Роль проектных технологий в воспитании школьников

Разделы: Внеклассная работа


Наверное, все со мной согласятся, что профессия учителя одна из самых трудных, но вместе с тем и одна из самых благородных среди всех остальных, ведь учителя стоят у колыбели всех специальностей, несут свет знаний, добра. В основе моей педагогической философии лежит философия «от сердца к сердцу». Поиск путей «от сердца к сердцу» – в диалоге, общении, обмене духовными ценностями педагога с детьми, педагога с родителями учащихся и коллегами.
Моя программа воспитательной работы с классом так и называется: «От сердца к сердцу». Целью моей воспитательной системы является воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества. В своей работе я следую мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Этим задачам наиболее полно, на мой взгляд, отвечают проектные технологии. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации и сферах научной и практической деятельности, подготовку к творческому труду. Поэтому считаю целесообразным использование в своей учебной и во внеурочной деятельности социального проектирования как одной из форм духовно-нравственного воспитания. Ведь именно проектная деятельность помогает создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

В сентябре 2007 года был дан старт проекту «Ученик Плюс», который продолжается и сейчас и даже вышел на Всероссийский уровень.

Выпуск школьной газеты – это информационный проект, в который были вовлечены ученики с 5 по 11 класс.

Школьная газета называется «Ученик Плюс». Название это было выбрано нами не случайно. Оно было выбрано юными журналистами в результате конкурса, который проводился в школе.

Наша газета выпускается уже три года с периодичностью выпуска — один раз в месяц.

Пусть не все работы идеальны, что-то еще не получается, но ребята учатся журналистскому мастерству, получают серьезную профессиональную подготовку — а это самое главное. Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира.

Еще одним важным качеством, которое "взращивает" наша газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное... Каждый берется за ту работу, которая ему "в силу". Приобретенные нами навыки сотрудничества, умение поддерживать единый рабочий механизм, быть его неделимыми звеньями — важные, незаменимые качества, необходимые для взрослой жизни Школьная газета «Ученик Плюс» МОУ СОШ №1 р.п.Тумботино заняла 1 место в районном фестивале юношеской и молодёжной прессы в номинации «Лучшая школьная газета, формирующая положительный образ молодого человека современности» 2009 г, стала лауреатом фестиваля 2010 года..В прошлом году редакция газеты победила в областном конкурсе органов школьного самоуправления в номинации: «Мы – команда СМИ школьного самоуправления»

В январе 2010 года члены редакции школьной газеты «Ученик Плюс» были награждены Областным центром детского творчества путёвками в оздоровительный лагерь «Лазурный», где они продолжили обучение в Школе юных журналистов.

Материалы проекта «Ученик Плюс» размещены на Всероссийском Фестивале проектных и исследовательских работ «Портфолио». Ученица 9 класса Кутина Полина выступила с проектной работой «Издание школьной газеты «Ученик Плюс» – создание летописи школьной жизни» на районной конференции «Одиссея разума» и на областной конференции проектных и исследовательских работ «Юный исследователь».

Проект заинтересовал многих учителей и педагогов дополнительного образования, которые хотят заниматься изданием школьной газеты. Мы рады оказать им помощь, и, конечно же, узнать много интересного из жизни школьников разных регионов страны.

Наш проект в действии. Материалы его представлены и на портале школьной прессы: http://portal.lgo.ru ( рег. номер # 1531)

Проект «Традиции и современность», инициаторами которого были ученики 8 класса, объединил ребят разных классов.

В ходе работы над этим проектом ребята установили причины появления и распространенияуникального транспортного средства (финских санок) в пос. Тумботино, собрали материал о мастерах, изготавливавших финки; познакомились с критериями, по которым оцениваются сани (лёгкость, маневренность, прочность и т.д.), и с технологическим процессом производства ( какие материалы считаются лучшими для их изготовления, как обрабатываются, сколько времени уходит на обработку и т.д.), узнали о традиции проведения в посёлке праздника «Финочный разгуляй».

Работа над проектом продолжалась два месяца. Защита проектной работы «Финские санки на Нижегородской земле» состоялась на областной конференции «Юный исследователь», где авторы проекта стали победителями в номинации «Проектные работы» (секция «Интерактивные методики этно-экологии»).
С проектом «Финские санки на Нижегородской земле» ученики 9 «А» класса приняли участие в Международном Фестивале детского творчества «Звёзды нового века» и заняли 1 место.

Данный проект нашёл своё продолжение. Осенью 2009 года учителю технологии Мисюреву Александру Ефимовичу прислала письмо пенсионерка из г. Череповец и попросила изготовить финки для внука-инвалида. Мальчики 9 классов вместе с учителем сделали финки, которые были отправлены в Череповец.

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

В работе с подростками важна деятельность, направленная на другого человека, для общего дела, для общества. Подросток ставит себя в ситуацию взрослого, и сам пытается решить проблему, привлекая других людей, обозначивших её.

Два года назад я рассказала девятиклассникам о волонтёрском движении и предложила создать волонтёрский отряд. Ребята с интересом включились в волонтёрскую работу.

Волонтёрский отряд «Выбор» стал победителем в районном этапе конкурса социальных проектов «Волонтёрская инициатива» и получил благодарственное письмо от жюри областного конкурса.. В течение всего учебного года ребята проводили антинаркотические акции в школе, распечатывали буклеты, листовки о вреде курения, алкоголя, наркотиков , не раз приезжали к ребятам из детского дома, организовывали праздники, игровые занятия с младшими школьниками.

Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других и адекватно относиться к оценкам других. Если у взрослых основной формой оценки такой деятельности выступает оплачиваемый труд, то для подростков наиболее важным является общественное признание их дел. Таким образом, в процессе социального проектирования перед школьниками раскрывается нравственная, бескорыстная сторона труда, важнейшим результатом которого является общественная оценка, способствующая формированию у детей активного стремления участвовать в социально значимых делах. Так волонтёры отряда «Выбор» стараются оказать посильную помощь пожилым людям, инвалидам. Так в зимние каникулы ребята помогают им расчистить дорожки к дому от снега, ходят за водой в колодец и т.д.

Четыре года действует и проект «Память о художнике-земляке».

Началось всё с того, что на урок литературы я пригласила вдову Виктора Васильевича Березина, художника-пушкиниста, картины которого находятся во многих музеях страны. После её рассказа ребята стали собирать материал о жизни и творчестве художника-земляка. Они оформили в кабинете литературы выставку, а после того как узнали, что в Нижегородской гимназии №25 им. А.С.Пушкина есть выставка картин нашего земляка, решили познакомиться с ребятами-гимназистами. Так завязалась дружба восьмиклассников –гимназистов и моих семиклассников. Два раза в год нас приглашали в гимназию (19 октября, в День лицея и 10 февраля, в День памяти А.С.Пушкина). Мы рассказывали гимназистам о В.В.Березине, проводили совместные творческие вечера. Не раз и учеников гимназии им. А.С.Пушкина вместе с их учителями мы принимали в нашей школе. В классе была создана лекторская группа, члены которой рассказывали учащимся разных классов о творчестве замечательного художника-пушкиниста, имя которого, кстати, долгое время было просто забыто и в нашей школе, хотя именно в ней он начинал свой трудовой путь как учитель рисования.
Материал о жизни и творчестве В.В.Березина был представлен на сайте Всероссийского фестиваля проектных и исследовательских работ учащихся «Портфолио! (автор работы Безрукова Ксения)

Часто бывает и так, что один проект вытекает из другого.

Хочется рассказать о социальном проекте, который был организован учениками 8»А» класса, а приняли в нём участие и их родители, и ученики других классов, и жители посёлка Тумботино.

Это проект «Никто не забыт».

Собирая материал к очередному номеру школьной газеты, посвящённому Дню Победы, юные журналисты узнали от ветеранов, что в годы Великой Отечественной войны около посёлка Тумботино располагался госпиталь. И сегодня ещё бытует мнение, что в этот госпиталь направляли лишь выздоравливающих. Но народная память сохранила и то, что не нашло отражения в военных документах той суровой поры. По свидетельствам старожилов, похоронено в лесу несколько десятков человек. Ученики 8 класса нашли в лесу, около того места, где располагался госпиталь, берёзы с вырезанными на них звёздами и крестами.

В преддверии празднования 65-летия Великой Победы они решили увековечить память о солдатах Великой Отечественной войны, сделавших всё возможное для Победы, но не доживших до неё.

Поисковики решили опросить жителей поселка Тумботино и выяснить, действительно ли нужна установка памятного знака на территории захоронения воинов, какой знак необходимо установить.

Были опрошены старожилы посёлка, ветераны Великой Отечественной войны, родители, учителя, учащиеся, жители микрорайона.

Среди старожилов посёлка нашлись и те, кто подтвердил факт захоронения умерших раненых близ госпиталя, и те, кто видел в послевоенное время могилы умерших с табличками, на которых были написаны их фамилии.

В ходе бесед с опрошенными ребята выяснили, что установка памятного знака на месте захоронения раненых, скончавшихся в госпитале №1743 необходима. На данном этапе большинство опрошенных были склонны к тому, что это может православный крест как символ боли, терпения и скорби.

Индивидуальный предприниматель Березин А.Н. откликнулся на просьбу ребят изготовить крест. Он решил безвозмездно изготовить крест и установить его. Поддержала поисковиков и Администрация посёлка.

25 августа 2009 г. члены поискового отряда «Память вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, старожилами поселка, представителями общественности близ места предполагаемого захоронения установили памятный крест. Возложили цветы и венок от ветеранов и старожилов поселка Тумботино. На этом месте отцом Александром был отслужен памятный молебен.

Работа поискового отряда «Память» будет продолжаться. Ребята хотели бы установить фамилии бойцов, могилы которых находятся в лесу около места, где располагался госпиталь.

Поисковики разослали письма в Администрации и районные военкоматы тех мест, откуда призывались те 17 солдат, чьи имена они не нашли в списках захороненных на кладбище г. Павлова, и уже получили несколько ответных писем от их родственников. Некоторые из них даже не знали, что похоронены их родные в Нижегородской области.

К 65-летию Великой Победы мы обратились к руководству ОАО им.М.Горького с просьбой помочь в благоустройстве места установки памятного креста. И руководство завода, и Администрация посёлка выделили средства для этого.

Материалы данного проекта были представлены на конкурсе социальных проектах в рамках X Всероссийской акции «Я – гражданин России». Члены поискового отряда «Память» победили в районном этапе этого конкурса.

С проектом «Никто не забыт» ребята участвовали и в Интернет-конкурсах : Всероссийском «Забытый памятник незабытой войны» и региональном Фестивале Интернет-проектов «Юбилею Победы посвящается». И в том, и в другом конкурсах они стали победителями.

Заключительный этап (анализ результатов работы над проектом, информирование о результатах проекта).

Работа поискового отряда «Память» продолжалась. Ребята решили установить фамилии бойцов, могилы которых находятся в лесу около места, где располагался госпиталь.

Поисковики разослали письма в Администрации и районные военкоматы тех мест, откуда призывались те 17 солдат, чьи имена они не нашли в списках захороненных на кладбище г. Павлова, и уже получили несколько ответных писем от их родственников. Некоторые из них даже не знали, что похоронены их родные в Нижегородской области. Может быть, это те, кто нашел последний приют в лесу близ посёлка Тумботино?

Начался новый этап поисковой деятельности. Ребята постарались узнать всё, что можно об этих людях. Вскоре они разослали письма в военкоматы тех мест, откуда они призывались, с просьбой помочь найти родных этих бойцов. В ответ было получено много писем, среди которых были письма от родственников Андрейцева Фомы Николаевича из Рязанской области и Черникова Фёдора Ефимовича из Нижнего Тагила. Они даже не знали, что похоронены их родные в Нижегородской области. Дочь Андрейцева , Куренкова Елена Фоминична, написала, что благодаря нашему поиску имя её отца наконец-то появилось 9 мая 2010 года на памятной стеле в его родном посёлке Тума среди имён земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Проект «Нам жить и помнить!» является продолжением проекта «Никто не забыт»

Цель проекта «Нам жить и помнить»: благоустройство территории захоронения раненых, скончавшихся в госпитале №1743 около р.п. Тумботино.

А чтобы достичь этой цели, мы решали следующие задачи:

  • посадить цветы;
  • благоустроить территорию (выложить брусчаткой или заасфальтировать);
  • организовать торжественные мероприятия у памятного креста.

К 65-летию Победы члены поискового отряда «Память» обратились к директору ОАО им.М.Горького Волкову Юрию Николаевичу с просьбой помочь в благоустройстве места, где установлен памятный крест, Руководство ОАО «Завод им. М.Горького и Администрация пос. Тумботино выделили средства (около 40 тысяч руб.), необходимые для этого. Место, где установлен памятный крест, теперь благоустроено, летом около него росли цветы, за которыми ребята не прекращали ухаживать даже в самые жаркие дни.

9 Мая 2010 года, члены поискового отряда, ученики школы, представители Администрации посёлка, духовенства, ветераны войны и старожилы собрались на митинг в честь 65-летия Победы, чтобы почтить память тех, кто умер в эвакуационном госпитале №1743. Возложили венки и цветы к памятному кресту. Поисковиками был организован и проведён митинг у памятного креста и 22 июня.

По результатам реализации проекта «Никто не забыт!» (апрель 2009г. – август 2009 г) на месте захоронения воинов, умерших в госпитале №1743, был установлен памятный знак в виде большого кованого креста.

В результате реализации проекта «Нам жить и помнить!» территория у памятного знака выложена брусчаткой, имеет благоустроенный эстетичный вид, на ней посажены цветы. Это место стало местом проведения торжественных мероприятий, посвященных памятным датам, связанные с событиями Великой Отечественной войны.

Наш проект получил поддержку и нашел отклик в сердцах многих людей. Благодаря участникам двух социальных проектов стали известны имена и места захоронения неизвестных Героев войны – без вести пропавших.Работа поискового отряда «Память» продолжается. Ребята рады любым сведениям о госпитале, располагавшемся около посёлка Тумботино.

Но самое главное, по мнению односельчан, они уже сделали: память о солдатах Великой Отечественной войны, похороненных в лесу около их посёлка, увековечена.

Теперь жители восьмитысячного посёлка Тумботино, окрестных деревень, люди, приезжающие отдыхать на туристическую базу Павловского автобусного завода и просто проезжающие по этой лесной дороге, будут снимать шапки, вспоминая о героях Великой Отечественной войны, не доживших до светлого дня Победы.

Жизнь продолжается, и какая-то неведомая сила и необъяснимое желание заставляют человека искать, искать и искать… Чтобы помнить! И кто знает, может, и наша неразгаданная тайна когда-нибудь откроется, а забытые имена перестанут быть забытыми. Очень хочется в это верить!
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проект – это особая философия образования: философия цели, деятельности и результатов. Я считаю, что проектная деятельность многое дает учащимся. И самое главное то, что она формирует умение самостоятельно работать и работать в команде, развивает творческое мышление, организаторские способности, социальную компетентность, умение оценить результат своей деятельности.

«Ребенок должен научиться жить. «Жить» – означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. Школа для ребёнка – это частица жизни, и, понимая это, я приучаю своего ученика решать любые проблемы, основываясь на нравственных принципах, самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, помогаю ребятам войти в мир реальных человеческих отношений.

Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Ведь духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, когда юный гражданин страны чувствует свою причастность ко всем проблемам, которые решают взрослые, чувствует и свою ответственность за то, что происходит вокруг него. Моя воспитательная система направлена на развитие духовно-нравственных качеств личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации в сферах научной и практической деятельности, подготовку к творческому труду.

Но самое главное, мне хотелось, чтобы дети узнали, а взрослые вспомнили о забытых могилах защитников Отечества, находящихся в трёх километрах от их посёлка, и передали эту память следующим поколениям. А ведь это и есть историческая память народа. Я верю, что мои воспитанники пронесут эту память через всю жизнь, передадут своим детям: ведь они не просто «реализовывали» социальные проекты, а получили уроки нравственности, сформировавшие у них чувство ответственности за всё, что происходило, происходит и будет происходить в родном посёлке, в родной стране.

Презентация