Урок математики в 1-м классе по теме "Числа 1–5"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формирование прочного навыка счёта в пределах 10.

Задачи: формировать УУД.

Предметные УУД: закреплять умение складывать и вычитать числа в пределах 5 на основе знаний состава чисел.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, схем;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения строить речевое математическое высказывание;
  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

I. Организацион-ный момент. А) – Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём урок сейчас.
Б) – Урок математики.
Самоорганизация, настрой на работу.
II. Актуализация знаний. Формулирова-ние темы урока. А) – Послушайте скороговорку:

Опять 5 ребят нашли у пенька 5 опят.

– Кто может повторить скороговорку?
– Какое число встретилось?
– Сформулируйте тему урока.
– Чему будем учиться на уроке?
– Итак, сегодня на уроке мы вспоминаем состав числа 5, закрепляем счёт в пределах 5.

Формулируют тему урока, планируют свою деятельность.
Б) – Для чего нужно уметь считать?

– Вот и посчитаем: от 4 до 8;
от 9 до 5;
от 1 до 9 двойками;
от 10 до 2 двойками.

В) – Положите перед собой экраны.

(Правила работы с экранами.)

– Напишите на экранах соседей числа 2.

(Проверка: 1 ученик даёт полный ответ.)

– Напишите на экранах соседей числа 4.

(Проверка: 1 ученик даёт полный ответ.)

– Как получить предыдущее число?
– Как получить последующее число?

Г) – Запишите ответ на экранах.

Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Алёша на руку надел рукавицу,
И пальцы-умельцы попали в темницу.
Спокойно сидели б они взаперти,
Да брата большого не могут найти.
Живёт он отдельно в своём терему,
И братья не знают дороги к нему.

– Сколько братьев у большого пальца?
– Сколько пальцев на руке?
– Экраны убрали на середину стола.

Систематизируют знания полученные ранее.
Воспроизводят последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.
Показывают навыки счёта, используя индивидуальные экраны для обратной связи. 

Пальчиковая гимнастика.

1. “Цепочка” Пальчики перебираем
И цепочку собираем.

2. “Стол” У стола 4 ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

  • Обеденный.
  • Письменный.
  • Рабочий.
  • Кухонный.

3. “Стул” Ножки, спинка и сиденье.
Вот вам стул на удивленье.

4. Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
1 2 3 4 5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

Разминают мелкие мышцы рук, готовят кисть к письму.
III. Систематизация знаний. 1) – Проверили посадку. (Слайд 2.)
– Открыли тетрадь.

2) – Отгадайте ребус. (Слайд 3.)
– Назовите одним словом, что изображено на картинках. (Лица)
– Что означает запятая перед рисунком?
– Какое слово зашифровано? (Пятница)
Какая цифра использована в ребусе?

Разгадывают ребус.
3) – Продолжить закономерность: 5 55 555 …
(Слайд 4.)
– Вспомним, как пишется цифра 5.
(Объяснение написания)
– Запишите в тетради.
– Проверьте.
Устанавливают закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность.
Закрепляют написание цифры.
4) – Назовите количество вагонов. (Слайд 5.)
– Сосчитаем, сколько пассажиров в 1 вагоне.
2 вагоне.
4 вагоне.
– Прочитайте записанные числа.
– Какие числа пропущены?
Показывают навыки счёта.
5) – Вспомним состав числа 5. (Слайд 6.)
– Домик вот-вот развалится. Почему?
– Поможем малышу построить крепкий домик.
Повторяют состав числа.
(Слайд 7.) Физминутка.

1. Музыкальная пауза.
(Слайд 8.) 2. Гимнастика для глаз (схемы).
6) – Кто изображён в красном овале? (Пчёлы) (Слайд 9.)

Дети под музыку выполняют танцевальные движения за учителем.

– Кто изображён в зелёном овале? (Бабочки)
– Назовите одним словом. (Насекомые)
– Переведём на математический язык, всё что мы видим.
– Назовите первую часть. (3)
– Назовите вторую часть. (2)
– Нужно составить числовые равенства.
– Смотрим на рисунок. Что находим? (целое)
– Как найти целое?
– Какое равенство запишем? (3+2=5)
– Смотрим на рисунок. Что находим? (целое)
– Можно ли найти целое по-другому?
– Какое равенство запишем? (2+3=5)
– Смотрим на рисунок. Что находим? (часть)
– Как найти часть?
– Какое равенство запишем? (5-2=3)
– Смотрим на рисунок. Что находим?
– Как найти другую часть?
– Какое равенство запишем? (5-3=2)
– Молодцы! Справились с заданием.

Работают с информацией на слайде: классифицируют, обобщают, делают выводы и представляют информацию с помощью выражений.
IV. Рефлексия. – Какая была тема урока?
– Чему учились?
– Вспомните, какие задания мы с вами выполняли на этом уроке. Где вы испытали затруднения?
– Кто справлялся со всеми заданиями легко?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Литература:

  1. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких “Математика” 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011 г.
  2. В.В.Волина “Праздник числа” – М.: “Знание”, 1993 г.
  3. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова “Пальчиковая гимнастика” – М.: Астрель, 2003 г.

Презентация