Цель урока: углубление и расширение представлений учащихся о циклических формах инструментальной музыки.
Задачи: познакомить детей с возможностью нетрадиционной трактовки сонатного цикла, закрепить понимание использования знакомых музыкальных жанров в сонате, а также разнообразных форм (вариация, трехчастная форма, рондо) уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять и сравнивать содержание произведения, закрепить понимание музыкальных терминов, как экспозиция, разработка, рондо, воспитывать уважение к композиторам классикам и любовь к классической музыке.
Оборудование: портрет Моцарта, опорные таблицы, музыкальные термины, репродукция Ланкре “ Концерт в парке”.
Музыкальный материал: CD-диск с записью Сонаты №11 В.А.Моцарта.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие детей
Организационно-мотивационный этап
Сообщение темы и цели урока.
Учитель : цель нашего урока продолжать знакомиться с сонатной инструментальной формой. Тема урока Соната №11 В.А. Моцарта.
Учитель: Сегодня мы познакомиться с нетрадиционной формой сонатного цикла.
Проверка знаний полученных на предудущем уроке.
Вопросы:
а) Что такое соната?
б) Из чего состоит сонатная форма? (зкспозиция, разработка, рондо, кода)
в) Можно ли отнести сонату к камерной музыке? почему?
г) Почему мы называем некоторые формы инструментальной музыки циклическими (приведите примеры).
Учитель : почему музыкальные произведения называют сонатная форма?( привести пример).
Какой бы музыкой мы не наполнили сосуд, форма будет одна и та же. Главное, что в музыкальном сосуде находится.
Учитель: на доске опорные таблицы с сонатной формой
Экспозиция-каждая музыкальная тема демонстрирует свое лицо, взаимодействует друг с другом главная тема и побочная .Обычно характер этой части напряженный острый исполняется в темпе аллегро.
Разработка - т.е. идет работа, темы меняют свой характер, а часто крушат друг друга. Обычно темп музыки адажио.
Реприза - восстановление, возобновление, повторение.
Кода – завершение.
2. Организационно-деятельностный этап.
Учитель: (портрет Моцарта 1756-1791)
Чей портрет вы видите на доске?
Учитель о Моцарте ( методичка стр.78)
История создания сонаты №11. В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам ( например музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности кадансы, которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами.
Рассмотреть репродукцию художника Ланкре “ Концерт в парке”
Эта картина воспроизводит детали быта , одежду, манеры исполнителей и слушателей времен Моцарта.
Построение сонаты №11 В.Моцарта. Композиторы далеко не всегда сохраняют традиционный сонатный цикл.
1 ч.Тема с вариациями Тема лирического песенно-танцевального
характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности.
1.вар. ускорение темпа, которые придают ей взволнованность
2 вар.танцевальность,чувствуются мягкие “реверансы” поклоны в конце фраз.
3 вар.благодаря смене лада(минор) появляется оттенок грусти, некоторой встревоженности
Всего вариаций 6
2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста.
3 ч.рондо –ярко выраженный изобразительный характер .В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена.
Рондо в турецком стиле . Почему в турецком? Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном, шумные удары барабана Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
Рефрен - музыкальная форма, где главная тема(рефрен) повторяется несколько раз, а между ее повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).
Слушание: Соната№11 В.А.Моцарт (опорная таблица)
3. Контрольно-регулятивный этап. Работа в группах. Заполнить дневник обучающегося
Дневник обучающегося
Композитор | Название произведения | Характер произведения |
1 |
Исполнение “Сохраним этот мир” Хоровое и индивидуальное исполнение.
4. Оценочно-результативный этап.
Что нового обучающиеся узнали на уроке?
Домашнее задание: Составить кроссворд.