Урок окружающего мира в 3-м классе. УМК "Гармония". "Скелет. Надежная защита и опора"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для усвоения учащимися учебного материала о функциях, значении скелета и свойстве костей; выяснить значение правильной осанки.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся со строением скелета и свойствами костей человека;
  • развивать  умения  добывать информацию из различных источников;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  • содействовать формированию УУД:
  • познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
  • регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
  • личностных (осознание и принятие правил),
  • коммуникативные УУД (организация и осуществление учебного сотрудничества).

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, PowerPoint презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", О.Т. Поглазова "Рабочая тетрадь по окружающему миру" часть 2, макет скелета человека, плакаты на доске.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

– Приветствие учащихся.

1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение № 1)

Разбор 1 задания для выявления темы урока.

– Используя слоги этой таблицы, составьте ответы на мои вопросы (слайд № 1)

ги

ди

ми

я

ске

а

о

лет

фи

ци

зи

е

то

ме

ло

на

  1. Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения (медицина)
  2. Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)
  3. Наука, изучающая работу организма человека (физиология)
  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья (гигиена)

Карта успеха. Самооценка: – Отметьте в карте успеха: кто выполнил все задания без ошибок – колонка зеленого кружка, 1-2 ошибки – жёлтого, 3 и более ошибок – красного. Подведение итогов в карте успеха класса. (Приложение № 2, 2а)

– Из неиспользованных клеток определите тему урока.

2) Целеполагание.

Тема нашего урока: Скелет. Надежная опора и защита. (Слайд № 2)

– Какие учебные задачи поставим на урок, исходя из наук, которые изучают организм человека.

– для чего нужен скелет; (Эти вопросы поставили перед нами науки: анатомия и физиология и гигиена)

– какими свойствами обладают кости;

– как вырасти высокими и стройными? (Слайд № 3)

2. Поисковый этап.

– Ответ на первый вопрос будем искать в учебнике (*учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", М., 2011 г.)

1) Работа с учебником. Откройте учебник на странице 11, рассмотрите схему скелета, прочитайте материал.

2) Фронтальная работа. Ответьте на вопросы:

  1. Для чего нужен скелет? (он служит опорой тела человека и защищает внутренние органы)
  2. Сколько костей в скелете человека? (200)
  3. Что является важной частью скелета? (позвоночник)
  4. Сколько в нём позвонков? (33) Между ними находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которые обеспечивают гибкость позвоночнику.
  5. Какой внутренний орган защищает позвоночник? (спинной мозг)
  6. Сколько пар рёбер в грудной клетке? (12) К грудным позвонкам прикрепляются 12 пар рёбер. Они вместе с полоской костью – грудиной – образуют грудную клетку. Она может слегка подниматься и немного расширяться, что важно при дыхании.
  7. Какие органы защищает грудная клетка? (сердце и лёгкие) Пара изогнутых ключиц и пара плоских лопаток образуют плечевой пояс.
  8. Какие кости составляют верхнюю конечность? (плечо, предплечье, кисть руки) К мощным костям таза крепятся кости нижних конечностей.
  9. Какие кости составляют нижнюю конечность? (бедро, голень, стопа)

Основные отделы скелета человека. (Слайд № 4)

  • Отдел головы.
  • Отдел туловища.
  • Отдел верхних конечностей.
  • Отдел нижних конечностей.
  1. С помощью чего соединены между собой большинство костей? (подвижных суставов).

Карта успеха. Самооценка: – Кто считает, что ответил на вопросы без ошибок, отмечает в колонке зеленого кружка, 1-3 ошибки – жёлтого, 4 и более – красного. (Приложение № 3)

Физминутка "Королевская осанка"

Встаньте прямо, ноги вместе,
Опустите руки вниз.
Расправляйте плечи шире –
Это, дети, не каприз!
Раз – вперед, потом – назад.
Повторим 5 раз подряд.          (движение плечами)
Раз, два, три, четыре, пять.
Спинка ровная опять.
А теперь навстречу руки         (руки сверху и снизу за спиной, навстречу друг другу)
Протяните не для скуки.                      
Пусть ладошки встретятся –
Спинка лучше держится. 
Все простые упражненья
Вам помогут без сомненья.
Приз – не бублик, не баранка.
Королевская осанка!

3. Практический этап.

– Чтобы лучше запомнить строение скелета, выполним работу в парах. Дан текст для каждой пары, вставить слова из рамочки.

1) Работа в парах. В тексте вставить пропущенные слова, из рамочки. Текст делится между парами. (Слайд № 5) (Приложение № 4)

Правила работы в парах:

  • думаю сам;
  • высказываю своё мнение;
  • выслушиваю соседа;
  • приходим к общему мнению.

Более 200 костей составляет _______________ человека. Он поддерживает _________ тела, ________________ органы от повреждений, позволяет человеку двигаться.

Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри позвоночника находится __________________________________.

Грудная клетка состоит из позвонков, грудины и ________ пар рёбер. Она защищает ___________ и ___________.

Плечо, предплечье и ____________________ составляют верхнюю ____________________.

Бедро, _________________ и стопа – составные части ___________________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью _________________.

(слайд № 6)

Карта успеха. Самооценка: – Ребята в паре кто выполнил без ошибок, отметят в колонке зелёного кружка, 1 ошибка – жёлтого, 2 ошибки – красного.

2) Решим вторую учебную задачу урока: – Какими свойствами обладают кости, чтобы быть опорой и защитой?

Я приведу вам примеры и буду задавать вопросы, и вы сможете назвать свойства костей.

1. Кости прочнее железобетона, например, большая кость голени может выдержать до 1500 кг. (прочность)

2. Надавите на кость. Меняет ли она свою форму?

– Как называется такое свойство материала? (упругость)

3. Решите задачу: масса тела взрослого человека 80 кг, а масса его скелета около 8 кг. Что легче и во сколько раз?

– О каком свойстве скелета идёт речь?

Свойства костей (Слайд № 7)

  • прочность;
  • упругость;
  • лёгкость.

Физминутка. Упражнение для глаз.

  • Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
  • на кончик носа — вперед и, не переводя взгляда, в стороны, на переносицу — вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны.

Решим третью учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными? Разрешите спор двух мальчиков.

Проблемная ситуация. Один из них утверждает: "Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше". Другой возражает: "Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом". Кто прав?

Ответы и рассуждения учащихся. (Слайд № 8)

– Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться, больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом.

За посадкою следи
Свои кости береги.
Держи осанку ровно
Спина будет здорова.

– Какое важное слово прозвучало в стихотворении? (осанка)

– Что такое осанка? (привычное положение тела во время стояния, сидения, или ходьбы)

Продолжаем решать 3-ю учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными?

Работа в группах:

1) составить правила, можно воспользоваться учебником на стр. 15-16;
2) показать наглядно для 1 и 2 группы, 3 группа показывает упражнения для предотвращения плоскостопия.

1. Задание 1 группы. Как правильно сидеть? Показать, как надо сидеть правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 9)

Сиди правильно (слайд № 10)

  • Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.
  • Не упираться грудью о край стола.
  • Ноги под прямым углом упираются на пол всей стопой.

2. Задание 2 группы. Как правильно ходить? Показать, как надо ходить правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 11)

Ходи правильно (слайд № 12)

– Прямая спина.
– Расправленные плечи.
– Поднятая голова.

  • Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определённые промежутки времени перекладывать её из одной руки в другую.
  • Лучше ходить в школу с ранцем за спиной.
  • Сидеть и стоять с максимально выпрямленной спиной.

3. Задание 3 группы. Как избежать плоскостопия? (слайд № 13)

Показать упражнения из учебника на стр. 15

  • Обращать внимание на обувь. (Слайд № 14)
  • Носить обувь с небольшим каблуком.
  • Выполнять физические упражнения, заниматься спортом.

Карта успеха. Комментарий учителя о работе групп.

Критерии оценки работы групп: (слайд № 15)

  • работали сообща;
  • работали все ребята группы;
  • получили общий результат.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

– Давайте проверим, что мы усвоили на уроке. В карте успеха есть строчка для 4 задания. Если утверждение верное, ставится +, если нет – .

  1. Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений (+)
  2. Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (-)
  3. Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать (-)
  4. При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме (+)
  5. Девочкам, чтобы избежать плоскостопия, надо носить обувь на высоком каблуке (-)

Карта успеха. Самооценка: – Если нет ошибок отметить в колонке зелёного кружка, если 1 ошибка – жёлтого, 2 и более – красного. (Слайд № 16)

Итоги урока: (слайд № 17)

Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?

– для чего нужен скелет;
– какими свойствами обладают кости;
– как вырасти высокими и стройными?
– Что было интересным?
– Что может пригодиться в жизни?

Карта успеха класса. Подведение итогов по карте, выводы учителя, отметки учителя за урок. (Слайд № 18)

5. Домашнее задание (слайд № 19)

Стр.11-16, тетрадь стр. 2-3, изготовить схему скелета из тетради.

  • 1 группа. Искривление позвоночника.
  • 2 группа. Виды трав и переломов.
  • 3 группа. Первая помощь при травмах и переломах.

Использовать дополнительно энциклопедию “Хочу всё знать”.

Презентация