка
Василия Ключевского: «Однажды какой-то знатный
господин улыбнулся, видя, с каким усердием Петр,
любя дуб, как корабельное дерево, сажал желуди на
окраине дороги. «Глупый человек, – сказал ему
Петр, заметив его улыбку и догадавшись о ее
значении, – ты думаешь, не дожить мне до матерых
дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей
пользы государства». По преданию, посадил Петр
несколько дубовых деревьев в Замановском саду
(слайд № 14). За дубами следил иноземец Андрей
Федоров, которому Екатерина пожаловала 4 рубля,
да Сабовым работникам по рублю. Однако Петр I
приехал в Астрахань не для отдыха. Он
вынашивал планы предстоящего Персидского
похода, и тщательным образом к нему готовился. В
петровском дворце часто собирались сподвижники
Петра I – адмирал Апраксин (слайд № 11), тайный
советник Толстой, навигатор Соймонов, капитан
Верден, князь Кантемир. Здесь вынашивались все
детали будущего похода, составлялись манифесты к
горским народам Кавказа. В январе 1722 года в
Астрахани стали делать островные лодки и
ластовые суда для похода. Они были приспособлены
и к морскому плаванью. В «Табеле о составе
Каспийской Флотилии в 1724 году» указаны суда,
принимавшие участие в Персидском походе. В
большинстве своем они имеют названия персидских
городов и провинций: «Гиркания», «Гилян», «Рящ»,
«Дагестан». В Астрахань стали постепенно
прибывать корабли для участия в персидском
походе. У берегов Волги они ремонтировались,
усовершенствовались. Для участия в походе Петр I
подобрал самых маститых офицеров, знавших
Каспийское море: Соймонов, братья Урусовы,
Золотарев, Лунин…. В самой же Астрахани рукой
Петра Великого в 1722 году был заложен порт. Это
было самое живописное местечко города, утопающее
в зелени. Здесь хранится плезир – яхта, на
которой Петр I совершал путешествия из своего
дворца в кремль для решения самых неотложных дел,
касающихся похода. Яхта называлась «Эксперанец»,
или по-латыни «Надежда». Яхта служила императору
и для осмотра окрестностей города. Южную окраину
города в то время окружали сточные воды
солончаков, испарения которых заражали воздух.
Петр предложил осушить болота. Для этого он
указал прорыть от Волги до Кутума канал, который
бы служил пристанищем для многочисленных мелких
судов во время шторма, служил своеобразным,
естественным дренажом и давал бы в центр города
чистую проточную воду. В скором времени Петр 1
выступил в Персидский поход. Он был закончен
удачно для России, был завоеван Дербент, заключен
ряд договоров. Петр возвращался в Астрахань.
Молва гласит, что, подъезжая к острову Четыре
бугра, на кораблях поздно вечером видели
необычное небесное явление – падение большого
метеорита. Хвостатая звезда прочертила на темном
небе огненный след и скрылась за горизонтом. И
долго видели в стороне берега зарево – будто
горел камыш. Петр 1 наблюдал за той удивительной
звездой в подзорную трубу. Приближенные
императора гадали – что предвещает это знамение
– мор, глад, новую войну, неожиданную кончину?
Петр молчал. Тревогой и неизвестностью щемило
его сердце. 4 октября Петр с авангардом на судах
прибыл в Астрахань. Тут же в Успенском соборе
отслужили благодарственный молебен. Епископ
Иоаким, в праздничном облачении, в усыпанной
самоцветами митре, возглашал с амвона слово о
победоносном походе российских войск:
«Благословен будь, державный монарх наш!
Принятием ключей дербентских умножилась слава
российская! Тогда взятием Оттенбурга отверзлась
дверь в полуночные страны, ныне получением
Дербента – в полуденные…».
В Москве и Петербурге Петра уже давно ждали
прочие государственные дела. Однако не спешил
император возвращаться в столицы. В Астрахани он
ждал турецкого посланника, который должен был
предложить России стать посредником в конфликте
между лезгинами и русскими. Однако посланник все
не приезжал. Чтобы не терять время, Петр съездил в
низовья Волги на учуги, в частности на Иван –
учуг, который в народе окрестили Иванчугом. Петр
интересовался ценами на рыбу, на икру, стоимость
которой на мировых рынках все время возрастала.
Петр желал, чтобы вывоз икры за границу был
увеличен. На учуге императору показали, как
делается зернистая икра. Императора тревожили
отношения с Турцией. Султанский посланник так и
не приезжал. Ждать его больше, не было времени.
Петр готовился к отъезду, который был назначен на
6 ноября. Под колокольный звон и пушечную пальбу
астраханский губернатор и все астраханские чины
провожали государеву галеру, на которой гребцы
уже пробовали весла. Ее сопровождали несколько
малых галер. Народ на берегу кричал «Ура!».
Император с императрицей и свитой стоял на корме
«Москворецкого тока», последний раз окидывая
взором башни кремля и Белого города, главы
соборов и церквей, черепичные крыши главных
зданий, толпы Астраханцев, усеявших берег, группы
начальных людей на пристани. Петр махал шляпой, а
выстрелы крепостных орудий громом раскатывались
по реке…
Петр I с большим вниманием относился к
образованию и науке. Он не только обязал учиться
грамоте всех дворянских детей, не только посылал
многих учиться за границу, но и открыл школы и
училища в Москве и в Петербурге: морское,
инженерное училища, артиллерийскую школу. По
приказу Петра началось издание первой в России
печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и
выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения
чтения и письма в 1708 году он провел реформу
русского алфавита, значительно упростив его. В1719
году Петр основал первый в стране музей –
Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января
1724 года Петр I издал указ об учреждении в России
Императорской Академии наук (слайд № 15).
4. Вывод по уроку:
Личность Петра Bеликого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
– Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I – великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре?
5. Домашнее задание: § 38, написать сочинение-рассуждение «Мое отношение к личности Петра I».