Цели.
1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
2. Повышать познавательную активность детей.
3. Развивать логическое мышление, воображение,восприятие, память, наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Прививать основы экологических знаний,интерес к окружающему миру.
Оборудование.
Схема-таблица “Круговорот воды в природе”, игрушка Капля - Капитошка, для проверки домашнего задания, таблички с основными понятиями темы, рисунки детей, детские презентации. Для опыта: спиртовка, стакан (колба) с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом .
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Чудесная жидкость на свете вода.
Она никому не приносит вреда.
Ты утром встаёшь и идёшь умываться.
Вода помогает здоровым остаться!
2. Повторение
Начнём с повторения. Пока мы будем беседовать,ребята выполнят задания по карточкам. Затем мы вместе проверим их работу.
Карточка № 1
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении
_______________.
В воде растворяются некоторые вещества, потому
что вода – хороший _______________. Воду можно очистить
с помощью _________, _____________.
Карточка № 2
Какие свойства не имеет вода? (Обведи ответ в кружок)
Без цвета.
Имеет запах.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Хороший растворитель.
Прозрачность.
Текучесть.
Карточка № 3
Опытным путем докажи, что вода – хороший растворитель.
Фронтальный опрос:
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Как можно очистить загрязненную воду?
- Расскажите о составе воды.
3. Подготовка к изучению нового материала.
- Отгадайте загадки,если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды:
1. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
2. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
3. Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
4. На дворе переполох.
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
5. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лед)
6. Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
7. Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает. (Роса)
8. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
(Зачитывается загадка, отгадывается, отгадку прикрепляют на магнитную доску)
– Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? (Да, получился)
4. Сообщение темы урока.
- Прочитайте на доске тему урока. (Круговорот воды в природе. Вода путешественница.)
Кого называют путешественником?
- Можно ли отнести это слово к воде?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И в конце урока попробуем доказать, что вода – действительно путешественница.
а) Рассказ учителя.
- В старину людей интересовал вопрос : “Откуда берется дождь?”. А вы как считаете? Может быть на небе есть море, озеро или река? Раньше люди так и думали. Но мы-то знаем,что ничего подобного там нет и быть не может. Так откуда берется вода которая льется с неба? Прежде чем ответить на этот вопрос, зададим себе еще оин. Лучи солнца нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озер,а также из почвы. Воду испаряют все растения. Пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. Почему же вся вода до сих пор не исчезла с земли? Откуда берется вода, которая льется с неба?
- Группа ребят исследовала эту проблему , предоставим им слово.
б) Защита презентации.
Полякова Алина, Яковенко Роман, Сеннов Илья.
1. Наша группа работала над темой: “Почему море никогда не переполняется?”.
2. Авторы презентации перед вами.
3. Цель презентации: узнать о движении воды в природе.
4. Поэтому мы провели некоторые исследования. Над пламенем спиртовки мы стали нагревать воду. Над водой закрепили тарелку со льдом. Вскоре мы увидели, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)
5. Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту.
6. Как мы с вами сейчас узнали, круговорот воды происходит и в природе.
7. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!
8. Закончить наше исследование хотелось выводом: вода постоянно совершает круговорот:
- испарятся с поверхности земли;
- образует облака.
- В виде осадков возвращается на землю.
в) - А сейчас попробуйте ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого "Куда девается вода из моря?"
Л.Н.Толстой “Куда девается вода из моря?”
- Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
- Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?
(Дети отвечают на вопросы).
г) Беседа по наблюдениям учащихся:
- Я послушала разные ответы. А как правильно ответить - это задача нашего урока.
- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые)
- Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая)
- Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? (Испаряется)
- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется)
- Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (Чайник)
д) Инсценирование стихотворения. (Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского "Весенний разговор".Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.)
Ведущий: Нависли тучи над селом -
И разразился в небе гром! (появляется "туча")
Катился гром, гремел, ворчал
На всех, кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя. (Появляются капельки дождя)
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья. (Появляется
"ручей")
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
Капля: Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,
Бегу я на родину, к маме!
Ведущий: А кто твоя мама?
Капля: Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая. (Появляется "море")
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней. (Появляется
"солнце")
И к страннице-тучке
Я паром взлетела. (Появляется "пар")
Летела по свету я с ней.
Ведущий: Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!
Капля. Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.
Так куда же девается вода из моря?
Отчего она не течет через край? (Она испаряется)
- А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.
(Капелька совершила круг).
- Это явление называется "круговорот воды в природе".
- Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх.
- Что произошло с водой в жаркий день?
- Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.
- Почему братья и сёстры Капитошки чем поднимались выше, тем больше мёрзли?
- Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?
- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег?
Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова.
- Так как называется путешествие капли? (круговорот воды природе).
- Путешествие капли называется круговоротом воды природе. Вода вечно движется. Сначала вверх, от земли к небу, в виде водяного пара, потом вниз, с неба на землю, в виде дождя, снега, града. И потом опять вверх, и опять вниз, и так уже многие миллионы лет
5. Практическая работа.
На специальный кронштейн ставится сосуд с водой и включается под сосудом горелка. Над сосудом закреплена тарелка со льдом. Нижняя сторона тарелки становится влажной, на ней соберутся капли воды, которые начнут падать. Как объяснить это явление? Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он опять превращается в воду. Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются,отрываются и падают вниз. Так происходит круговорот воды.
6. Удивительные явления природы.
1) Отгадайте загадку:
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
- Если образование воды из водяного пара происходит не на высоте нескольких километров, а около земной поверхности, то появляется туман.Туман, как и облака, состоит из мельчайших капелек воды.
- В чем сходство и в чем различие между туманом и облаками?
- Зимой на улице при дыхании образуется туман. А почему мы не наблюдаем это явление летом?
- Если в ванной комнате включить горячую воду,то можно наблюдать явление, подобное туману. Как вы думаете, почему? (Работа в парах)
2) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (Роса)
- Часто летом трава по утрам бывает влажной от росы. Роса – это вода, которая образовалась из водяных паров. Роса обычно выпадает ранним утром – это самое холодное время суток. Т.е. ночью воздух был теплый, а к утру температура воздуха понизилась – стало прохладнее. Водяной пар, который был в воздухе,тоже охладился и превратился в капли воды – росу на траве.
3) Осенним утром на траве может появиться иней. Иней - это тонкий снежный слой, образующийся из водяных паров, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Чаще всего иней бывает в ясную погоду при охлаждении воздуха ночью.
7. Это интересно.
- Капитошка приготовил для вас интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе,связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 метров
Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.
8. Итог урока.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
- Итогом нашей работы будет тест. (Т.Ю.Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.стр.149 “Вода и её свойства”.)
Тест
1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
Поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки
Это ________________________________
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
9. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Что интересного о воде вы сегодня узнали?
- О чём ещё хотите узнать?
- Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (Под землёй)
- Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Дополнительная литература (если останется время на уроке)
- Много стихотворений посвящено этой казалось бы простой, но необходимой воде. Давайте мы сейчас их послушаем (заранее подготовленные учащиеся рассказывают наизусть).
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты ?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!