Цели урока:
- обобщая материал литературного анализа сказки, наработанный в цикле уроков по теме, решить проблемный вопрос: сказка Пушкина, написанная на народной основе, – авторская или обработка народной сказки;
- формировать у детей навыки литературной исследовательской работы, умение строить предположения и доказывать;
- развивать умения пересказывать фрагменты произведения с включением цитат, определять качества персонажей, раскрывающихся в их поступках;
- воспитывать любовь к поэтическому слову.
Ход урока
1. Создание атмосферы психологического комфорта.
2. Речевая разминка.
А) Логопедические упражнения для глаз, губ, языка, на дыхание.
Б) Проговаривание скороговорок. (Слайд 2)
Ручеек-ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом,
И пирог испечем.
В) Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
-
Колос, рота, ваза;
- Кора, лото, боксер;
- Молоко, нерест, тарелка. (Слайд 3)
Г) Игра “Умницы и умники” (слайды 4-9)
- Чем кончается день и ночь.
- Какой день в году самый длинный.
- Как называется королевская накидка.
- После драки “украшение” под глазом.
- Начало реки.
- При свете вы её отбрасываете, а в темноте – нет.
- Четыре уха и перьев не сосчитать.
3. Возникновение ситуации психологического конфликта.
Учитель: Сказки знают и любят все. Вам хорошо известны слова (слайд 10) А.С.Пушкина о сказке. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
(Слайд 11) Пушкин с детства любил слушать, как няня Арина Родионовна Захарова рассказывала сказки, а затем на протяжении всей своей жизни собирал и записывал их. К сказкам Пушкин относился серьёзно.
Сегодня нам предстоит попытаться ответить на такой вопрос: является ли сказка “О царе Салтане” авторской или это художественная обработка народной сказки, а то и вовсе пересказ? (слайд 12)
Дома вы отвечали на вопросы, которые и помогут разобраться в этом вопросе.
(Вопросы у каждого ученика на карточке) (слайд
13)
4. Работа над новым материалом.
Ребята выполняют первое задание.
1. – Наверное, эта сказка была услышана А.С.Пушкиным от няни. Обе сказки волшебные. Язык сказки простой. Есть повторы, есть концовка. Но сказка Пушкина написана стихами. (Слайд 14)
2. – Сюжет похож:
а) три девицы;
б) выбор царём невесты;
в) клевета врагов на царицу с царевичем;
г) подмена гонца с царской грамотой;
д) плавание царицы с сыном в бочке;
е) корабельщики рассказывают царевичу о чудесах;
ж) сын их добывает;
з) концовка одинаковая. (Слайд 15)
Учитель: В основе своей события сказки Пушкина соответствуют событиям народной сказки. Тем не менее, они изменены автором. В народной сказке нет многих персонажей: Царевны-Лебедь, витязей, белочки, нет коршуна-злодея. Царевич не превращается в комара, муху, шмеля.
- – Пушкин придумал своих сказочных героев, как белочка, Царевна-Лебедь, дядька Черномор. (Чтение отрывка сказки про белочку, про Царевну-Лебедь.) (слайд 16-18)
- Дети зачитывают повторы в сказке и говорят сколько раз повторялся этот отрывок.(слайд 19)
- – К чудесным превращениям в сказке относится:
Учитель: Давайте вообразим себе, что мы попали в картинную галерею. Вот перед нами удивительная картина. Посмотрите, какую вообразил себе Царевну Лебедь русский художник Михаил Александрович Врубель.
(Работа по картине.)
- Появление города;
- Появление около стен города Черномора и 33 богатырей;
- Князь превращается то в муху, то в комара, то в шмеля;
- Лебедь превращается в царевну. (Слайд 20)
Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент. Какое превращение вы услышите в нём? (слайд 21)
По сказке Пушкина русский музыкант Римский-Корсаков сочинил оперу. Его музыка сейчас звучала.
Проводится физминутка под эту музыку.
- – Сказка Пушкина написана поэтическим языком. Много слов были не понятны, так как они устарели (ученики зачитывают эти слова) (слайд 22)
- – Быструю смену действий показывают глаголы.
Учитель: Проведём небольшую литературную игру. Вставьте пропущенные слова. (Слайд 23-24)
А) В свете есть иное диво:
Море ….. бурливо,
….., ….. вой,
….. на берег пустой,
….. в шумном беге,
И ….. на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(Подымет, вздуется, закипит, разольётся, хлынет, очутятся)
Б) Смотрит – видит, дело лихо:
….. Лебедь средь зыбей,
Коршун ….. над ней;
Та бедняжка так и …..,
Воду вкруг ….. и …..
(Хлещет, мутит, носится, плещет, бьётся)
Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых?
– Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные. Эта сказка оптимистическая, в ней мажорный, счастливый конец.
Учитель: – Мы в начале урока сказали, что сказки одинаково заканчиваются… А так ли это? В обеих сказках добро наказано, но по-разному. Почему?
– Пушкин народную сказку со справедливым, но несколько жестоким концом, превратил в сказку жизнеутверждающую, добрую. Потому, что на зло нельзя отвечать злом. Так как зло тогда удваивается.
5. Обобщение.
(Слайд 25)Теперь предстоит нам ответить на наш главный вопрос – является ли сказка “О царе Салтане” авторской или это художественная обработка народной сказки, а то и вовсе пересказ?
Дети приходят к выводу, что писатель создал авторскую сказку. Сюжет в сказке Пушкина более сложный. Написана она в стихотворной форме. Добавлено множество персонажей, которых нет в народной сказке. Главное же – содержание сказки подчинено более глубокой идее – добра.
Учитель: Поэт открыл новый литературный жанр – жанр стихотворной сказки и тем обогатил нашу литературу. Слушая поэтическое творение Пушкина наслаждаешься лёгкостью слова, музыкальным звучанием стиха.
6. Итог урока.
– Что больше всего вам запомнилось на уроке?