Разработка урока литературного чтения в 4-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщая материал литературного анализа сказки, наработанный в цикле уроков по теме, решить проблемный вопрос: сказка Пушкина, написанная на народной основе, – авторская или обработка народной сказки;
  • формировать у детей навыки литературной исследовательской работы, умение строить предположения и доказывать;
  • развивать умения пересказывать фрагменты произведения с включением цитат, определять качества персонажей, раскрывающихся в их поступках;
  • воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

1. Создание атмосферы психологического комфорта.

2. Речевая разминка.

А) Логопедические упражнения для глаз, губ, языка, на дыхание.

Б) Проговаривание скороговорок. (Слайд 2)

Ручеек-ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом,
И пирог испечем.

В) Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

  • Колос, рота, ваза;
  • Кора, лото, боксер;
  • Молоко, нерест, тарелка. (Слайд 3)

Г) Игра “Умницы и умники” (слайды 4-9)

  1. Чем кончается день и ночь.
  2. Какой день в году самый длинный.
  3. Как называется королевская накидка.
  4. После драки “украшение” под глазом.
  5. Начало реки.
  6. При свете вы её отбрасываете, а в темноте – нет.
  7. Четыре уха и перьев не сосчитать.

3. Возникновение ситуации психологического конфликта.

Учитель: Сказки знают и любят все. Вам хорошо известны слова (слайд 10) А.С.Пушкина о сказке. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

(Слайд 11) Пушкин с детства любил слушать, как няня Арина Родионовна Захарова рассказывала сказки, а затем на протяжении всей своей жизни собирал и записывал их. К сказкам Пушкин относился серьёзно.

Сегодня нам предстоит попытаться ответить на такой вопрос: является ли сказка “О царе Салтане” авторской или это художественная обработка народной сказки, а то и вовсе пересказ? (слайд 12)

Дома вы отвечали на вопросы, которые и помогут разобраться в этом вопросе.

(Вопросы у каждого ученика на карточке) (слайд 13)

  1. Откуда поэт взял свой сюжет сказки? Что объединяет эти сказки? В чём различие?
  2. Сравни события народной сказки и поэтической сказки. Есть ли расхождение в сюжетах? Какие? Выбери отрывки.
  3. Каких сказочных героев придумал сам Пушкин своим воображением?
  4. Какие повторы и сколько раз поэт использует в сказке?
  5. Какие чудные превращения происходят в сказке?
  6. Каким языком написана сказка? Все ли слова вам были понятны при чтении? Почему?
  7. Какие слова в сказке показывают быструю смену действий, разный характер действий?
  8. Почему в сказке Пушкина злых героев не наказывают, а отпускают?

4. Работа над новым материалом.

Ребята выполняют первое задание.

1. – Наверное, эта сказка была услышана А.С.Пушкиным от няни. Обе сказки волшебные. Язык сказки простой. Есть повторы, есть концовка. Но сказка Пушкина написана стихами. (Слайд 14)

2. – Сюжет похож:

а) три девицы;
б) выбор царём невесты;
в) клевета врагов на царицу с царевичем;
г) подмена гонца с царской грамотой;
д) плавание царицы с сыном в бочке;
е) корабельщики рассказывают царевичу о чудесах;
ж) сын их добывает;
з) концовка одинаковая. (Слайд 15)

Учитель: В основе своей события сказки Пушкина соответствуют событиям народной сказки. Тем не менее, они изменены автором. В народной сказке нет многих персонажей: Царевны-Лебедь, витязей, белочки, нет коршуна-злодея. Царевич не превращается в комара, муху, шмеля.

  1. – Пушкин придумал своих сказочных героев, как белочка, Царевна-Лебедь, дядька Черномор. (Чтение отрывка сказки про белочку, про Царевну-Лебедь.) (слайд 16-18)
  2. Учитель: Давайте вообразим себе, что мы попали в картинную галерею. Вот перед нами удивительная картина. Посмотрите, какую вообразил себе Царевну Лебедь русский художник Михаил Александрович Врубель.

    (Работа по картине.)

  3. Дети зачитывают повторы в сказке и говорят сколько раз повторялся этот отрывок.(слайд 19)
  4. – К чудесным превращениям в сказке относится:
  1. Появление города;
  2. Появление около стен города Черномора и 33 богатырей;
  3. Князь превращается то в муху, то в комара, то в шмеля;
  4. Лебедь превращается в царевну. (Слайд 20)

Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент. Какое превращение вы услышите в нём? (слайд 21)

По сказке Пушкина русский музыкант Римский-Корсаков сочинил оперу. Его музыка сейчас звучала.

Проводится физминутка под эту музыку.

  1. – Сказка Пушкина написана поэтическим языком. Много слов были не понятны, так как они устарели (ученики зачитывают эти слова) (слайд 22)
  2. – Быструю смену действий показывают глаголы.

Учитель: Проведём небольшую литературную игру. Вставьте пропущенные слова. (Слайд 23-24)

А) В свете есть иное диво:
Море ….. бурливо,
….., ….. вой,
….. на берег пустой,
….. в шумном беге,
И ….. на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

(Подымет, вздуется, закипит, разольётся, хлынет, очутятся)

Б) Смотрит – видит, дело лихо:
….. Лебедь средь зыбей,
Коршун ….. над ней;
Та бедняжка так и …..,
Воду вкруг ….. и …..

(Хлещет, мутит, носится, плещет, бьётся)

Учитель: – Каких героев больше в сказке Пушкина добрых или злых?

– Положительных героев в сказке больше. Они добрые, умные, великодушные. Эта сказка оптимистическая, в ней мажорный, счастливый конец.

Учитель: – Мы в начале урока сказали, что сказки одинаково заканчиваются… А так ли это? В обеих сказках добро наказано, но по-разному. Почему?

– Пушкин народную сказку со справедливым, но несколько жестоким концом, превратил в сказку жизнеутверждающую, добрую. Потому, что на зло нельзя отвечать злом. Так как зло тогда удваивается.

5. Обобщение. (Слайд 25)

Теперь предстоит нам ответить на наш главный вопрос – является ли сказка “О царе Салтане” авторской или это художественная обработка народной сказки, а то и вовсе пересказ?

Дети приходят к выводу, что писатель создал авторскую сказку. Сюжет в сказке Пушкина более сложный. Написана она в стихотворной форме. Добавлено множество персонажей, которых нет в народной сказке. Главное же – содержание сказки подчинено более глубокой идее – добра.

Учитель: Поэт открыл новый литературный жанр – жанр стихотворной сказки и тем обогатил нашу литературу. Слушая поэтическое творение Пушкина наслаждаешься лёгкостью слова, музыкальным звучанием стиха.

6. Итог урока.

– Что больше всего вам запомнилось на уроке?

Презентация

"Полет шмеля"