Цель: формирование у младших школьников начальных представлений об Олимпийском движении, его истории; знакомство детей с культурой стран-участниц Олимпийских игр.
Задачи.
1) Знакомство с “Олимпийскими играми” через сюжетно-ролевую игру.
2) Пропаганда физической культуры и спорта среди учащихся, как важных средств укрепления их здоровья.
3) Познакомить обучающихся с донскими призерами Олимпийских игр: Ю.Ефимовой (плавание), Н.Заболотная (тяжелая атлетика), Л.Коробейникова (рапиристка), Ю.Гущина (легкая атлетика), Л.Денисенко (тхэквондо), З.Курамагомедов (греко-римская борьба), Т.Лысенко (легкая атлетика), Л.Чичерова (метание молота), У.Донскова (художественная гимнастика, сборная России).
4) Создать условия для применения в практической деятельности олимпийских ценностей.
Для выполнения поставленных задач важнейшей является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребенка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культурного развития личности ребенка: интеллектуального, эстетического, нравственного и трудового.
Содержание игры. В основу программы вошла игра-соревнование между классами в параллели, которая предоставляет возможность школьникам в течение всего учебного года участвовать во многих физкультурно-спортивных мероприятиях прогимназии, объединенных одной общей идеей.
Название игры: “Олимпийский марафон”.
Цель игры: во включении как можно большего количества школьников в проводимые физкультурно-массовые мероприятия.
В целях активизации самостоятельной двигательной активности учащихся в учреждении разработана система игровых заданий. Она представляет собой набор специальных упражнений и игр. Во время самостоятельной организации двигательного досуга ребята отрабатывают данное задание, а потом демонстрируют его на уроке.
В игре участвуют все ученики, учителя и родители. В игровой деятельности создаются ситуации выбора, когда школьник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, в паре со своим другом или группой детей всего класса.
Желание одержать победу, достичь лучшего результата, помочь классу занять более высокое место, заставляет ребят, старательно выполнять задания, совершенствовать свое мастерство, привлекать к “контролю за своими достижениями” воспитателя, учителя, товарищей по классу.
По мере овладения двигательными навыками ребенок начинает получать удовольствие, появляется желание пробовать свои силы в новых видах упражнений и помочь классу повысить общекомандные результаты.
При таком подходе, к концу четверти или учебного года все ребята прогимназии улучшают свою физическую подготовку; у них формируются умения организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам игры, повышается двигательная активность (таблица 1).
Так, например, в “Конкурсе на самый спортивный и здоровый класс” определяются победители каждого класса (достижения каждого отдельного ребенка суммируются и заносятся в итоговую таблицу 1. Каждый балл-это 1 метр, который приближает обучающегося и класс к конечной цели марафона – олимпийскому Сочи).
Упражнения меняются каждую четверть. Классы соревнуются параллелями в полном составе.
Большое внимание в прогимназии уделяется разработке и внедрению дополнительных форм физического воспитания: спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья, физкультурно-оздоровительные развлечения и т.п.
Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности учащихся, особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.
Таким образом, следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в системе физического воспитания в целом. Кроме того – школьные соревнования действенный способ систематических занятий спортом, который помогает развитию физической культуры и спорта в целой стране (таблица 2).
В конце учебного года баллы каждого класса суммируются (результаты таблицы 1 суммируются с результатами таблицы 2, высчитывается общее количество баллов, заработанное классом и отдельными обучающимися). Победители и призеры награждаются по каждому соревновательному виду грамотами и призами, а классы-победители - грамотами и переходящим призовым кубком.
“Олимпийский марафон г. Ростов-на-Дону – г. Сочи 2014 г.”.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Сохранение здоровья школьников.
- Расширение образовательного и дополнительного пространства для наиболее полного раскрытия индивидуальных творческих возможностей всех обучающихся.
- Максимальная эффективность взаимодействия ученика и педагога во внеурочной деятельности.
Теперь более подробно о соревнованиях в каждом виде “Олимпийского марафона”.
Начнем с “Пятиборья”. Чтобы всем участникам было понятно, где они будут соревноваться и в какой последовательности, разработаны специальные карточки, где указаны очередность прохождения класса, нумерация секторов и очередь выступления в каждом виде. Вместе с ней классу вручают стартовый протокол с перечнем всех видов соревнований: бег 30 м; прыжок в длину с места; кросс 1000 м; прыжок через скакалку за 30 сек; челночный бег 3х10 м.
“Веселые старты” (для каждого класса свой вариант эстафет). Каждый олимпийский класс имеет свою визитную карточку – название, девиз и песню.
Вариант.
1. На площадке на расстоянии 1,5 м. друг от друга стоят шесть колпачков. В руках у первого игрока корзина с теннисными мячами. По сигналу участник поочередно ставит мячик на колпачок. После последнего колпачка бежит обратно “змейкой”, и передает корзину второму, он собирает колпачки и т.д.
2. Второй вариант эстафеты. Теннисные мячики кладут под колпачок.
3. Перед первым участником, стоит на полу большой поролоновый бочонок (из детского гимнастического комплекса), на площадке расставлены три колпачка. По сигналу толкая впереди себя бочонок, “змейкой” обвести колпачки и в обратную сторону тоже.
Перед командой стоят 3-4 стойки с перекладиной. По сигналу первый участник начинает ползти на животе под препятствиями, до колпачка. Обратно на спине.
4. На эстафетной дистанции стоят вертикально два бочонка на расстоянии 3-4 м. друг от друга. По сигналу первый участник подбегает к первому бочонку, подлезает под него снизу, вылезает сверху и продолжает далее выполнять задание на оставшейся части дистанции.
Возвращаясь обратно, задание можно повторить. (При прохождении детьми дистанции обязательно стоит помощник, который помогает ребятам!)
Раздел “Гимнасти”. Широкое использование музыкального сопровождения, техника гимнастических упражнений, выразительность движений, делают гимнастику эффективным средством эстетического воспитания. Финальная программа по разделу “Гимнастика” включает в себя конкурсные комбинации в виде обязательных для всех участников упражнений:
1-е классы зачетная комбинация с лентой (девочки), мальчики упражнения с флажками;
2-е классы комбинация на степе; мальчики с футбольными мячами;
3, 4-е классы Фитбол-аэробика. “Танцы на мячах” девочки, мальчики упражнения с баскетбольным мячом.
Аквааэробика. Вода – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков. Занятия аквааэробикой предполагают использование различных аксессуаров, специальных предметов, которые непременно нравятся всем детям – это мячи, различные конструкции из поролона и т.д.
Конкурсная программа состоит из комплекса упражнений с предметами под музыкальное сопровождение.
Рыцарский турнир. К турниру готовимся с начала января, а проводим его в феврале ко Дню защитника Отечества, включая традиционно в Месячник оборонно-массовой работы.
Раздел “Взрослые и дети”. На родительских собраниях обсуждается статусное значение физической культуры и спорта в жизни каждого человека. Регулярно проводим спортивные праздники, дни спорта и соревнования; беседы об истории развития спорта, олимпийского движения.
1-е классы “Папа, может все!”.
2-е классы “Папа, мама, я - спортивная семья!”.
3-е классы “Букет для мамы.
4-е классы “Масленица”.
Разработки сценариев спортивно-театрализованных праздников опубликованы в авторских книгах учителя физкультуры Чаленко И.А.
В 2003 году в издательстве “Феникс” вышла книга “Современные уроки физкультуры в начальной школе”, в которой представлен многолетний опыт работы по организации учебного процесса и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащимися младших классов.
В 2008 году - М: Школьная Пресса. “Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу “Воспитание школьников”.
Турнир по пионерболу. Игра в пионербол очень доступна и любима детьми.
В 1-х классах включается “подготовительный вариант” пионербола, играют 4 мячами до 5 очков. Игра останавливается, когда все четыре мяча упали на одну из сторон площадки противника.
Во 2, 3, 4-х классах игра в пионербол поводится по “основному” варианту.
Турнир по баскетболу. Баскетбол ценен как комплексное средство физического развития и воспитания молодежи.
Конкурсное задание для 1-4 классов заключается в выполнении основных элементов из раздела “Баскетбол” примерной программы физической культуры для учащихся начальной школы. Демонстрация “скоростной техники, включая обводку препятствий, стоящих на площадке, с бросками мяча в корзину в движении, и в обратную сторону с тем же заданием.
Оценка выполнения задания осуществляется при помощи фиксирования времени преодоления дистанции и точности попадания мяча в корзину.
Игра в баскетбол входит в соревновательный зачет. Выигрывает класс, набравший наибольшее количество очков. Классы награждаются по итогам проведенных игр в спортивном зале. Соревнования проходят по параллелям.
Турнир по мини-футболу. Самая популярная и любимая игра в мире!
Эстафета с обводкой.
Перед линией старта на расстоянии 2,5-3 м одна от другой устанавливается 6 стоек. Игрок по сигналу ведет ногой вперед футбольный мяч, обводя стойки “змейкой”, и таким же образом возвращается назад. На линии старта-финиша он останавливает мяч. В этот момент судья фиксирует время прохождения участниками “слаломной трассы”. Побеждает участник, показавший лучшее время.
В соревновательный зачет входит и игра в мини-футбол. Выигрывает класс, набравший наибольшее количество очков. Классы награждаются по окончанию соревнований в спортивном зале.
Турнир по бадминтону. Бадминтон оказывает положительное влияние на все системы организма, особенно на кардиореспираторную систему.
Игра в быстром темпе предъявляет ряд требований, без которых невозможен успех в современном бадминтоне:
• умение своевременно переключаться на различный режим работы;
• способность проявлять лучшие свои качества в напряженных игровых ситуациях и пр.
Конкурсная программа.
1. “Попади в круг”. В центр зала кладется гимнастический обруч. Участники становятся вокруг обруча на расстоянии 5м от него. По сигналу судьи игроки направляют волан ракеткой в гимнастический обруч (3-4 раза). Побеждает класс, который оказался более метким.
2. “Кто дальше”. Участники с воланами и ракеткой становятся по линии. По сигналу судьи одним ударом ракеткой посылают воланы как можно дальше.
Конкурс спортивных стенгазет и рисунков. Классам дается домашнее задание - подготовить стенгазету, например, по теме: “Спорт в нашей жизни”; “Я выбираю спорт”; “Спорт – это игра, а не война”; “Мы – “олимпийцы”!”; “Спортивная семья” и т.д.
Основной задачей данного конкурса является ориентирование школьников на здоровый образ жизни, демонстрация его значения в становлении личности человека, передача определенной системы знаний в области физической культуры и спорта, олимпийского движения.
Участниками конкурса могут быть все обучающиеся образовательного учреждения, а также их родители, педагоги.