Рабочая программа по курсу "БОС - урок здоровья"

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

Программа “БОС – урок здоровья” предназначена для учащихся 2–11-х классов. Она составлена на основе нового безлекарственного метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А. По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.

Общая характеристика программы

Ни для кого не секрет, что процент детей, страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, речевыми расстройствами и т.д., растет год от года.

В течение учебного года диспансеризацию прошли 100% учащихся. Анализ итогов диспансеризации показывает, что практически здоровы лишь 31 ребёнок (13,4%). Именно столько учащихся отнесены к 1 группе здоровья. И это на 1,6 % меньше прошлого года Ко второй группе здоровья относятся 137 (59%) учащихся, больше прошлогоднего на 1 %, к третьей – 55 учащихся (24%), на 4 % больше, 22 (9% )учащихся отнесены к 4 группе здоровья – на 2% больше прошлого учебного года. Таким образом, в сравнении с концом прошлого учебного года количество детей 1 группы здоровья уменьшилось и увеличилось количество детей 2-4 группа здоровья. Ухудшение показателей произошло из—за увеличения количества детей-инвалидов и детей 2-3 группы здоровья из числа вновь прибывщих.

В течение учебного года поставлено на диспансерный учёт – 52 чел, снято – 31 человек. В целом по заболеваниям и постановке на диспансерный учёт контингент детей характеризуется следующими показателями:

   

Всего на 1.06.2011 г

Всего на 1..01.12

Всего на 1.06.2012 г

Впервые выявлено

Снято с учета в течение года

1 Болезни сердечно-сосудистой системы 46 29 47 21 3
2 Болезни эндокринной системы 18 18 22 7 3
3 Болезни нервной системы 56 58 78 35 15
4 Болезни органов кровообращения - 2 2 - -
5 Болезни органов дыхания 39 37 43 25 19
6 Гиперкинетическое расстройство поведения 27 23 26 5 2

Из таблицы следует, что увеличилось количество учащихся с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями нервной системы, заболеваниями органов дыхания за счёт поступления новых детей.

Чтобы предотвратить ухудшения здоровья детей нужно:

  • сформировать правильное отношение к здоровью;
  • не дожидаясь осознания ребенком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, то есть дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки и так далее.

Именно для этого служат уроки БОС "Здоровья". Они предназначены:

  • для лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;
  • для лечения дефектов речи;
  • для выработки навыков, которые позволяют без труда контролировать свое психоэмоциональное состояние;
  • для определения паспорта здоровья (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС) и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путем выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной ДАС, или дыхания по методу Сметанкина.

Цель занятий: выработать у человека навык оптимального дыхания с точки зрения его состояния здоровья, возраста и даже характера.

Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а “обратная связь” облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовительный этап включает пять (у начинающих), три (у освоивших) теоретических занятия. Учащиеся получают в доступной форме знания о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС, знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой, учатся приемам расслабления, осваивают технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС. На этом этапе целесообразно проводить уроки с использованием презентаций.

2. Основной этап включает 13 практических занятий: освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС.

Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха.

В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах (“столбик”, “закрась забор”, “раскрась картинку”, “окно”, “пчела”). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды (“города мира”, “животные”, “рыбы”, “природные явления”, “пригороды Петербурга”), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.

Время периода работы постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут.

Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из пяти (у начинающих), трех (у освоивших) теоретических и 13-ти практических занятий. Занятия проводятся три раза в неделю у учащихся начальной школы и два раза в неделю у учеников среднего и старшего звена. Кабинет БОС “Здоровье” работает в школе несколько лет. Основная масса детей умеет пользоваться навыком диафрагмально-релаксационного дыхания и применять его в нужных ситуациях, поэтому занятия здоровья в начальных классах проводятся для всех детей (начиная со 2-го класса), в среднем и старшем звене формировать группы по мед. показаниям, по просьбе логопедов и педагогов. Курс занятий во 2–3-х классах составляет 18 часов, в 4-11-х – 16 часов. По истечению курса лечения формируются новые группы. За год дети проходят 2–3 курса занятий.

Количество часов за год – 700 часов:

2-3-й класс – 212 часов
4-5-й класс – 360 часов
6–11-е классы – 128 часов

Требования к уровню подготовки учащихся, прошедших курс оздоровления в классе БОС

По окончании сеансов учащиеся должны:

знать

  • о дыхательной системе человека, газообмене;
  • способы дыхания по методу БОС,
  • показания и противопоказания к применению метода БОС;
  • способы расслабления;
  • технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • ТБ при работе с компьютером;

уметь

  • расслабляться,
  • дышать диафрагмой (животом),
  • снижать пульс на выдохе,
  • снижать частоту дыхания,
  • использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи,
  • заполнять дневники здоровья,
  • анализировать результаты, проведенного сеанса.

Календарно-тематическое планирование уроков здоровья в классе БОС “Здоровье” Приложение 1.doc

 Содержание курса

Подготовительный этап – 3 -5 часов.

Дыхательная система человека, газообмен. Преимущество диафрагмально-релаксационного дыхания. Методика работы над новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным. Дыхательная гимнастика Сметанкина. Дыхательный тренажёр БОС – учитель здоровья. Приемы расслабления. Обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС

Основной курс – 13 часов.

  1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа - 2 ч. – освоение процесса диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажера БОС “Дыхание”;
  2. Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 ч. Освоение и закрепление навыка дыхания диафрагмой (животом); уверенное снижение пульса на выдохе.
  3. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 4 ч. Достижение гармонии работы сердца и дыхания; увеличение ДАС (показателя паспорта здоровья) до возрастной нормы или превышение ее; снижение частоты дыхания; использование приобретенного навыка дыхания без сигналов обратной связи;
  4. Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 2 ч. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания; воспроизведение полученного навыка без приборов БОС.
  5. Подведение итогов проведенных занятий – 1 ч. Подведение итогов проведенного курса занятий. Сравнение результатов работы в начале и конце сеансов.

Формы и средства контроля

По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых, которые автоматически выставляет компьютер. Сравнивая оценки периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Оценки позволяют быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья. По таблице Сметанкина, ориентируясь на значение ДАС, ученик знакомится с биологическим возрастом, то есть с уровнем физиологического состояния клеток, тканей, органов и систем организма на данный период.

Для оценивания промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6-8 дых./мин).

Вся информация по сеансам “БОС” проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются в программе “Журнал здоровья 2.0”, позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курса оздоровительных уроков.

По паспортам здоровья учитель анализирует изменение уровня здоровья каждого учащегося, составляет сравнительный анализ эффективности работы класса БОС “Здоровье”, прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи учащихся.

Перечень учебно-методического обучения

Список используемой литературы

  1. Сметанкин А. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
  2. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи “Здоровье”.
  3. О. Юдина. Учебник здоровья для младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: Издательский дом “Сентябрь”, 2003.
  4. А.Головина Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: Издательский дом “Сентябрь”, 2003.
  5. А.Головина Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: Издательский дом “Сентябрь”, 2003.

Экранно-звуковые пособия

  1. Программный комплекс “Дыхание 2. 0”.
  2. Презентации для теоретических занятий.

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный компьютер (9 шт.);
  2. Принтер струйный;
  3. Сканер;
  4. Проектор;
  5. Экран;
  6. Колонки.

Приложение 1