Цель урока: раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала;
- рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Развивающие:
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, делать логические выводы;
- продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России.
Воспитательные:
- оценить степень изменения природы Байкала человеком;
- предложить свои варианты решения проблемы Байкала.
Оборудование: физическая карта России (настенная), учебник – Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др./Под. ред. Алексеева А.И. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение. (Полярная звезда). 2011 г., атлас по географии 8-9 класс, контурная карта, пробковый стенд, рабочий лист на группу, листы А3, школьные принадлежности, мобильный класс.
Тип урока: интегрированный (проблемный урок), время урока – 90 мин.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Настроить учащихся на изучение темы. Класс делится на группы. По ходу урока учащиеся заполняют рабочий лист группы.
2. Актуализация знаний учащихся через постановку проблемы
Учитель: зачитывает статью. “В 2006 году начато строительство нового нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи”. Как вы думаете почему?
Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Учитель называет тему урока. Сегодня на уроке 2 учителя и речь будет и о географии и о биологии и объединяет все это экология.
Уч-ся: Дают свои варианты решения проблемы. Записывают тему в рабочем листе группы.
3. Изучение новой темы
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану.
- Географическое положение.
- Главные параметры озера.
- Происхождение названия и история открытия.
- Геологическая история происхождения котловины озера.
- Органический мир.
- Экологические проблемы и пути их решения.
“Географическое положение”
Учитель: Используя карту в атласе стр.48-49 “Восточная Сибирь и Дальний Восток”, дайте характеристику географического положения озера Байкал. Определите, какие объекты окружают озеро Байкал.
На контурную карту “Восточная Сибирь и Дальний Восток”, нанесите озеро Байкал и прилегающие горы, на следующем уроке мы продолжим работать с этой картой.
Уч-ся: Работа на контурной карте.
Учитель: О любом объекте нужно давать статистические данные. С помощью сайта в интернете (http://ru.wikipedia.org), ссылка у вас прописана в рабочем листе заполните пункт рабочего листа “главные параметры озера”.
Уч-ся: Выход в интернет на сайт и заполнение таблицы рабочего листа.
“Происхождение названия и история открытия” (вопрос для обсуждения этого пункта был дан ученику как опережающее домашнее задание на прошлом уроке).
Уч-ся: Ответ учащегося, заполнение рабочего листа.
“Геологическая история происхождения котловины озера”.
Учитель: задает вопросы классу.
- Какие очертания имеет озеро, почему?
- Почему озеро является самым глубоким в мире?
Уч-ся: Отвечают на поставленные вопросы, заполняют рабочий лист.
Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение. Очертание озера продолговатое, т.е. соответствует разлому. Причины большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом).
Учитель: Анализ карты атласа “тектоника и минеральные ресурсы”
- В пределах, какой складчатости находится озеро?
Уч-ся: Области байкальской и раннекаледонской складчатости.
Учитель: Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться, а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год. Учитель задает вопросы классу.
- Какие факторы вызывают такие процессы?
- Какой вывод можно сделать?
Уч-ся: Выдвигают свои гипотезы.
Тектонические движения (землетрясения), размывание берегов.
Формирование котловины Байкала происходит до сегодняшних дней.
“Органический мир”
Учитель: По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. К таковым относятся около 1000 эндемичных видов, 96 родов, 11 семейств и подсемейств-эндемиков. 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды.
Учитель: Задает вопросы группе учащихся, которые получили опережающее домашнее задание на прошлом уроке.
- Приведите примеры эндемиков Байкала.
- Краткая характеристика перечисленных эндемиков.
Уч-ся: Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют рабочий лист.
Учитель: Учитель предлагает с помощью сайта в интернете (http://www.minpriroda-rb.ru/burprirodnadzor/content/about_baikal.php?), выбрать рыб имеющие промысловое значение.
Уч-ся: Работа с сайтом (ссылка в рабочем листе), заполнение рабочего листа. Проверка выполненного задания.
Учитель: Для сохранения органического мира созданы природоохранные территории. Используя сайт (http://www.kmechte.ru/baikaltour/baikal2.htm), выпишите названия и деятельность природоохранных территорий (пример заполнения приведен в рабочем листе).
Уч-ся: Работа с сайтом (ссылка в рабочем листе), заполнение рабочего листа. Проверка выполненного задания.
“Экологические проблемы и пути их решения”
Учитель:
- Используя сайт в интернете (http://ru.wikipedia.orq), назовите экологические проблемы озера Байкал.
- В своей группе обсудите необходимые природоохранные мероприятия. Свой ответ оформите на листе А3.
Уч-ся: Работа с сайтом в группе (ссылка в рабочем листе). Оформление работы на А3. Участник группы на пробковый стенд крепит работу группы. Защита работы.
4. Закрепление.
Учитель: Предлагает группам ответить на вопросы. Используя файл “решаем проблему” (на рабочем столе) обсудите в группе данные вопросы.
Уч-ся: Открывают файл и отвечают на поставленные вопросы.
– К каким изменениям в экосистеме озера Байкал может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
- К увеличению численности растительноядных организмов;
- К уменьшению численности растений;
- К последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.
“В 2006 году начато строительство нового нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода”.
Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежном в этом случае загрязнении вод озера Байкал? Укажите две особенности.
Обсуждение данных вопросов.
- Высокая сейсмическая активность территории;
- Эта территория относится к водосборному бассейну озера Байкал или трасса нефтепровода пересекает реки, впадающие в Байкал.
5. Рефлексия
Учитель: Оценивание работы учащихся с индивидуальными заданиями, сбор рабочих листов группы.
6. Домашнее задание
§45. Учимся с “Полярной звездой”. Работу можно выполнять в группе (максимум 3 человека), или индивидуально.