Актуальность темы внеклассного мероприятия
Когда-то имя писателя было известно любому россиянину – жителю нашей огромной страны. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы. Кто из людей старшего и среднего поколения не слышал и не напевал «Гайдар шагает впереди»?..
Но тимуровское движение, инициированное известным произведением писателя, к 70-80-м годам XX века было настолько заформализовано, что из стремления самих детей помочь тем, кто в этом нуждается, превратилось в «обязаловку», в графу отчета по воспитательной работе и начало вызывать протест у самих детей и их учителей.
А в 90-е годы произведения А. Гайдара были исключены почти из всех учебников по литературе, как в начальном, так и в среднем звене школы, и за прошедшие более чем десять лет выросло поколение, которое никогда не слышало о «всаднике, скачущем впереди» и никогда не встречалось с его светлыми и романтическими героями. Годы «без Гайдара» показали, что его рассказы и повести были одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учили добру, коллективизму, смелости, совестливости, стремлению помогать людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Все книги Гайдара написаны доступным языком, понятным детям, поэтому предложения из текста его произведений с успехом можно использовать на уроках русского языка, чтения, внеклассных мероприятий.
Актуальность повести «Тимур и его
команда» и самого тимуровского движения сейчас,
в начале XXI Века, как никогда велики. Ветераны
Великой Отечественной войны и молодые ветераны
локальных конфликтов нуждаются не только в
помощи, но и в общении с детьми, их внимании. А
если в тимуровскую команду будут входить дети
так называемой группы «риска», возможно, раненые
души тех и других оттают от этой дружбы. «Помоги
тому, кому еще тяжелее, чем тебе, – и будешь
счастлив» – старая, но от этого не менее верная
мысль.
А «Чук и Гек» и «Голубая чашка», поднимающие
проблемы взаимоотношений взрослых и детей, –
разве это менее актуально?
Современно звучат заключительные строки повести «Чук и Гек» о том, что «надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю» – свою Родину.
Гайдар! При этом звонком имени добрая
улыбка озаряет лица людей от мала до велика.
Пожилой человек вспомнит сказку про горячий
камень
и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно,
юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш –
веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.
Многие поколения советских людей учились любить
Родину по книгам Гайдара, которые всегда
современны, содержательны, населены интересными
персонажами, взрослыми и детьми.
Константин Паустовский не зря сказал, что жизнь Гайдара нередко была началом его книг. Можно сказать: она – его главная книга. И пусть чужой рукой поставлена в ней роковая точка, но эта точка не приостановила повествования. Книга о талантливом писателе и друге детей продолжает слагаться памятью друзей, трудами ученых и поэтов, делами неисчислимого тимуровского племени.
Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионах книг, издаваемых на многих и многих языках мира. Его имя увековечено в названиях улиц, школ, библиотек. Гордое имя Гайдара носят суда и тепловозы, село в Казахстане, Дворец культуры в городе Казани и далекий-далекий астероид.
Юрий Гагарин, первый человек, поднявшийся над землей и увидевший черное небо космоса, положивший начало космической эре, в качестве подарка в день рождения своей дочери выбрал том избранных произведений Гайдара и написал: «Моей дорогой Леночке. Будь такой же нужной людям, как Аркадий Петрович Гайдар».
Вырвавшийся из застенков фашистской чилийской хунты сын Луиса Корвалана Альберто на встрече с комсомольцами Москвы сказал: «Однажды в нашем домике появился кусочек вашей обетованной земли – отец принес книгу «Чук и Гек» на испанском языке и начал учить меня по ней читать».
Чехословацкий воин, прошедший с боями всю войну, явился в свое издательство и сказал: «На развалинах гитлеровского логова я видел надпись, сделанную штыками: «Гайдар убит, – тимуровцы в Берлине!» Надо издать книгу писателя, у которого такие читатели». Первой советской книгой, изданной в Чехословакии после освобождения, была повесть «Тимур и его команда», и в стране появились свои тимуровцы. Также появились они и в освобожденном от фашистской чумы Берлине. И во многих-многих городах и странах. От голубого Дуная до знойной Африки...
Из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в жизнь нашей страны замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в помощи.
Светлая память о писателе призывает всех, кто принял на себя высокую миссию быть наставником молодежи, до конца исполнять этот долг не только в профессиональном смысле, но и всем своим образом жизни, как делал это Гайдар.
Описанные в произведениях Гайдара увлекательные дела и волнующие события, живые, глубоко психологические образы понятны ребятам, увлекают их, вызывают жажду деятельности. Часто дети, прочитав рассказ
или повесть Гайдара, по собственной инициативе приступают к выполнению тех дел, о которых только что узнали из книги замечательного детского писателя. Поэтому умело использованные учителем произведения Гайдара могут сослужить большую службу в успешном проведении воспитательной работы.
Цель: знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара.
Задачи:
- Развитие навыков выразительного чтения, умения размышлять.
- Воспитание патриотизма, интереса к прошлому и настоящему Родины, стремления трудиться на благо ее будущего.
- Формирование гражданской активности учащихся.
Оборудование: выставка книг А.П. Гайдара, стенд «Жизнь и творчество А.П. Гайдара», выставка детских рисунков по книгам Гайдара, магнитофон, аудио - кассета, компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Психологический настрой учащихся
– Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.
2. Сообщение темы занятия
– Сегодняшнее занятие мы посвятим изучению жизни и творчества замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.
3. Вступительная беседа учителя (Презентация. Слайд 4)
Аркадий Петрович Голиков, будущий
писатель Гайдар, родился в городе Льгове Курской
Губернии 22 января 1904 года.
Есть что-то примечательное в том, что многие
биографические очерки и воспоминания об Аркадии
Гайдаре начинаются с описания его внешности.
Было в облике этого человека нечто такое, что
поражало его современников, навсегда оставалось
в их памяти. Если верно утверждение, что в
портрете – душа человека, то внешность А. Гайдара
лучшее тому подтверждение. В лице, одежде, во всей
фигуре Аркадия Петровича ярко отражалась
простота, непосредственность и одновременно
непостижимая глубина и сложность его натуры.
Это был чудесный человек, навсегда запомнившийся
всем, кто имел счастье встречаться и дружить с
ним. Высокий, статный, плотно сложенный,
круглолицый, в неизменном костюме военного
образца, с мягкими редеющими волосами,
зачесанными назад от просторного лба, с озорным
мальчишеским лукавством и застенчивой
серьезностью во взгляде светлых глаз. Большой и
ласковый человек, всей своей крупной фигурой,
ладной выправкой, военной гимнастеркой, ременным
поясом напоминал бойца времен гражданской войны.
Дети рассматривают на стенде фотографии А. Гайдара и выделяют ту из них, где писатель выглядит таким, каким его описал учитель.
Сообщение ученика. Гайдар –
литературное имя (псевдоним) Аркадия Петровича
Голикова. Почему писатель назвал себя Гайдаром –
точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в
монгольском языке, оно значит: человек, скачущий
на коне впереди войска. Об этом Гайдар мог узнать,
когда воевал с белыми бандами в монгольских
степях. А может быть, это слово особенно
понравилось писателю потому, что оно напоминало
его любимый боевой клич – «Гей»!, «Гай-да!» (Слайд
5).
Очень подошло Гайдару это имя, ведь он и в жизни, и
в своих книгах был человеком, смело идущим
впереди.
С.Я.Маршак, вспоминая о Гайдаре, пишет: «Когда его
страна воевала, он был солдатом; в мирные годы
писал книжки для детей...»
Сообщение ученика. Детство Гайдара кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку и послали патрулировать улицы. В декабре 1918 года Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Служит сначала адъютантом, затем начальником команды связи, в 1919 – командует взводом. В июне 1921 года, в возрасте 17 лет его назначают командиром полка. (Слайд 6).
Аркадий Голиков – комбат. 1922 г.
В своих книжках Гайдар оставался бойцом.
Появлялись гайдаровские книги всегда в то время,
когда они больше всего были нужны.
Ребята, а какие произведения А.П. Гайдара вы
знаете? (Слайд 7).
Ответы детей: «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Пусть светит», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень».
Среди первых детских книг о гражданской
войне были книги Гайдара: «Школа», «РВС», «Пусть
светит».
Потом страна стала огромной стройкой. И Гайдар в
«Дальних странах» писал о том, как в этой стройке
участвуют, растут и крепнут советские ребята.
Но грозовые тучи сгущались над страной. Опасность войны нарастала. И Гайдар писал свои тревожные повести «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», которыми готовил молодое поколение к грядущим испытаниям. (Слайд 8).
«Судьба барабанщика» «Военная тайна»
«Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Слайд 9).
А сколько ребячьих сердец отчаянно билось в дни Великой Отечественной войны! Как быть? Что делать? На фронт бежать? Поймают – вернут обратно. На завод идти работать – не возьмут: не вырос еще. А просто учиться в школе – это казалось недостаточно в такие суровые и грозные времена.
И вот перед самой войной появилась книга – «Тимур и его команда». Это были напряженные месяцы: «Люди поспешно разворачивали газетные листы и жадно читали последние известия. События были тревожные».
Старый фронтовик Гайдар, может быть, больше, чем многие другие, понимал размеры надвигающейся беды. И, думая о предстоящих битвах, Гайдар напряженно искал то место, которое должны будут занять в боевых рядах его маленькие друзья – пионеры.
Свое же место Гайдар нашел сразу, как только заиграла боевая труба.
А.П. Гайдар на фронте. 1941 год.
С семьей он простился спокойно. Дочке Жене подарил на прощанье книжку, на которой написал такие стихи:
Едет папа на войну
За Советскую страну.
Женя папу поджидает,
Женя книжку прочитает,
Все узнает, все поймет:
Где и как живет народ,
Сколько есть чудес на свете,
Как и где играют дети,
Как запрыгал заяц белый,
Как исчез Ивашка смелый,
Как из лесу, из-за гор
Ехал дедушка Егор...
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далекой стороне
Бьет фашистов на войне!
(Учащийся читает наизусть) (Слайд 10)
Погиб Гайдар 26 октября 1941 года в разведке, приняв на себя вражеский огонь, чтобы предупредить товарищей о грозящей опасности. (Слайд 11)
Место гибели А.П. Гайдара.
- Сколько лет прожил на земле этот удивительный человек?
- Где и как рассказал он о себе своим читателям?
- Что особенно ценил в людях?
- А чего очень не любил? Чего не прощал?
- Как зовут самого маленького героя Гайдара? (Федор из «Голубой чашки»)
- Кто из героев Гайдара оправдывает слова С. Михалкова: Правдив той повести герой и смел, хоть ростом мал?
- Назови героев книги «РВС».
- Назови героев книги «Тимур и его команда».
- Назови отрицательного героя из сказки о Мальчише-Кибальчише.
- Как зовут главную героиню в книге «Голубая чашка»?
Доска, установленная первоначально на могиле Аркадия Гайдара.
Солдатский обелиск, установленный на могиле А.Гайдара. (Слайд 12).
Помните чудесную сказку о Мальчише-Кибальчише? Гайдара, так же, как и героя этой сказки храброго мальчиша, «схоронили на зеленом бугре у Синей реки...
Плывут пароходы – Привет Мальчишу!
Пролетают летчики — Привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – Привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – Салют Мальчишу!»
Памятник А.П. Гайдару в Арзамасе.
– Ребята, вспомните произведения А.П. Гайдара, которые вы читали, и определите, что особенно ценил в людях писатель.
Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень» и приходят к мысли, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для других.
– Только ли в сказке «Горячий камень»
высказал Гайдар эту мысль?
– Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить
честно, с пользой для окружающих. Значит, эту
мысль он высказывал не однажды... В каких других
произведениях вы ее нашли? Как относился Аркадий
Петрович к словам «стыдно» и «страшно»? Ценил ли
шутку, выдумку, розыгрыши?
– Приведите примеры, факты из его жизни и его
произведений. Что любил Гайдар больше всего на
свете? В чем видел счастье? Где и как об этом
говорится?
Вся беседа опирается на
художественно-литературный материал, который
дети прочитали.
Дети и учитель (попеременно) выразительно
читают и пересказывают отрывки из прочитанных
книг, рассматривают и комментируют иллюстрации,
фотографии.
Каждое суждение, любой вывод обязательно
связывается с художественными описаниями,
картинами, образами.
Литературная викторина (работа в группах) (Слайд 13).
Ответы учащихся.
Обобщение занятия
Аркадий Петрович Гайдар прожил
короткую, но очень яркую жизнь. Да, хорошая жизнь
приходит не просто,– говорил Гайдар.
И пусть ребята не ждут готовых радостей и
готового благополучия, пусть знают, что с них
большие дела спросятся.
И всегда у писателя за спокойными светлыми
страницами звучит настораживающий, тревожный
голос: Смотри! Слушай! Береги Родину!
Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней!
любите людей, больше доверия друг другу! берегите
мир в своей большой семье, – говорил Гайдар.
В. Смирнова. «Аркадий Гайдар» (Слайд 14).
В конце занятия ребята исполняют песню «Гайдар шагает впереди!»
Муз. А. Пахмутовой Сл. С. Гребенникова, Н. Добронравова
Слышишь, товарищ, гроза надвигается,
С белыми наши отряды сражаются.
Только в борьбе можно счастья найти.
Гайдар шагает впереди.Видишь, товарищ, заря поднимается.
Вновь за работу народ принимается.
Там, где труднее и круче пути –
Гайдар шагает впереди.Видишь, из книжек колонны построены,
Вышли герои и стали героями.
Сколько Тимуров идет – погляди.
Гайдар шагает впереди.
Если вновь тучи надвинутся грозные
Выйдут Тимуры, ребята и взрослые.
Каждый готов до победы идти –
Гайдар шагает впереди. (Слайд 15)