Цели урока:
1. Образовательные:
- Продолжить формирование знаний о главных чертах природы России на примере рек;
- Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
- Показать тесную связь рек с другими компонентами природы, устанавливая при этом межпредметные связи географии с литературой, музыкой, информатикой.
2. Развивающие:
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений;
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы;
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний.
3. Воспитательные:
- Воспитание чувства прекрасного, любви к природе родного края, к природе России;
- Заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении материала.
Учебно-наглядный комплекс:
Карты России – физическая, климатическая, контурная; рабочая тетрадь (8 кл.), атлас географический, компьютер.
Термины и понятия:
Реки – равнинные и горные; падение, уклон реки, режим реки, половодье, межень, паводок, наводнение.
Географические объекты:
Волга, Кама, Дон, Ока, Печора, Северная Двина, Кубань, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Яна, Индигирка, Амур.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Технология урока |
Деятельность |
Педагогич. целесообразность выбранного метода |
|
учителя |
ученика |
||||
1 | Орг-момент | Взаимное приветствие | Приветствует детей и проверяет готовность к уроку | Подготовить уч-ся у работе на уроке. | |
Эмоциональный настрой | Звучит музыка. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого ученого Антуана де Сент-Экзюпери: “ Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, не видя, что ты такое. Ты самое большое богатство на свете…” |
Акцентуация внимания, настрой на положительную работу. | |||
А | Тема урока | Как Вы догадались, тема нашего урока
связана с водами, а звучит она так: “Внутренние воды. Реки России”. |
Записывают в тетради тему урока | ||
Б | Цели урока | Сегодня на уроке мы должны расширить свои знания о реках России, о влиянии компонентов природы на них, познакомиться с характером рек, их значением для человека | |||
2. | Основная часть урока | Словесный метод обучения | Вода – чудесный дар природы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Россия богата водами, которые на суше называют внутренними | ||
Наглядный метод | Вопрос: давайте вспомним, что мы относим к понятию внутренние воды? (схема) | Отвечают на вопрос | |||
Использование компьютера | Россия – страна величайших речных систем. Смотрим на экран, перед Вами карта, показывающая крупнейшие реки России | Активизирует знания учащихся | |||
Беседа Творческое задание |
(Открываем атлас стр.14), открываем
окно№2, видим таблицу крупнейших рек. Вопрос:
Назовите самую длинную реку страны? На втором
месте? На третьем? Какое место в таблице занимает
река Дон? Сообщение о реке Дон. |
Открывают географический атлас стр. 14 Показывают у доски реки. Отвечают на вопросы Прослушивают сообщение, находят реку на карте. |
|||
Практическаяработа с к/картами | Откройте к/карту России и гео атлас
(стр.14). Задание: отметьте на к/карте России 5 крупнейших рек страны и реку Дон – крупнейшую реку Воронежской области. |
Выполняют работу в к/ картах. | Стимулирование познаватель-ного интереса учащихся, развитие и совершенство-вание практических умений и навыков. | ||
Беседа | Реки относятся к бассейнам 3 океанов и
области внутреннего стока, открываем учебник
(стр.18,рис.7) Вопрос: Какому океану принадлежит наибольшая площадь? |
Открывают учебник, смотрят карту. Отвечают на вопрос. | |||
Использование компьютера | Открываем окно№3. Перед нами карта
“Течение рек”. Эта карта подтверждает Ваш ответ.
Но рельеф влияет не только на направление
течения рек, но и на характер течения. Открываем окно№4. Карта “Влияние рельефа на реки”. Вопрос: Как рельеф влияет на характер течения рек? Чем отличаются равнинные реки от горных? У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одна характеристика – падение реки. |
Активизация мыслительной деятельности
учащихся Учащиеся вспоминают пройденный материал |
|||
(Открываем окно№5) Падение – это превышение истока реки над устьем (в метрах). |
Записывают определение в тетради | ||||
Репродуктивный метод | Посмотрим на экран – формула. Вопрос: что же такое падение реки? С помощью атласа. Давайте определим падение реки Лена. И – 930м, У – 0м, П = 930 – 0 Еще одна важная характеристика рек – уклон. Смотрим на экран, у нас дана формула, как определить уклон реки. Задание: определим уклон реки Лена. |
Повторяют новое понятие. Работают с атласом вместе с учителем. Записывают определение в тетради. Решают учебную задачу. |
Активизация мыслительной деятельности учащихся. | ||
Вопрос: как Вы думаете, у каких рек больше уклон: равнинных или горных? | Отвечают на вопрос. | ||||
Объяснительно-иллюстративный метод | Кроме рельефа на реки влияет климат. Влияние климата проявляется через питание рек – пополнение запасов воды из различных источников. Вопрос: как Вы думаете, за счет чего река может пополнять свои запасы вод? | Отвечают на вопрос. | |||
Использование компьютера | Окно №6 (карта “Питание рек”). Давайте
определим, какое питание имеет река Дон? Вывод: Реки России имеют преимущественно смешанное питание. В зависимости от преобладающего питания находится режим реки – поведение реки в течение года, т. е. колебание уровня воды в реке в течении года. |
Делают вывод с помощью карты | |||
Самостоятельная работа с учебником | Пользуясь учебником стр.115 ответьте на
вопросы: Что значит реки с весенним половодьем? – На реках мы можем наблюдать межень. Что это за явление? – Паводки. Когда возникают эти явления? На реках мы можем наблюдать такое явление как наводнение – это затопление местности, населенных пунктов в результате резкого подъема воды в реке. Наводнения, приводящие к человеческим жертвам, называют катастрофическими. Вопрос: Что может послужить причиной наводнения? |
Работают с учебником географии, находят
ответы на поставленные вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи этих явлений. |
Усвоение учащимися новых понятий путем самостоятельной организации процесса познания | ||
Создание эмоциональной ситуации | Окно №7. Просмотр видеоклипа
“Наводнение” Но в водах заключается не только разрушительное, но и эстетическое воздействие на человека. |
Выражают свое отношение к сюжету. | |||
Творческая работа | Стихи поэтов, посвященные рекам. Многие художники изображают на своих полотнах красоту водной глади. Вывод: Я думаю, Вы согласитесь со мной, что в водах, действительно есть какая-то притягательная сила… |
Читают стихи. Рассказывают о картинах. |
Способствует развитию творческой деятельности учащихся | ||
3. | Закрепление материа-ла | Проверка знаний | Итоговый тест. Окно № 8 “Тест по теме “Реки России” |
Выполняют работу. | Способствует закрепление и совершенствованию новых знаний, самостоятельности учащихся при этом. |
Взаимоконт-роль. | Поменялись работами с соседом, на доске
ключи к Вашей работе, Провели проверку. |
Выступают в роли учителя, выставляют оценки. | |||
Подведение итогов. | Выставление оценок. | ||||
4. | Задание на дом | П.19 – учить, обратить внимание на новые понятия и термины. | Записывают задание на дом |