Тип проекта:
- по методу – информационно-практический;
- по содержанию – открытый;
- субъекты – дети, педагоги, родители;
- проект долгосрочный.
“Национальный человек – больше, чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно пожелать братства и единения всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур”.
Н.А. Бердяев
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оное есть постыдное малодушие…”
А.С. Пушкин
Старинная мудрость напоминает нам: “Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Современные исследования в области дошкольной педагогики и психологии (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, “складывается” человек. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории родного края.
Диагностика по данной проблеме в старшей группе “Алёнушка” МБДОУ “Детский сад № 180” г. Чебоксары показала, что у 70 % детей не сформированы знания о родном городе – это подтолкнуло меня на работу по воспитанию патриотических чувств через развитие познавательного интереса, любви к родному городу, её историко-культурному наследию.
Выявленная проблема проекта: у дошкольников не сформированы знания о родном городе.
Анализ внешней среды показал следующие сильные стороны:
- благоприятную социально-культурную обстановку в городе;
- достаточное количество методических и практических пособий, раскрывающих технологию ознакомления с родным городом, а также иллюстрированных сборников с памятниками города Чебоксары;
- благоприятное местонахождение детского сада.
Анализ внутренней среды показал следующие положительные моменты в детском саду:
- функционирует музей чувашского быта;
- имеется достаточное количество технических средств (проектор, компьютер, фотоаппарат);
- фольклорный кружок “Хунав”;
- постоянно оснащается предметно-игровая среда в группе.
Однако есть и слабые стороны:
- У дошкольников не сформированы знания о родном городе;
- Недостаточность систематизированного материала по ознакомлению детей с родным городом;
- Затруднение значительной части воспитателей в использовании технологии образовательного туризма в работе с дошкольниками;
- У родителей недостаточно знаний об истории города.
Материально-технические ресурсы проекта:
Постоянно обновляемая и пополняемая предметно-развивающая среда в группе:
- Этнографический музей “Хунав” (свид-во №08-001 о присвоении звания “музей образовательного учреждения”) (рисунок 1, 2, 4-7);
- Кабинет по обучению детей чувашскому языку (Рисунок 3);
- Библиотека для детей и родителей;
- Аудио-видеосистема, мультимедийный проектор, компьютер (Рисунок 8);
- мини-музей “Наша земля – наше богатство”;
- Наличие демонстрационного дидактического материала карты – схемы, фотоматериалы, наборы открыток, разрезные картинки – пазлы и т.д. (Рисунок 9-13).
Задачи проекта:
- Апробировать в практике ДОУ технику образовательного туризма в образовательно-воспитательном процессе посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории родного края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;
- Формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому Чебоксар, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение и гордость;
- Приобщать детей к историческим, культурным, национальным памятникам города.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание мини-макета города Чебоксары позволит приобщить дошкольников к культуре родного края через ознакомления с памятниками города.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в периодическом дополнении макета г. Чебоксары с установкой “памятников”, с которыми дети знакомятся в совместной деятельности с педагогом через образовательный туризм с целью формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи легли следующие принципы:
1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаются разные виды деятельности.
5. Принцип наглядности. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
6. Принцип "позитивный центризм". Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка.
7. Принцип развивающего обучения. Основан на детской активности.
Данная проектная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с памятниками родного города влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности г. Чебоксары.
В проекте 7 этапов:
1. Концептуальный – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта;
2. Исходно-диагностический – разработка диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) – показателей эффективности проекта. Организация и проведение диагностического исследования (констатирующий этап);
3. Деятельный – Деятельность в соответствии с планом-проспектом мероприятий;
4. Технологический – Мониторинг промежуточных результатов.
Коррекция работы по плану-проспекту в соответствии с промежуточными результатами проектной деятельности;
5. Коррекционно-деятельный – Продолжение проектной деятельности с учетом коррекции;
6. Итого-диагностический – Итоговый мониторинг. Сбор данных по результатам мониторинга, обобщение;
7. Презентационный – Презентация полученных результатов проекта.
Более подробно остановимся на деятельном этапе. Система проектных мероприятий с целью достижения ожидаемого результата решает следующие задачи данного этапа (приложение 1).
Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с памятниками города Чебоксары проходит в 7 направлениях (приложение 2).
Разработан тематический план по реализации деятельного этапа проекта (приложение 3).
Закрепление знаний о памятниках г. Чебоксары запланированы во всех видах деятельности.
Исходно – диагностический этап показал, что
- 30 % – детей владеют знаниями о городе;
- 25 % – называют памятники города;
- 55 % – проявляют интерес к данной проблеме.
Мониторинг промежуточных результатов показал положительную динамику знаний детей о родном городе:
- 70% – владеют знаниями о городе;
- 51% – называют памятники города;
- 75% – проявляют интерес в деятельности;
Так на технологическом этапе был сделан вывод, что система проектных мероприятий не требует коррекции в коррекционно-деятельном этапе, а итоговая диагностика показала эффективность использования проектных мероприятий.
Действенной формой знакомства детей с родным городом стали экскурсии, конкурсы, викторины, создания макетов улиц, площадей и т.д.
Усвоению и закреплению знаний о родном городе способствовали дидактические игры:
- “Знатоки Чебоксар” (пазлы);
- “Где находится памятник?”;
- “Найди отличия”;
- “Собери целое из частей”;
- “Мир профессий и организаций” (логическая цепочка);
- “Назови улицу”;
- “Интервью”;
- “Узнай по описанию”;
- “Макеты улиц”.
С удовлетворением отмечаем, что возникший в творческом содружестве детского сада и родителей фольклорный кружок “Хунав”, в котором участвовали дети нашей группы “Алёнушка” заняли второе место в городском фестивале детской песни “Чувашский подснежник” (Рисунок 14-16).
Дети научились пользоваться картой-схемой города, составлять возможные маршруты экскурсий или поездок к определенным объектам г. Чебоксары. Каждый момент знакомства с памятниками пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику Родины, достойному гражданину. Для ознакомления с памятными местами города дети совместно с родителями сделали альбомы с фотографиями памятников. Дети с радостью узнавали на фотографиях городские достопримечательности и гордились участием родителей в изготовлении альбомов (Рисунок 17).
Самым ярким моментом для детей в этом проекте стало подведение итогов конкурса альбомов, которое прошло в праздничной торжественной обстановке с вручением дипломов и сувениров с чувашской символикой (Рисунок 18).
Совместная работа педагогов и родителей дала возможность детям увидеть и понять красоту и величие родного города (Рисунок 19).
В завершающем этапе проекта была проведена презентация полученных результатов – детьми создан мини-макет города Чебоксары (Рисунок 20, 21).
Таким образом, знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Все увиденное, услышанное, приобретенное стало содержанием интересной работы, а для детей – началом любви и уважения к прошлому, настоящему и будущему родного города Чебоксары.