Разработка внеклассного мероприятия с применением ИКТ "Аркадий Петрович Гайдар – боец, писатель, гражданин"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность темы внеклассного мероприятия

Когда-то имя писателя было известно любому россиянину – жителю нашей огромной страны. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы. Кто из людей старшего и среднего поколения не слышал и не напевал «Гайдар шагает впереди»?..

Но тимуровское движение, инициированное известным произведением писателя, к 70-80-м годам XX века было настолько заформализовано, что из стремления самих детей помочь тем, кто в этом нуждается, превратилось в «обязаловку», в графу отчета по воспитательной работе и начало вызывать протест у самих детей и их учителей.

А в 90-е годы произведения А. Гайдара были исключены почти из всех учебников по литературе, как в начальном, так и в среднем звене школы, и за прошедшие более чем десять лет выросло поколение, которое никогда не слышало о «всаднике, скачущем впереди» и никогда не встречалось с его светлыми и романтическими героями. Годы «без Гайдара» показали, что его рассказы и повести были одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учили добру, коллективизму, смелости, совестливости, стремлению помогать людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Все книги Гайдара написаны доступным языком, понятным детям, поэтому предложения из текста его произведений с успехом можно использовать на уроках русского языка, чтения, внеклассных мероприятий.

Актуальность повести «Тимур и его команда» и самого тимуровского движения сейчас, в начале XXI Века, как никогда велики. Ветераны Великой Отечественной войны и молодые ветераны локальных конфликтов нуждаются не только в помощи, но и в общении с детьми, их внимании. А если в тимуровскую команду будут входить дети так называемой группы «риска», возможно, раненые души тех и других оттают от этой дружбы. «Помоги тому, кому еще тяжелее, чем тебе, – и будешь счастлив» – старая, но от этого не менее верная мысль.
А «Чук и Гек» и «Голубая чашка», поднимающие проблемы взаимоотношений взрослых и детей, – разве это менее актуально?

Современно звучат заключительные строки повести «Чук и Гек» о том, что «надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю» – свою Родину.

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица людей от мала до велика. Пожилой человек вспомнит сказку про горячий камень
и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно, юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека. Многие поколения советских людей учились любить Родину по книгам Гайдара, которые всегда современны, содержательны, населены интересными персонажами, взрослыми и детьми.

Константин Паустовский не зря сказал, что жизнь Гайдара нередко была началом его книг. Можно сказать: она – его главная книга. И пусть чужой рукой поставлена в ней роковая точка, но эта точка не приостановила повествования. Книга о талантливом писателе и друге детей продолжает слагаться памятью друзей, трудами ученых и поэтов, делами неисчислимого тимуровского племени.

Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионах книг, издаваемых на многих и многих языках мира. Его имя увековечено в названиях улиц, школ, библиотек. Гордое имя Гайдара носят суда и тепловозы, село в Казахстане, Дворец культуры в городе Казани и далекий-далекий астероид.

Юрий Гагарин, первый человек, поднявшийся над землей и увидевший черное небо космоса, положивший начало космической эре, в качестве подарка в день рождения своей дочери выбрал том избранных произведений Гайдара и написал: «Моей дорогой Леночке. Будь такой же нужной людям, как Аркадий Петрович Гайдар».

Вырвавшийся из застенков фашистской чилийской хунты сын Луиса Корвалана Альберто на встрече с комсомольцами Москвы сказал: «Однажды в нашем домике появился кусочек вашей обетованной земли – отец принес книгу «Чук и Гек» на испанском языке и начал учить меня по ней читать».

Чехословацкий воин, прошедший с боями всю войну, явился в свое издательство и сказал: «На развалинах гитлеровского логова я видел надпись, сделанную штыками: «Гайдар убит, – тимуровцы в Берлине!» Надо издать книгу писателя, у которого такие читатели». Первой советской книгой, изданной в Чехословакии после освобождения, была повесть «Тимур и его команда», и в стране появились свои тимуровцы. Также появились они и в освобожденном от фашистской чумы Берлине. И во многих-многих городах и странах. От голубого Дуная до знойной Африки...

Из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в жизнь нашей страны замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в помощи.

Светлая память о писателе призывает всех, кто принял на себя высокую миссию быть наставником молодежи, до конца исполнять этот долг не только в профессиональном смысле, но и всем своим образом жизни, как делал это Гайдар.

Описанные в произведениях Гайдара увлекательные дела и волнующие события, живые, глубоко психологические образы понятны ребятам, увлекают их, вызывают жажду деятельности. Часто дети, прочитав рассказ

или повесть Гайдара, по собственной инициативе приступают к выполнению тех дел, о которых только что узнали из книги замечательного детского писателя. Поэтому умело использованные учителем произведения Гайдара могут сослужить большую службу в успешном проведении воспитательной работы.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара.

Задачи:

  • Развитие навыков выразительного чтения, умения размышлять.
  • Воспитание патриотизма, интереса к прошлому и настоящему Родины, стремления трудиться на благо ее будущего.
  • Формирование гражданской активности учащихся.

Оборудование: выставка книг А.П. Гайдара, стенд «Жизнь и творчество А.П. Гайдара», выставка детских рисунков по книгам Гайдара, магнитофон, аудио - кассета, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психологический настрой учащихся

– Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

2. Сообщение темы занятия

– Сегодняшнее занятие мы посвятим изучению жизни и творчества замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.

3. Вступительная беседа учителя (Презентация. Слайд 4)

Аркадий Петрович Голиков, будущий писатель Гайдар, родился в городе Льгове Курской Губернии 22 января 1904 года.
Есть что-то примечательное в том, что многие биографические очерки и воспоминания об Аркадии Гайдаре начинаются с описания его внешности. Было в облике этого человека нечто такое, что поражало его современников, навсегда оставалось в их памяти. Если верно утверждение, что в портрете – душа человека, то внешность А. Гайдара лучшее тому подтверждение. В лице, одежде, во всей фигуре Аркадия Петровича ярко отражалась простота, непосредственность и одновременно непостижимая глубина и сложность его натуры.
Это был чудесный человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел счастье встречаться и дружить с ним. Высокий, статный, плотно сложенный, круглолицый, в неизменном костюме военного образца, с мягкими редеющими волосами, зачесанными назад от просторного лба, с озорным мальчишеским лукавством и застенчивой серьезностью во взгляде светлых глаз. Большой и ласковый человек, всей своей крупной фигурой, ладной выправкой, военной гимнастеркой, ременным поясом напоминал бойца времен гражданской войны.

Дети рассматривают на стенде фотографии А. Гайдара и выделяют ту из них, где писатель выглядит таким, каким его описал учитель.

Сообщение ученика. Гайдар – литературное имя (псевдоним) Аркадия Петровича Голикова. Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: человек, скачущий на коне впереди войска. Об этом Гайдар мог узнать, когда воевал с белыми бандами в монгольских степях. А может быть, это слово особенно понравилось писателю потому, что оно напоминало его любимый боевой клич – «Гей»!, «Гай-да!» (Слайд 5).
Очень подошло Гайдару это имя, ведь он и в жизни, и в своих книгах был человеком, смело идущим впереди.
С.Я.Маршак, вспоминая о Гайдаре, пишет: «Когда его страна воевала, он был солдатом; в мирные годы писал книжки для детей...»

Сообщение ученика. Детство Гайдара кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку и послали патрулировать улицы. В декабре 1918 года Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Служит сначала адъютантом, затем начальником команды связи, в 1919 – командует взводом. В июне 1921 года, в возрасте 17 лет его назначают командиром полка. (Слайд 6).

Аркадий Голиков – комбат. 1922 г.

В своих книжках Гайдар оставался бойцом. Появлялись гайдаровские книги всегда в то время, когда они больше всего были нужны.
Ребята, а какие произведения А.П. Гайдара вы знаете? (Слайд 7).

Ответы детей: «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Пусть светит», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень».

Среди первых детских книг о гражданской войне были книги Гайдара: «Школа», «РВС», «Пусть светит».
Потом страна стала огромной стройкой. И Гайдар в «Дальних странах» писал о том, как в этой стройке участвуют, растут и крепнут советские ребята.

Но грозовые тучи сгущались над страной. Опасность войны нарастала. И Гайдар писал свои тревожные повести «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», которыми готовил молодое поколение к грядущим испытаниям. (Слайд 8).

«Судьба барабанщика»                                 «Военная тайна»

«Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Слайд 9).

А сколько ребячьих сердец отчаянно билось в дни Великой Отечественной войны! Как быть? Что делать? На фронт бежать? Поймают – вернут обратно. На завод идти работать – не возьмут: не вырос еще. А просто учиться в школе – это казалось недостаточно в такие суровые и грозные времена.

И вот перед самой войной появилась книга – «Тимур и его команда». Это были напряженные месяцы: «Люди поспешно разворачивали газетные листы и жадно читали последние известия. События были тревожные».

Старый фронтовик Гайдар, может быть, больше, чем многие другие, понимал размеры надвигающейся беды. И, думая о предстоящих битвах, Гайдар напряженно искал то место, которое должны будут занять в боевых рядах его маленькие друзья – пионеры.

Свое же место Гайдар нашел сразу, как только заиграла боевая труба.

А.П. Гайдар на фронте. 1941 год.

С семьей он простился спокойно. Дочке Жене подарил на прощанье книжку, на которой написал такие стихи:

Едет папа на войну
За Советскую страну.
Женя папу поджидает,
Женя книжку прочитает,
Все узнает, все поймет:
Где и как живет народ,
Сколько есть чудес на свете,
Как и где играют дети,
Как запрыгал заяц белый,
Как исчез Ивашка смелый,
Как из лесу, из-за гор
Ехал дедушка Егор...
Женя книжку прочитает
И о папе помечтает.
Он в далекой стороне
Бьет фашистов на войне!

(Учащийся читает наизусть) (Слайд 10)

Погиб Гайдар 26 октября 1941 года в разведке, приняв на себя вражеский огонь, чтобы предупредить товарищей о грозящей опасности. (Слайд 11)

Место гибели А.П. Гайдара.

Доска, установленная первоначально на могиле Аркадия Гайдара.

Солдатский обелиск, установленный на могиле А.Гайдара. (Слайд 12).

Помните чудесную сказку о Мальчише-Кибальчише? Гайдара, так же, как и героя этой сказки храброго мальчиша, «схоронили на зеленом бугре у Синей реки...

Плывут пароходы – Привет Мальчишу!
Пролетают летчики — Привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – Привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – Салют Мальчишу!»

Памятник А.П. Гайдару в Арзамасе.

– Ребята, вспомните произведения А.П. Гайдара, которые вы читали, и определите, что особенно ценил в людях писатель.

Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень» и приходят к мысли, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для других.

– Только ли в сказке «Горячий камень» высказал Гайдар эту мысль?
– Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить честно, с пользой для окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не однажды... В каких других произведениях вы ее нашли? Как относился Аркадий Петрович к словам «стыдно» и «страшно»? Ценил ли шутку, выдумку, розыгрыши?
– Приведите примеры, факты из его жизни и его произведений. Что любил Гайдар больше всего на свете? В чем видел счастье? Где и как об этом говорится?

Вся беседа опирается на художественно-литературный материал, который дети прочитали.
Дети и учитель (попеременно) выразительно читают и пересказывают отрывки из прочитанных книг, рассматривают и комментируют иллюстрации, фотографии.
Каждое суждение, любой вывод обязательно связывается с художественными описаниями, картинами, образами.

Литературная викторина (работа в группах) (Слайд 13).

    1. Сколько лет прожил на земле этот удивительный человек?
    2. Где и как рассказал он о себе своим читателям?
    3. Что особенно ценил в людях?
    4. А чего очень не любил? Чего не прощал?
    5. Как зовут самого маленького героя Гайдара? (Федор из «Голубой чашки»)
    6. Кто из героев Гайдара оправдывает слова С. Михалкова: Правдив той повести герой и смел, хоть ростом мал?
    7. Назови героев книги «РВС».
    8. Назови героев книги «Тимур и его команда».
    9. Назови отрицательного героя из сказки о Мальчише-Кибальчише.
    10. Как зовут главную героиню в книге «Голубая чашка»?

Ответы учащихся.

Обобщение занятия

Аркадий Петрович Гайдар прожил короткую, но очень яркую жизнь. Да, хорошая жизнь приходит не просто,– говорил Гайдар.
И пусть ребята не ждут готовых радостей и готового благополучия, пусть знают, что с них большие дела спросятся.
И всегда у писателя за спокойными светлыми страницами звучит настораживающий, тревожный голос: Смотри! Слушай! Береги Родину!
Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! любите людей, больше доверия друг другу! берегите мир в своей большой семье, – говорил Гайдар.

В. Смирнова. «Аркадий Гайдар» (Слайд 14).

В конце занятия ребята исполняют песню «Гайдар шагает впереди!»

Муз. А. Пахмутовой                              Сл. С. Гребенникова, Н. Добронравова

Слышишь, товарищ, гроза надвигается,
С белыми наши отряды сражаются.
Только в борьбе можно счастья найти.
Гайдар шагает впереди.

Видишь, товарищ, заря поднимается.
Вновь за работу народ принимается.
Там, где труднее и круче пути –
Гайдар шагает впереди.

Видишь, из книжек колонны построены,
Вышли герои и стали героями.
Сколько Тимуров идет – погляди.
Гайдар шагает впереди.

Если вновь тучи надвинутся грозные
Выйдут Тимуры, ребята и взрослые.
Каждый готов до победы идти –
Гайдар шагает впереди. (Слайд 15)