Цель урока:
создать условия для усвоения учащимися учебного материала о функциях, значении скелета и свойстве костей; выяснить значение правильной осанки.Задачи урока:
- познакомить учащихся со строением скелета и свойствами костей человека;
- развивать умения добывать информацию из различных источников;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- содействовать формированию УУД:
- познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
- регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
- личностных (осознание и принятие правил),
- коммуникативные УУД (организация и осуществление учебного сотрудничества).
Оборудование. К
омпьютер, мультимедийный проектор, экран, PowerPoint презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", О.Т. Поглазова "Рабочая тетрадь по окружающему миру" часть 2, макет скелета человека, плакаты на доске.Ход урока
1
. Мотивационно-ориентировочный этап.– Приветствие учащихся.
1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение № 1)
Разбор 1 задания для выявления темы урока.
– Используя слоги этой таблицы, составьте ответы на мои вопросы (слайд № 1)
ги |
ди |
ми |
я |
ске |
а |
о |
лет |
фи |
ци |
зи |
е |
то |
ме |
ло |
на |
- Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения (медицина)
- Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)
- Наука, изучающая работу организма человека (физиология)
- Наука о сохранении и укреплении здоровья (гигиена)
Карта успеха. Самооценка: – Отметьте в карте успеха: кто выполнил все задания без ошибок – колонка зеленого кружка, 1-2 ошибки – жёлтого, 3 и более ошибок – красного. Подведение итогов в карте успеха класса. (Приложение № 2, 2а)
– Из неиспользованных клеток определите тему урока.
2) Целеполагание.
Тема нашего урока: Скелет. Надежная опора и защита. (Слайд № 2)
– Какие учебные задачи поставим на урок, исходя из наук, которые изучают организм человека.
– для чего нужен скелет; (Эти вопросы поставили перед нами науки: анатомия и физиология и гигиена)
– какими свойствами обладают кости;
– как вырасти высокими и стройными? (Слайд № 3)
2. Поисковый этап.
– Ответ на первый вопрос будем искать в учебнике (*учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", М., 2011 г.)
1) Работа с учебником. Откройте учебник на странице 11, рассмотрите схему скелета, прочитайте материал.
2) Фронтальная работа. Ответьте на вопросы:
- Для чего нужен скелет? (он служит опорой тела человека и защищает внутренние органы)
- Сколько костей в скелете человека? (200)
- Что является важной частью скелета? (позвоночник)
- Сколько в нём позвонков? (33) Между ними находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которые обеспечивают гибкость позвоночнику.
- Какой внутренний орган защищает позвоночник? (спинной мозг)
- Сколько пар рёбер в грудной клетке? (12) К грудным позвонкам прикрепляются 12 пар рёбер. Они вместе с полоской костью – грудиной – образуют грудную клетку. Она может слегка подниматься и немного расширяться, что важно при дыхании.
- Какие органы защищает грудная клетка? (сердце и лёгкие) Пара изогнутых ключиц и пара плоских лопаток образуют плечевой пояс.
- Какие кости составляют верхнюю конечность? (плечо, предплечье, кисть руки) К мощным костям таза крепятся кости нижних конечностей.
- Какие кости составляют нижнюю конечность? (бедро, голень, стопа)
Основные отделы скелета человека. (Слайд № 4)
- Отдел головы.
- Отдел туловища.
- Отдел верхних конечностей.
- Отдел нижних конечностей.
- С помощью чего соединены между собой большинство костей? (подвижных суставов).
Карта успеха. Самооценка: – Кто считает, что ответил на вопросы без ошибок, отмечает в колонке зеленого кружка, 1-3 ошибки – жёлтого, 4 и более – красного. (Приложение № 3)
Физминутка "Королевская осанка"
Встаньте прямо, ноги вместе,
Опустите руки вниз.
Расправляйте плечи шире –
Это, дети, не каприз!
Раз – вперед, потом – назад.
Повторим 5 раз подряд. (движение плечами)
Раз, два, три, четыре, пять.
Спинка ровная опять.
А теперь навстречу руки (руки сверху и снизу за спиной, навстречу друг другу)
Протяните не для скуки.
Пусть ладошки встретятся –
Спинка лучше держится.
Все простые упражненья
Вам помогут без сомненья.
Приз – не бублик, не баранка.
Королевская осанка!
3. Практический этап.
– Чтобы лучше запомнить строение скелета, выполним работу в парах. Дан текст для каждой пары, вставить слова из рамочки.
1) Работа в парах. В тексте вставить пропущенные слова, из рамочки. Текст делится между парами. (Слайд № 5) (Приложение № 4)
Правила работы в парах:
- думаю сам;
- высказываю своё мнение;
- выслушиваю соседа;
- приходим к общему мнению.
Более 200 костей составляет _______________ человека. Он поддерживает _________ тела, ________________ органы от повреждений, позволяет человеку двигаться.
Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри позвоночника находится __________________________________.
Грудная клетка состоит из позвонков, грудины и ________ пар рёбер. Она защищает ___________ и ___________.
Плечо, предплечье и ____________________ составляют верхнюю ____________________.
Бедро, _________________ и стопа – составные части ___________________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью _________________.
(слайд № 6)
Карта успеха. Самооценка: – Ребята в паре кто выполнил без ошибок, отметят в колонке зелёного кружка, 1 ошибка – жёлтого, 2 ошибки – красного.
2) Решим вторую учебную задачу урока: – Какими свойствами обладают кости, чтобы быть опорой и защитой?
Я приведу вам примеры и буду задавать вопросы, и вы сможете назвать свойства костей.
1. Кости прочнее железобетона, например, большая кость голени может выдержать до 1500 кг. (прочность)
2. Надавите на кость. Меняет ли она свою форму?
– Как называется такое свойство материала? (упругость)
3. Решите задачу: масса тела взрослого человека 80 кг, а масса его скелета около 8 кг. Что легче и во сколько раз?
– О каком свойстве скелета идёт речь?
Свойства костей (Слайд № 7)
- прочность;
- упругость;
лёгкость.
Физминутка. Упражнение для глаз.
- Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
- на кончик носа — вперед и, не переводя взгляда, в стороны, на переносицу — вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны.
Решим третью учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными? Разрешите спор двух мальчиков.
Проблемная ситуация. Один из них утверждает: "Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше". Другой возражает: "Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом". Кто прав?
Ответы и рассуждения учащихся. (Слайд № 8)
– Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться, больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом.
За посадкою следи
Свои кости береги.
Держи осанку ровно
Спина будет здорова.
– Какое важное слово прозвучало в стихотворении? (осанка)
– Что такое осанка? (привычное положение тела во время стояния, сидения, или ходьбы)
Продолжаем решать 3-ю учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными?
Работа в группах:
1) составить правила, можно воспользоваться
учебником на стр. 15-16;
2) показать наглядно для 1 и 2 группы, 3 группа
показывает упражнения для предотвращения
плоскостопия.
1. Задание 1 группы. Как правильно сидеть? Показать, как надо сидеть правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 9)
Сиди правильно (слайд № 10)
- Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.
- Не упираться грудью о край стола.
- Ноги под прямым углом упираются на пол всей стопой.
2. Задание 2 группы. Как правильно ходить? Показать, как надо ходить правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 11)
Ходи правильно (слайд № 12)
– Прямая спина.
– Расправленные плечи.
– Поднятая голова.
- Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определённые промежутки времени перекладывать её из одной руки в другую.
- Лучше ходить в школу с ранцем за спиной.
- Сидеть и стоять с максимально выпрямленной спиной.
3. Задание 3 группы. Как избежать плоскостопия? (слайд № 13)
Показать упражнения из учебника на стр. 15
- Обращать внимание на обувь. (Слайд № 14)
- Носить обувь с небольшим каблуком.
- Выполнять физические упражнения, заниматься спортом.
Карта успеха. Комментарий учителя о работе групп.
Критерии оценки работы групп: (слайд № 15)
- работали сообща;
- работали все ребята группы;
- получили общий результат.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
– Давайте проверим, что мы усвоили на уроке. В карте успеха есть строчка для 4 задания. Если утверждение верное, ставится +, если нет – .
- Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений (+)
- Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (-)
- Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать (-)
- При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме (+)
- Девочкам, чтобы избежать плоскостопия, надо носить обувь на высоком каблуке (-)
Карта успеха. Самооценка: – Если нет ошибок отметить в колонке зелёного кружка, если 1 ошибка – жёлтого, 2 и более – красного. (Слайд № 16)
Итоги урока: (слайд № 17)
Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?
– для чего нужен скелет;
– какими свойствами обладают кости;
– как вырасти высокими и стройными?
– Что было интересным?
– Что может пригодиться в жизни?
Карта успеха класса. Подведение итогов по карте, выводы учителя, отметки учителя за урок. (Слайд № 18)
5. Домашнее задание
(слайд № 19)Стр.11-16, тетрадь стр. 2-3, изготовить схему скелета из тетради.
- 1 группа. Искривление позвоночника.
- 2 группа. Виды трав и переломов.
- 3 группа. Первая помощь при травмах и переломах.
Использовать дополнительно энциклопедию “Хочу всё знать”.