Волга. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной из крупнейших рек Европейской части России – рекой Волга.
  • Показать роль Волги в развитии экономики района.
  • Воспитание патриотических и гражданских чувств на примере героических событий, происходивших на берегах реки Волга.
  • Продолжить формирование умений работать с картой; самостоятельно делать выводы.

Оборудование: физическая карта России, географический атлас 8-9 класс, мультимедиа “О, Волга, колыбель моя!”, репродукции картин с видами реки.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины речного родника,
Выбегает голубое чудо,
Русская великая река.

В. Палькин

Слово учителя: Сегодня мы с Вами проведем урок, посвященный великой русской реке – Волге. Волга – это не просто великая река, пятая по длине в России, шестая на всем материке Евразия. Волга – это символ и любовь России. Народ ласково называет ее “Волга – матушка!”. Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие поэты.

Творческое задание: ребята читают стихи о реке.

Слово учителя: Но не только поэты восхищались красотами реки, многие художники на своих полотнах передавали красоту и величие реки.

Творческое задание: Рассказ о картинах. (Слайды картин)

Работа с физической картой России. Найти и показать исток и устье реки.

Творческое задание: Краткое сообщение о реке (по какой местности протекает, (слайды природных зон) какие природные зоны пересекает).

Проблема “Большой Волги” Так назывался проект ее преобразования путем создания плотин и водохранилищ. Проект преследовал решение основных задач: энергетической, транспортной, орошение засушливых территорий, водообеспечения промышленности и населения. Но была решена только одна проблема – энергетическая.

Вопрос: Назовите положительные и отрицательные моменты в связи с созданием такого большого количества плотин и водохранилищ?

Вопрос: Как развязать сложный узел Волжских проблем?

Беседа: Преобразование реки человеком (показ слайдов) обсуждение, высказывание своей точки зрения на эту проблему.

Творческое задание: Охрана природы этого уникального района. (Показ слайдов) Астраханский заповедник, Жигули.

Сообщения учащихся

Работа с административной картой России. Река Волга объединила многие народы России, связала их судьбы. На ее берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки. Эти народы имеют свои национальные образования. Важные исторические события происходили на Волге. Они были поворотными в судьбе России. Например, присоединение и заселение славянами территории Поволжья, Восстание С. Разина, Сталинградская битва в годы Великой Отечественной Войны.

Творческое задание. Краткие сообщения по этим этапам. (Показ слайдов)

3. Закрепление

Вопрос:

  • Что Вы узнали нового сегодня на уроке?
  • Какой вывод можно сделать о роли Волги в истории нашего государства?
  • Укажите, через какие субъекты Федерации протекает Река?

Вывод: Великая российская река многие века играла исключительную роль в истории нашего государства, его хозяйстве, культуре. Современная Волга – во многом рукотворная река, поставленная на службу человеку. Волга – это хлеб и нефть, рыба и электроэнергия, крупнейшие города и заводы, исторические памятники и уникальные ландшафты. Мы должны сохранить это для наших потомков!

4. Задание на дом:

П. 17 – 18, вопросы № 2,4,5 стр.98.