Подготовка игры
Основные задачи игры:
- познакомиться с историей развития математики в России, со старинными русскими задачами;
- получить новые знания о великих русских ученых-математиках и популяризаторах этой науки;
- познакомиться с русской метрологией (системой мер на Руси);
- изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются старинные русские меры.
В игре принимают участие учащиеся шестых (седьмых) классов.
За некоторое время до начала игры необходмо из учащихся каждого класса сформировать собственно команду, возглавляемую капитаном, которая будет решать математические задачи непосредственно во время игры. Все остальные учащиеся класса являются активными болельщиками, для которых также предусмотрены различные конкурсы.
Каждый класс получает Положение об игре <Приложение 1>, которым руководствуется в процессе подготовки к игре.
Ход игры
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости, участники игры и уважаемые члены жюри!
Ведущий 2: Позвольте нам начать интеллектуально-познавательную игру “Ума палата”, посвященную “Арифметике, сиречь науке числительной…”
Ведущий 1: Но не только арифметике, но и истории математики на Руси.
Ведущий 2: В нашей игре принимают участие команды трех шестых классов: 6 “А”, 6 “Б” и 6 “В”. У каждой команды есть свои болельщики.
Ведущий 1: Но им сегодня придется не только поддерживать свои команды, но и принимать самое непосредственное участие в самой игре и также внести свой вклад в возможную победу.
Ведущий 2: Разрешите представить наше многоуважаемое жюри, которое будет компетентно и беспристрастно оценивать сегодняшнюю игру.
(Идет представление жюри)
Ведущий 1: Давайте ненадолго заглянем в прошлое…Предки русского народа – славяне – с незапамятных времен жили на землях Средней и Восточной Европы. У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была жизнь, практика. Постепенно рождались и накапливались навыки счета, правила измерения: ведь без этого нельзя было бы ни торговать, ни даже обмениваться продуктами.
Ведущий 2: Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. Арабские книги говорят о том, что в середине первого тысячелетия славяне вели большую торговлю с греками, арабами и другими народами и храбро воевали с иноземцами, которые пытались их покорить.
Ведущий 1: В X веке нашего летосчисления у славян появилась письменность. С этого времени начинается "писаная" история Древней Руси.
Ведущий 2: Давайте познакомимся с нашими
командами. В своем приветствии они должны
рассказать нам не только о себе, но и о самых
интересных фактах из истории русской математики.
Ведущий 1: Максимальная оценка за этот
конкурс – 7 баллов (таблица оценок команд для
жюри - <Приложение 2>). Время
выступления каждой команды не более 6-ти минут.
Конкурс команд: “ Берись дружно – не будет грузно” (Представление команд)
Ведущий 1:Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX-XII вв. (древнерусская нумерация, метрология, первые системы дробей и др.). В Древней Руси времен Ярослава Мудрого и Владимира Святославовича (XI век) уже существовали школы.
Ведущий 2: С появлением письменности на Древней Руси стали появляться переводы греческих книг. Поначалу это были только "священные" книги, но и в них нет-нет, да и встречались обрывки замечательной математики древних греков
Ведущий 1: По-видимому, математические знания славян около 1000-го года были не ниже, чем у западных народов.
Ведущий 2: Однако несколько десятилетий спустя большая часть русских княжеств была захвачена ордами полудиких кочевников – монголов. Стон стоял над Русской землей. Горели города, лилась кровь. Жизнь замерла; приостановилась и древнерусская образованность.
Ведущий 1: Поэтому вновь математика начинает развиваться на Руси только в XVI в. после освобождения от татарского ига. При Иоанне Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике, а немного позже – печатные книги о применении математики для разных практических нужд; таковы, например, "Книга сошного письма" и "Устав ратных, пушечных и иных дел, касающихся до воинской науки".
Ведущий 2: Арифметические рукописи XVI в. переписывались и в XVII в. и имели традиционное название “Книга рекома по-гречески арифметика, а по-немецки – алгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость”.
Ведущий 1: Во время следующего конкурса командам предстоит посостязаться в решении старинных математических задач на время. Контрольное время – 12 минут. А максимальное количество баллов – 10.
Конкурс команд “Без ума голова – ногам
пагуба” (эстафета по решению задач)
<Приложение 3>
Ведущий 1: Известно, что в Англии в VII веке чудом учености считался монах, который мог выполнить деление чисел; и долго считалось, что нет труднее четырех действий арифметики над целыми числами.
Ведущий 2: Чтобы освежить в памяти страницы истории русской математики, мы предлагаем командам следующий конкурс.
Ведущий 1: Правила этого конкурса таковы: каждой команде, по очереди, будут задаваться вопросы. Время для обсуждения – 1 минута, после чего должен прозвучать ответ. Если ответ правильный, то команда получает два балла.
Ведущий 2: Если ответ не правильный, то право ответа переходит к болельщикам этой команды, но уже без дополнительного времени обсуждения. Если болельщики отвечают правильно, то они приносят своей команде 1 балл.
Конкурс команд и болельщиков: “Сперва
аз, да буки, а потом други науки”
(по истории русской математики) <Приложение
4>
Ведущий 1: В 1682 году в Москве вышла книга: "Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи". Это была первая в России не рукописная, а напечатанная в типографии книга по математике, которая должна была помогать решению разных практических задач. Была в ней таблица умножения (до 100x100), записанная славянскими цифрами.
Ведущий 2: Особенно важную роль в развитии русской науки сыграла книга "Арифметика, или наука числительная", написанная Леонтием Филипповичем Магницким. "Арифметика" Магницкого была издана при Петре I, в 1703 году, и долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей.
Ведущий 1: Старинные русские руководства по математике, рукописные и печатные, содержат множество того, что полезно знать изучающему математику и в наше время.
Ведущий 2: В этих книгах – множество математических забав, занимательных задач, но встречаются и сложные задачи.
Ведущий 1: Сейчас для наших команд начнется самый сложный конкурс – конкурс решения задач. И для этого командам придется перейти в другие помещения, время работы над задачей – 15 минут. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.
Ведущий 2: Но если наши болельщики надеются поскучать – им это не удастся. Мы предлагаем вам решить кроссворды, составленные вашими соперниками и принести в копилку ваших команд дополнительные баллы. Максимально можно набрать 8 баллов.
Конкурс команд “Взялся за гуж, не
говори, что не дюж” (решение задач)
<Приложение 5>
Конкурс болельщиков “Слово не воробей” (кроссворды)
Ведущий 1: Русская метрология — наука непростая и нам малопонятная. Чем дальше назад удаляешься во времени, тем больше вопросов возникает. Наши предки, не обладая простой и универсальной системой мер вроде привычной ныне метрической, для одних только бытовых нужд придумали множество единиц измерения и счёта.
Ведущий 2: Большинство из них давно вышло из употребления, но сохранилось в старых документах, фольклоре и литературе, в учебниках и задачниках. Для некоторых мер значения и происхождение названий не установлены до сих пор. Примечательно, что они часто совпадают с названиями знакомых предметов (половник, лукошко, пирог… — так в народе некогда именовали меры объёма и веса), но с самими предметами никак не связаны в отличие, например, от меры, названной “ведро”...
Ведущий 1: Порой отдельные слова и фразы звучат непонятно или даже загадочно. Как понимать поговорку “В нашей дести листов по двести”?
Ведущий 2: Не знаю…Мне больше нравятся те поговорки про русские меры, смысл которых всем понятен “Сам худ, а голова – с пуд”.
Ведущий 1: Между прочим, дестями и стопами на Руси считали бумагу. В дести было две дюжины листов, а в стопе – 20 дестей.
Ведущий 2: Теперь мне понятен смысл поговорки. Но мне все-таки хочется посвятить наш следующий конкурс более привычным мерам.
Ведущий 1: Но чтобы было ещё интересней, давай в это же время проведём и конкурс капитанов. Капитаны будут в одиночку сражаться с задачами и попытаются опровергнуть расхожую истину о том, что один в поле – не воин. Капитаны могут принести своей команде 10 баллов
Ведущий 2: А все остальные будут участвовать в другом конкурсе, который мы назовем “Семь раз отмерь, один отрежь”. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Вот мы и проверим, хорошо ли вы ориентируетесь в старинных мерах длины. Ну а болельщики могут принести в копилку 8 баллов.
Ведущий 1: Для проведения этого конкурса нам потребуется один человек из команды и один человек из группы болельщиков.
Конкурс “ И один в поле воин” (конкурс капитанов) <Приложение 6>
Конкурс классов “Семь раз отмерь, а один отрежь” (старинные меры длины) <Приложение 7>
Ведущий 1: А вот мне интересно, что больше на Руси ценили: математическую теорию или практику?
Ведущий 2: Послушай, что написано в первом печатном учебнике геометрии “Приёмы циркуля и линейки”, изданной в 1709 году: “ Кто хвалит лишь теорию, укладывает лишь хорошее основание, на котором он ничего не строит; это подобно пушкам, которые не вывозятся на поле сражения, или кораблям, гниющим в гавани….Не лучше и тот, что только одну практику признает: это человек, строящий крепость на песке, подводящий подкоп под Дунай-реку и думающий на кой-как сколоченном плоту совершить путешествие в Индию”.
Ведущий 1: Тогда давай объявим для команд следующий конкурс, сочетающий в себе трудности теории и возможности практики. Конкурс “Вкусная задача”!
Ведущий 2: Каждая команда дома подготовила для своих соперников не только текст задачи, но и его “вкусную составляющую”. Если соперники достойно справятся с предложенным заданием, они не только заработают баллы, но и получат сладости!
Ведущий 1:Ддля этого конкурса командам опять придется уединиться, время работы над задачей – 15 минут. А максимально количество баллов – 10.
Ведущий 2: Дорогие болельщики, вы ведь уже и сами догадались, что вас тоже ждет новый конкурс. Какой? Скоро поймете.
Ведущий 1: В одном из рассказов русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка можно прочесть следующие строки: “Совершенно особый отдел среди этих старинных книг составляли старинные учебники, по которым выучилось не одно поколение. Они были напечатаны на толстой и твердой, как кожа, бумаге, а для прочности края листов были смазаны маслом.
Ведущий 2: Особенно любопытен был арифметический задачник издания 1806 года: "Собрание шести сот пятидесяти одного избраннейшего примера, в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященнейшего Иустина, епископа пермского и екатеринбургского, взятых несколько из книг, но по большей части новоизобретенных посильными трудами Алексея Вишневского, учителя математики в новоучрежденной пермской семинарии".
Ведущий 1: В числе приведенных "экземплев" находились такие, которые решались по какому-то "слепому", или "девичьему" правилу, а под N 375 находилась такая задача в стихах:
Нововыезжей в Россию французской Мадаме
Вздумалось ценить свое богатство в чемодане;
Новой выдумки нарядное фуро
И праздничный чепец а ля Фигаро.
Оценщик был Русак.
Сказал Мадаме так:
"Богатства твоего первая вещь фуро
В полчетверти дороже чепца а ля Фигаро;
Вообще же стоит не с половиною четыре алтына,
Но настоящая им цена всего только половина".
Спрашивается всякой вещи цена,
В чем французская Мадам к Россам привезена?
Ведущий 2: Как много в этой задаче непонятных слов и оборотов!
Ведущий 1: Что же тебе непонятно?
Ведущий 2: Ну, к примеру, что такое “фуро”?
Ведущий 1: Это фасон женского платья. Платье-фуро это узкое, длинное платье, с высоким разрезом или без него (если книзу расклешено), рукава и воротник отсутствуют.
Ведущий 2: Хорошо, ну а что такое “фигаро”?
Ведущий 1: Так называлась одна из моделей женского головного убора – чепца.
Ведущий 2: Но самое непонятное выражение это “в полчетверти”. На каком это языке?
Ведущий 1: Конечно, на русском! Просто использован устаревший оборот.
Ведущий 2: И что же он обозначает?
Ведущий 1: Полностью я тебе секрет этого выражения не раскрою, но подсказку дам. Если ты спросишь меня: “Который час?”, а я отвечу тебе “Полчетвертого”. Ты же поймёшь, сколько в действительности времени?
Ведущий 2: Конечно, пойму, на часах – три часа и 30 минут.
Ведущий 1: Так, может, ты и сам догадаешься, что означает выражение “в полчетверти дороже”?
Ведущий 2: Уже догадался! Это значит…
Ведущий 1: Не спеши говорить ответ, давай проверим, так же ли догадливы наши болельщики. Смогут ли они решить старинную задачу, написанную несовременным языком. А задача такова: “ Купил полторажды полтора аршина, дал полтретьяжды полтретьи гривны. Колико дати за полдевятыжды полдевята аршина?”
Ведущий 2: Просим представителей классов получить тексты задач. Время на решение – 10 минут. Максимальное количество баллов – 8.
Конкурс команд “Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно” (вкусные задачи)
Конкурс болельщиков “Где сила не может, там ум поможет” (задача с устаревшими числительными) <Приложение 8>
Ведущий 1: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги сегодняшней игры, мы хотели бы предложить вам ещё один веселый конкурс.
Ведущий 2: Это кольцовка поговорок и пословиц, в которых упоминаются старинные русские меры. Команды по очереди называют подходящую пословицу или поговорку, после чего ход переходит к следующей команде. Если ответ не был дан по прошествии 30 секунд, то команда выбывает из дальнейшей игры. Победит та команда, которая останется последней.
Ведущий 1: Для подведения итогов игры и награждения победителей, мы предоставляем слово жюри.
Ведущий 1: Завершить нашу игру мы хотели бы стихами Леонтия Федоровича Магницкого, который в своей “Арифметике” уверял, что математика нужна всем, не только купцам
“Цену товаров обретати
И достойно ее исчисляти”
Ведущий 2:
Но и людям
“Ремесленным и художным,
Подданным всяким и вельможным””
Ведущий 1:
Ее должен изучать
“Хотящий быть морской пловец,
Навигатор ли или гребец”
Ведущий 2:
И что
“Ныне и всяк лучший воин
Эту науку знать достоин”
Ведущий 1:
“И желаем, да будет сей труд
Добре пользовать русский весь люд.”
Литература:
- Баврин И.И., Фрибус Е.А., “Старинные задачи”, М., Просвещение, 1984.
- Депман И.Я., “Мир чисел”, М., Детская литература, 1966.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. “За страницами учебника математики”, М., Просвещение, 1989.
- Детская энциклопедия, том 2, “Мир небесных тел. Числа и фигуры”.
- Карпушина Н., “Про пироги с почками да про насадки с бочками”, Наука и жизнь, № 9, 2012.
- Мамин-Сибиряк Д.Н., “О книге”, Повести; Рассказы, Очерки. М.: Моск. рабочий, 1983.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. “Старинные занимательные задачи”, М., Наука,1988.
- “Своя игра” (книги 1-7).