Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности при изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания является одной из важнейших целей существующего Федерального компонента государственного стандарта общего образования. В современном мире уже не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, важно уметь добывать их самостоятельно, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. А для решения этой задачи проектная деятельность подходит как никакая другая.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на: поиск решения возникшей проблемы; получение осознано необходимых новых знаний и навыков; а также, возможно, организацию, подготовку и проведение школьного мероприятия. “Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны” [1].

Проектирование в последнее время становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство для достижения большого числа целей образовательного процесса. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта).

Полат Е.С. отмечает [2]: “Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не всегда радует. Идет смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия, пр. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации: сметы, материалов, условий эксплуатации”. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта, даже без целостной и детальной проработки. Поэтому некоторые школьные мероприятия (неделя иностранного языка в школе, создание стенгазеты, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом проект. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия.

Так как метод – это методическая категория, то и понятие “метод проектов” – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Таким образом, под методом проектов в образовательной деятельности имеет смысл понимать совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

При данном виде деятельности следует иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. “В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения” [3].

Метод проектов давно применяется во многих странах мира потому, что он позволяет за счет групповой исследовательской деятельности органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, позволяет членам проектной команды генерировать новые идеи.

Конкретизируем проектную деятельность при изучении иностранного языка, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

В этом случае обучение осуществляется способам речевой деятельности. Поэтому следует говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. “Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия” [4]. Язык – элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же является средством формирования и формулирования мысли.

Как уже отмечалось выше, как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа педагога, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Участие в проектной работе вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд основных требований [3]:

1. Существование значимой, в первую очередь для обучаемых, проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах – Christmas, Halloween; организация путешествий в разные страны; проблема обустройства дома и т.п.).

2. Обязательная практическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, презентации; программа туристического маршрута и т.д.).

3. Содержание проекта должно иметь структуру (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей участников). Это позволит правильно сформировать команду проекта.

4. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

5. Применение исследовательского подхода: определение проблемы, выдвижение гипотезы её решения, обсуждение методов достижения целей проекта, оформление конечных результатов, защита проекта, подведение итогов, выводы.

Что касается темы проекта, то в курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

При вовлечении в проектную работу младших школьников необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. “Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития” [1].

Максимальная длительность выполнения проекта или исследования не должна превышать двух недель, а лучше 1-3 урока. Такой юной проектной команде нужен быстрый результат или ученики потеряют интерес к проекту! Поэтому для организации проектной деятельности младших школьников целесообразно использовать часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала.

“Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее)” [5].

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Защиту первых проектов лучше всего проводить в игровой форме. По результатам проектов крайне желательно наградить всех участников проектной команды призами. При подведении итогов необходимо отметить конкретный положительный вклад в общий результат каждого ученика. В этом случае учащиеся в дальнейшем с большей охотой будут участвовать в проектной работе.

Следует отметить также, что использование проектной деятельности при обучении младших школьников требует от учителя тщательной подготовки замысла, целей, темы, структуры и результата проекта; оценки возможностей учащихся для работы над тем или иным проектом. В начальной школе необходимо вовлекать в проект всех учеников класса (группы).

Как бы сложно не было организовывать и реализовывать проекты с младшими школьниками это необходимо делать! Получив необходимые навыки проектной деятельности, ученики в последующем смогут сами организовать свою исследовательскую (или иную творческую) деятельность, а значит, смогут самостоятельно добывать необходимые знания и получать навыки решения стоящих перед ними задач.

Таким образом, организуя проектную деятельность при изучении иностранного языка в начальной школе необходимо учитывать, что:

1. Существуют возрастные и психологические особенности детей.

2. Работа над проектами должна быть систематической.

3. Задания должны усложняться в зависимости от возраста.

4. Обязательно включение межкультурного и межпредметного компонента.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить изучение иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”.

 Список использованной литературы (ресурсов)

1. Баринова С.С., Малявина Е.О., Кувшинова Н.Н. “Проектная деятельность в начальной школе”, https://urok.1sept.ru/articles/411473/.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе. - № № 2, 3. - 2000 г.

3. Полат Е.С. “Метод проектов”, http://www.ismo.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.

4. Гальскова Н.Д. “Книга для учителя к учебнику “Итак, немецкий!” по немецкому языку как второму иностранному для 7-8 классов общеобразовательных учреждений”. – М.: Просвещение, 1997.

5. Жакулина И.В. “Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста”, http://www.nachalka.com/node/111.