Литературный час для учащихся 1–2-х классов "Путешествие в Чукландию"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели:

  • показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;
  • формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать творческие и коммуникативные способности, память, умение выразительно и эмоционально читать стихи;
  • воспитывать любовь к творчеству К. И. Чуковского.

Оборудование: выставка книг по творчеству К. И. Чуковского, мультипроектор, презентация, «Чудо – дерево», мягкие игрушки – герои сказок К. Чуковского.

ХОД ЛИТЕРАТУРНОГО ЧАСА

Презентация. Слайд 1

Учитель. «Привет, старички и старушки!» Не удивляйтесь! Я поздоровалась с вами так, как обычно приветствовал детей один чудесный мастер, знаменитый детский писатель…

1 чтец. Слайд 2

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.

2 чтец. Слайд 3

Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.

3 чтец. Слайды 4-5

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Ведь сегодня мы справляем,
И все вместе отмечаем,
Сто тридцатый юбилей.

Слайд 6

Учитель. Замечательного поэта – К. И. Чуковского, который придумал сказочных героев и написал про них веселые и забавные стихи и сказки.

Ученик. Слайд 7

Мы отмечаем юбилей
Того, чья лира
Воспела звучно «Мойдодыра».
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха,
И наша «Муха-Цокотуха».

Учитель. Значит у всех этих героев тоже – юбилей!

Слайд 8

Если бы Корней Иванович был жив, то 31 марта 2012 года ему бы исполнилось 130 лет.
Миллионы читателей знают этого писателя как веселого, озорного, мудрого сказочника. В русской литературе, в народе, Корней Иванович Чуковский получил почетное звание – «дедушка». Но Чуковский – придуманная фамилия, псевдоним. А какова настоящая фамилия писателя? (Корнейчуков)
Посмотрите, какие светлые, большие, наполненные добротой глаза у Корнея Ивановича. Он очень любил детей. Чуковский казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки. Дети гордились дружбой с ним и называли великана ласково – Чукоша.

Слайд 9

Множество художников рисовали его героев и самого дедушку Корнея – длинного, носатого, весёлого. А он никогда не обижался на карикатуры – наоборот, любил, когда в нем находили смешное.

Слайд 10

– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”…

1-я девочка.

Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.

2-я девочка. Слайд 11

Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

3-я девочка. Слайд 12

У стихов, рассказов, сказок
И у толстых повестей…
Посмотри-ка, сколько сразу
Собралось у нас гостей!

Учитель. Слайды 13-14

Солнце садится. Все меркнет и ночь наступает.
Снова на Землю спускается время чудес...
Словно Чуковские сказки в ночи оживают,
Грезит фантазией весь этот мир до небес.

(Около выставки книг К.И. Чуковского появляется Мудрая Сова. Она берет в руки книгу и листает.)

Учитель. Слайд 15

Ребята, посмотрите, здесь собрано очень много книг К.И.Чуковского. Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой вопрос. Давайте подождем и посмотрим, что же будет дальше?

(Раздается телефонный звонок.)

Сова. Кто говорит? Слон? Откуда? … от верблюда? Что вам надо?... Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это Караванненская школа! Слайд 16

(Снова раздается телефонный звонок.) Слайд 17

Сова. Кто говорит? Кто пропал? Айболит? Из всех книг? Не может этого быть! У нас ничего не пропадает! Перезвоните, пожалуйста.

(Сова обращается к ребятам.)

– Здравствуйте, дети! Не думаете ли вы, что это, были какие-то странные звонки? Мне сказали, что во всех книжках пропал доктор Айболит! Отсюда он не мог пропасть. (Сова листает книгу и находит, что Айболит вырезан из страниц книги. Показывает эти страницы ребятам.)

Сова. Ох! Ох! Ох! Исчез! Это опять проделки Бармалея! Нужно срочно отправляться на поиски Айболита в страну Чукландию! Я боюсь, что одна я не справлюсь с трудностями. Слайд 18

Учитель. А мы с ребятами поможем вам в этом. Правда, ребята? Только вы нам скажите, что это за страна Чукландия? Слайд 19
Сова (загадочно) В этой стране живут все сказки Корнея Чуковского. Вы готовы отправиться в это необычное и опасное путешествие, чтобы спасти доктора Айболита?

Дети. Да!

Учитель.

В путешествие дед Корней
Приглашает всех детей,
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать!

Слайд 20

Учитель. А путешествовать мы с вами будем на орле, как доктор Айболит, по волшебному миру К. И. Чуковского. Итак, давайте крепче возьмемся за руки. Но, чтобы полететь на этом сказочном орле, нужно произнести заклинание. Давайте прочитаем его хором.

Все вместе.
Спешим, друзья,
Летим вперед.
Корней Чуковский
Нас зовет.

Учитель. Вижу сказочную страну. Закрывайте глаза. Приземляемся. А теперь открываем глаза. Смотрите. Увидели чудо?

1-я девочка Слайд 21

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

2-я девочка

Не листочка на нем,
Не цветочка на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

1-я девочка

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Только сначала загадки дедушки Корнея отгадай.

(Дети отгадывают загадки К. И.Чуковского.) Слайды 22-28

Сова. Ребята! Большое спасибо, вам за отгадки! Мне так понравилось это чудо-дерево, что я совершенно забыла о главной цели нашего путешествия. Напомните мне! (Мы идем искать доктора Айболита!)

Слайд 29

Учитель. Итак, в путь! Мы не стоим на месте, и вот мы летим дальше. Давайте произнесем заклинание:

Все вместе.
Спешим, друзья,
Летим вперед.
Корней Чуковский
Нас зовет.

(Раздается шум, звон. Вбегает Грязнуля.)

Грязнуля. А-а-а! (плачет) Слайд 30

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку–
Свечка – в печку!
Я за книжку–
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Ученик. Слайд 31

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Ай-ай-ай!
Грязнуля столько шума наделал! Что же теперь будет?

(Важно вышагивая, появляется Мойдодыр.)

Мойдодыр. Слайд 32

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя!

Учитель. Как же тебе, грязнуля, не стыдно?

Грязнуля. Я всегда так ходил и ничего.

Мойдодыр. Слайд 33

Я – великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят
И залают, и завоют,
И ногами застучат.
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут.
Он ударил в медный таз
И вскричал: «КАРА-БАРАС!» (Появляются щетки)

Щетки. Слайд 34

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!

(Грязнуля убегает и слышно: Ой, Ой, Ой. За ним следом бегут щетки. Грязнуля выходит чистым и опрятным.)

Грязнуля. Слайд 35

Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

Мойдодыр.

Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!

Учитель. В этой сказке мы опять не встретили Айболита.

Слайд 36

Летим дальше. Произносим заклинание и взлетаем.

Все вместе.
Спешим, друзья,
Летим вперед.
Корней Чуковский
Нас зовет.

Пролетаем над большой рекой. Слайд 37

Ученик (из зрителей) Смотрите, смотрите! Крокодил!

Учитель. Приземляемся.

Ученик.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит–
Солнце красное,
Солнце краденое.

Крокодил (поет на мотив песни « Я на солнышке лежу».)

Я на реченьке лежу,
В зубах солнышко держу.
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Я вам солнце не отдам,
Съем его быстрее сам,
Вот такой я крокодил
Всех ребят я обхитрил! (Крокодил под музыку исполняет веселый танец.)

Ученик.

Говорим тебе, крокодил злодей,
Отдай нам солнышко скорей!
Оно поможет нам в пути
Айболита быстрее найти

Крокодил. Забирайте солнышко, надоело мне оно, но только при одном условии: вы должны назвать все сказки Корнея Чуковского.

Слайд 38 Учитель. Героем многих сказок Чуковского является крокодил.

Ребята! Прослушайте отрывки и назовите эти сказки.

Слайд 39

(Звучат аудиозапись – отрывки из произведений К. Чуковского: «Тараканище», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Крокодил».)

Слайд 40

Учитель. Ну, что, крокодил, мы все твои просьбы выполнили! Отдай наше солнышко!

Крокодил. Оно уже светит!

Слайд 41

Учитель. А ты в своей сказке доктора Айболита не встречал?

Крокодил. Нет.

Слайд 42

Учитель. Тогда мы полетим в гости к Мухе-Цокотухе.

Крепко взялись за руки и произносим заклинание: Слайд 43

Все вместе

Спешим, друзья,
Летим вперед.
Корней Чуковский
Нас зовет.

Учитель. Вижу Муху-Цокотуху. Слайд 44

Все вместе.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

Муха-Цокотуха. Слайды 45-46

Да, я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Я ходила на базар и купила самовар.
Я сегодня именинница,
И сегодня жду гостинца я.
Угощу друзей чайком.
Пусть приходят вечерком!
У меня для гостей –
Много вкусных сладостей!
(Подкрадывается паук и хватает муху.) Слайд 47

Паук. Ха-ха! Именинница она! Ха!

Муха-Цокотуха.

Ой, ребята, помогите!
Паука-злодея прогоните!

Паук. Ха-ха!
Я – злодей паучище,
Длинные ручищи!
Я за Мухой-Цокотухой пришел!

Муха-Цокотуха.

Отпусти злодей,
Освободи, злодей!
Помогите, помогите,
Вы, друзья, меня спасите!

Паук. Ха-ха! Я отпущу Муху-Цокотуху, если вы, противные ребятишки, поможете мне.

Учитель. Паук очень любит стихи Чуковского, но от одного стихотворения у него в голове путаница. Слайд 48

Паук.

В нем почему-то
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают.

Учитель. Все понятно! Чуковский был очень веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется – «Путаница». А разобраться в этой путанице тебе помогут ребята. Правда?

Все. Да.

Паук. Слайды 49-53

Свинки замяукали: мяу, мяу! (Кошки)
Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю! (Свинки)
Уточки заквакали: ква, ква, ква! (Лягушки)
Курочки закрякали: кря, кря, кря? (Уточки) Прибежал медведь и давай реветь: ку-ка-ре-ку! (Петух)
Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться. Муха свободна. Мне теперь еще больше сказок Чуковского хочется прочитать!

Слайд 54

Учитель. Муха, Муха-Цокотуха! Не было ли у тебя на именинах доктора Айболита?

Муха-Цокотуха. Нет, не было! Было много гостей, но доктор Айболит не приходил.

Федора (идет, плачет). Слайд 55

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.

Муха-Цокотуха. Бабушка, ты чего плачешь?

Слайды 56-57

Федора.

И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне, горе!

Учитель. Ребята! Вы узнали кто это? (Дети отвечают)

Слайд 58

Муха-Цокотуха.

Это сказка о Федоре
И ее огромном горе.
Что, неряха-замараха,
Федора Егоровна!
Жить твоей посуде было нелегко?

Федора. Слайд 59

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

(Под музыку выходит самовар.)

Самовар. Слайды 60-61

Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!

Самовар.

Я Федорушку прощаю,
Но вернусь лишь я тогда,
Когда ребята на вопросы
Мне ответят дружно «да».

Федора (обращается к ребятам).

Ой, ребята, помогите,
Самовар мой ублажите!

Самовар.

Закончите строчку: Слайды 62-66

И сказала скалка: Мне Федору… (жалко).
И сказала чашка: Ах, она… (бедняжка)
И сказали блюдца: Надо бы …. (вернуться)
И сказали утюги: Мы Федоре… (не враги)
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни … (тараканы!)

Федора. Подскажите, что мне сделать с тараканами?

Ребята. Поганых тараканов повывести. Прусаков да пауков повымести.

Федора. Спасибо всем вам за совет, я приглашаю вас на обед!

Учитель. Спасибо тебе за приглашение! Но скажи-ка ты нам, не встречала ли ты доктора Айболита?

Федора. Нет! У самой забот полон рот!

Учитель. Ребята нигде нет Айболита.

Слайд Летим дальше. Взялись за руки крепче. Давайте дружно произнесем заклинание:

Все вместе.

Спешим, друзья,
Летим вперед.
Корней Чуковский
Нас зовет.

Слайд 68

Вижу какую-то страну. Может, в ней мы найдем Айболита! Приземляемся. Ребята, вы догадались, в какую страну мы попали? (В Африку)

(Звучит аудиозапись) Слайд 69

«Маленькие дети!
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!»
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, –
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Учитель. Какая сказка начинается этими словами? («Бармалей»)

(Слышатся выстрелы. Выбегает Бармалей.)

Бармалей.

Ага! Попались!
Кто здесь звал Бармалея?
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник – Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких,
Да, очень маленьких детей!

Учитель. Ребята! Вы испугались Бармалея? (нет) Тебя не боятся наши ребята!

Бармалей. Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!

Учитель. Гражданин! Ведите себя потише. Все равно не боятся. Скажите лучше, где Айболит?

Бармалей (удивленно). Кто такой Айболит? Я о нем и не слышал!

Учитель. Друзья! Давайте ему напомним. (Выходят Чистюля, Мойдодыр, Муха-цокотуха, Крокодил.)

Чистюля. Слайд 70

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,

Мойдодыр.

И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Муха-цокотуха.

Добрый доктор Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит, и ставит им градусники!

Крокодил. Вот какой добрый доктор Айболит! Признавайся, куда ты его спрятал? А то будет тебе плохо!

Бармалей. Ой, испугали! А я вас не боюсь! Я на помощь Таракана позову!
(Машет рукой, зовет Таракана.)

(Появляется Таракан.) Слайд 71

Таракан.

Я рычу, я кричу, я усами шевелю.
Подождите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
(Чистюля, Мойдодыр, Муха-цокотуха, Крокодил по очереди дразнят таракана.)
– Разве это великан? Ха-ха-ха!
– Это просто Таракан! Ха-ха-ха!
Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка, букашечка!

(Появляется Федора с метлой. Подметает.)

Федора. Слайд 72

А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!
А метла-то, а метла весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у меня, у Федоры, не оставила.
Таракана за ворота отправила.

(Федора метлой гонит Таракана. Он убегает.)

Слайд 73

Бармалей. Ой, ой, я слабею. Некому мне помогать! Я слабею! Радикулит! Кто мне поможет? Караул! (Сгибается в пояснице)

Учитель. Быстро говори, где Айболит? Только он тебе поможет!

Бармалей. Нет, не поможет! Я злой! Я ужасный! Кому я нужен? (Плачет) Вот ключи! Там Айболит, вон за тем огромным деревом. Ай, болит! Ай, болит!
(Учитель с героями выводит Айболита.)

Айболит. Где болит? У кого болит? А, Бармалей?! Потерпи немножко. Выпей-ка эту микстурку. (Наливает из бутылки лекарство и дает Бармалею.)

Вот и вылечили мы Бармалея,
Чтобы не был он больше злодеем,
Чтобы добрым он стал и хорошим,
Похлопаем ему в ладоши. (Зрители и участники хлопают в ладоши.)

Бармалей (пляшет и поет.) Слайд 74

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
Буду, буду я добрей, да, добрей,
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать
Кренделями, калачами ребятишек угощать!

Слайд 75

Айболит. Спасибо, ребята, что вы меня нашли и освободили. А вас полечить?

Все: нет!

Учитель. Давайте мы покажем доктору Айболиту, что все мы здоровы и лечить нас не надо.

(Дети под музыку выполняют движения.)

Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать!
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок поскок, скок поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали!

Слайд 76 Учитель. Путешествовать по волшебному миру великого сказочника К. И. Чуковского можно бесконечно, потому что творчество его интересно и многогранно. Но наше путешествие подошло к концу. Мы с вами вспомнили почти все сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море
Про телефон и Федорино горе.

Слайд 77

Все произведения К. Чуковского учат нас доброте, честности, порядочности, трудолюбию, воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

1-я девочка.

Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти!

Учитель. Желаю вам не расставаться с книгами великого детского писателя К.Чуковского. Открывайте для себя его новые и новые произведения.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
И давайте поскорее
Скажем дружно всем вокруг:
«Слава дедушке Корнею!
Он наш самый лучший друг!»

Слайды 78-79

Все вместе:

«Слава дедушке Корнею!
Он наш самый лучший друг!»

Презентация

Приложение 1

Приложение 2