Использование метода проектов в воспитании экологической культуры детей

Разделы: Внеклассная работа


Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. В.А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», – утверждал В.А.Сухомлинский.

Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу. Экологические сказки рассчитаны, прежде всего на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах.

Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

 

У детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

Вот несколько цитат, которые во многом определили отношение к экологическим сказкам и к тем, кто их сочиняет.

  •  «Автор, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает или внушает метафорическое решение этой проблемы» (в нашем случае – проблемы экологической).
  •  «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы».
  •  «Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная».
  •  «Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре».
  •  «…начиняют детей сказками, передавая таким образом, совершенно не намеренно – способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии».
  •  «…сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше».

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная.

Вместе с ребятами мы сочинили сказку «Как Ваня поборол свою лень».

 

Сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить. Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление, внимание, память.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе, мы решили обратится к театрализации сказки. Но не простой театрализации, а используя конструктор Лего.

 

С конструктором ЛЕГО мы работаем на любых уроках и внеурочной деятельности, но использовать конструктор в постановке спектакля – это новое. Мы решили сделать декорации, используя конструктор ЛЕГО.

Жизнь ребенка – непрерывная творческая игра. Необходимо, чтобы воедино были связаны обучение, игра и творчество. На занятиях с конструктором ЛЕГО хочется научить ребенка фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, умению передавать с помощью конструктора образцы реальной жизни. Часами дети могут создавать удивительные проекты. Так развиваются не только творческие способности, но и воспитывается личность ребенка, способность самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные решения. В ходе таких занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, мотивация к обучению, улучшается память. Необходимо помнить, что работа с мелкими деталями положительно влияет на мелкую моторику.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

Подводя итог можно сделать следующий вывод: перед педагогами стоит важная задача: на уроках окружающего мира следует больше внимания уделять таким формам и методам обучения, которые активируют работу детей, способствуют развитию творчества и логического мышления, прививают интерес к овладению экологических и природоведческих знаний.

Приложение 1ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КАК ВАНЯ ПОБОРОЛ СВОЮ ЛЕНЬ».

Приложение 2 – Правила друзей природы.

Презентация.