Работа над техникой

Разделы: Музыка


Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай; тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на ее духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат.

Ф.Бузони

В этих словах замечательного пианиста заключен целый ряд сложных и многосторонних задач, стоящих перед учащимися. Одна из них – изучение гамм, аккордов, арпеджио. Значение работы над гаммами в общем комплексе проблем трудно переоценить. Наиболее существенна их роль в развитии двигательных возможностей пианиста. Игра гамм предельно ограничивает  круг задач(по сравнению с этюдами и тем более с художественными произведениями),дает возможность сконцентрировать свое внимание на приобретении и закреплении определенных игровых навыков. Кроме того, гаммы и арпеджио имеют большое значение в воспитании других профессиональных качеств пианиста, в частности, в чтении нот с листа и быстром разборе музыкального произведения.

Гаммы, аккорды, арпеджио – типичные виды фортепианной фактуры. Овладение ими помогает быстро ориентироваться в музыкальном тексте на клавиатуре, а это способствует более легкому и глубокому усвоению художественного произведения.

После усвоения текста гамм перед учащимся возникает задача научиться исполнять их быстро и ровно как в ритмическом отношении, так и по звучанию. Начиная работать над гаммой в медленном темпе, необходимо ощущать такое соотношение: сначала по 2, потом, в более подвижном темпе, по 4, далее – по 8,16 звуков, вплоть до 4-х октав. При этом ощущение более мелких группировок должно сохраняться всегда. Воспитанные таким образом уши и руки музыканта в ритмическом отношении достигают очень организованного исполнения, без так называемых «акцентов», которыми зачастую педагоги пытаются заменить слуховой контроль ученика.

Прежде, чем перейти к исполнению гамм, необходимо ровно исполнять группы звуков в пределах одной позиции: 2-м, 3-м, 4-м; 1-м, 2-м, 3-м, 4-м; 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м пальцами. Для этого можно вначале играть отдельные группы звуков, тщательно контролируя их ровность, а затем связывая их в непрерывные последовательности в пределах октавы и больше. Необходимо подчеркнуть важность работы над развитием средних пальцев руки (2, 3, 4), поскольку они могут и должны играть самостоятельно, а 1-й и 5-й пальцы играют со вспомогательными движениями руки (и в гаммах, и в арпеджио). В арпеджио (коротких) полезно переносить ритмическую опору поочередно на 2, 3, 4 пальцы. В ломанных арпеджио необходимо добиться координации работы пальца с вращательным движением предплечья.

Следует отметить еще одно условие, необходимое для ровного исполнения всех видов технических пассажей. Речь идет о правильном положении руки на клавиатуре. Ф. Шопен на первых уроках ставил руку ученика на следующие 5 клавиш, считая такое расположение наиболее естественным, соответствующим длине пальцев: e, fis,  gis, ais, his. Рука должна так располагаться на клавиатуре, чтобы пальцы попадали на концы черных клавиш, а на белых – возле черных.   

В старших классах значительно усложняются технические задачи. Гаммы начинают играть в интервалы(в 3,6,10), это всесторонне подготавливает ученика к овладению двойными нотами. Перед учащимся стоит задача одновременного исполнения 2х звуков, синхронного движения рук. Так же как и в младших классах, гаммы являются превосходным материалом для развития мобильности 1-го пальца, воспитания силы, ровности звучания, легкости, беглости пальцев. Работу над гаммами надо сочетать со звуковыми и артикуляционными задачами. Рекомендуется играть на pp, p, mf, f; различными ритмическими вариантами(то в виде триолей, то квартолей или секстолями). Различная ритмическая группировка нот помогает добиться звуковой ровности.

Наряду с гаммами усложняется арпеджио. Игра арпеджио также интенсифицирует деятельность большого пальца, который является «фактором скорости». Длинные, ломаные, Д7, ум7 в различных вариантах помогают пианисту добиться звуковой ровности в исполнении этого вида техники. В пианистическом отношении значительную трудность представляют ломаные арпеджио, исполняемые приемом «броска».

Необходимо использовать упражнения, подготавливающие к виртуозным арпеджированным пассажам для того, чтобы сложное сделать доступным как в техническом, так и психологическом плане.

Особо надо остановиться на тех видах техники, которые, в основном, характерны для старших классов. Это трельная, аккордовая и октавная техника,  двойные ноты.

Трельная техника

Как ни странно, этот вид техники пользуется в наше время наименьшей популярностью, хотя работа над трелью значительно активизирует пальцы («ощущение кончика»), воспитывает легкость, четкость. Очень полезны всевозможные комбинации на белых и черных клавишах, разнообразные ритмические варианты (ритмически четкая трель с акцентом на сильной доле и трель свободная, неритмизованная); перед учащимся следует ставить различные динамические и артикуляционные задачи. Необходимо в равной мере использовать как сильные, так и слабые пальцы. Пианист должен научиться исполнять этот вид техники любыми комбинациями пальцев(в том числе и 4-5-4, 3-5-3, 1-3-1), причем для одной и той же трели рекомендуется использовать две различные аппликатуры (1-2-1 и 3-4-3),для длинных трелей можно применить переменную аппликатуру (4-2-3-1). Такая смена пальцев повышает их работоспособность.

Аккордовая техника

Аккорды в старших классах исполняются 4-х звучные (растяжка, одновременное звучание). Кроме этого аккорды часто встречаются в музыкальных произведениях как тип фактуры, способ изложения музыкального материала. Главное в аккордах (как в терциях и секстах) – полнейшая одновременность звучания; ровность всех звуков в одних случаях и умение выделять мелодию – верхний голос вдругих случаях (особое чувство 5го пальца). Пример – прелюдия Шопена с moll. В старших классах школы начинают играть произведения, в которых встречаются полнозвучные аккорды, требующие большой силы звучания. Они извлекаются «от плеча», а иногда и всем корпусом, как бы отталкиваясь от клавиатуры. При этом надо вслушиваться в качество звучания(ученики часто играют такие аккорды грубо и жестко). Если аккорд, особенно многозвучный и исполняемый громко, выдерживается, надо приучить после его взятия освобождать руку. Это выражается лишь в ослаблении давления пальцев на клавиши; внешне оно может быть даже незаметным. Вначале за этим надо последить специально, впоследствии вырабатывается соответствующая привычка. В быстрых аккордовых последованиях свободе исполнения способствует умелое распределение силы звучности. Обычно ученики играют вязко аккордовые репетиции. Громко исполняются только акцентированные аккорды, представляющие собой как бы опорные точки, каркас мелодии, промежуточные аккорды играются легко.

Октавная техника

Трудное октавное место учится одним 5-м пальцем, при этом 1-й держится на расстоянии октавы над клавиатурой в воздухе (иногда 5-й чередуется с 4-м). Затем это же место проучивается одним 1-м пальцем. Рекомендуется учить не быстрее andante-andantino, силой не более mf. Полезно поиграть гаммы октавами (мажор, гармонический и мелодический минор). При этом вся рука свободна и принимает участие в движении Лишь с очень большой постепенностью следует переходить к быстрому темпу и сокращению движений. Необходимо устранить лишние движения, представляющие серьезную помеху для ученика. Для этого следует приучить учащегося брать черные клавиши у переднего конца, а белые – ближе к черным. Мешают и лишние движения по вертикали. Для сокращения их важно представить себе октавные движения как скольжение по клавиатуре, а не чередование опусканий и подъемов руки. В этих случаях помогает ощущение единства линии пассажа.

Двойные ноты

При работе над двойными нотами необходимо приучать учащихся с самого начала ясно слышать движение двух голосов. Чтобы сделатьэто восприятие более отчетливым и воспитать большую самостоятельность пальцев, полезно поиграть одновременно оба голоса различно по степени силы и характеру туше: верхний голос громче, нижний тише, верхний – legato, нижний – staccato и наоборот. Кроме того, двойные ноты учат теми же способами, что и обычные пассажи.

В заключение, к этим коротким советам следует добавить несколько слов о том, что работа над всеми видами техники требует от учащихся большого внимания и слухового контроля, без которого она превращается в длительное и малополезное «истязание пальцев». Техника должна быть подчинена музыкальному началу.