Открытый урок русского языка "Создание убеждающего текста". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с построением “Убеждающего текста”.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

(Актуализация знаний учащихся об информационном тексте и о ТОПах речи (на основе ранее подготовленного материала о глазах).

Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой одного из типов тестов – “убеждающего текста”, который необходим нам для построения речевого высказывания на экзаменах в 9 и 11 классах.

Темой данного текста будут ГЛАЗА, о которых мы говорили на прошлом уроке.

На предыдущих уроках мы познакомились с “ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ”, который строится на передаче определённой информации и пользуется набором риторических формулировок (ТОПов).

Собирая материал о глазах, мы пользовались ТОПами “свойства” и “функции”. Давайте вспомним, какие “свойства” (т.е. определения) и “функции” (т.е. действия) мы подобрали к глазам.

“свойства” “функции”
Цвет: голубые, карие, чёрные, зелёные... Смеются, хитрят, улыбаются, плачут, ругаются, удивляются...

Любят, ненавидят, переживают, страдают, сжигают, уничтожают, восхищаются...

Смотрят, спят, прищуриваются...

Форма: миндалевидные, круглые, узкие, прищуренные...
Размер: большие, маленькие...
Настроение: весёлые, грустные, задумчивые, смеющиеся, с искорками, страдающие ...

А теперь давайте посмотрим, как описывают глаза писатели

Текст № 1

Я понимаю, что сочетание всех частей лица, движение всех мышц лица могут складываться в ту или иную гримасу, в то или иное выражение. Брезгливость, радостная улыбка, огорчение, удивление, испуг, ужас и прочее. Но глаза ... Зрачки и белки. ...глаза бывают то стальными и холодными, то медовыми и теплыми, то сияющими, то потухшими, то грустными, то веселыми, то с прыгающими в них солнечными зайчиками, то озорными, с прыгающими в них чертиками, то зовущими. То отчужденными, то восхищенными, то мертвыми, как осенняя вода в канаве ...Что освещает их изнутри, откуда берется этот свет и какова его природа?

В.А.Солоухин “Камешки на ладони”

Работа с текстом № 1:

1. Какой топ использовал автор для характеристики глаз? (“определение”)

2. Выпишите в тетрадь те определения, которых нет в наших записях.

Текст № 2

Глаза умеют говорить, 
Кричать от счастья или плакать, 
Глазами можно ободрить, 
С ума свести, пуститься в драку...
Словами можно обмануть, 
Глазами это — невозможно.
Во взгляде можно утонуть, 
Если смотреть неосторожно...
Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.
Их взгляд, как меч, пронзает все,
Они – как древний врачеватель,
Они – с душою заодно,
Так сотворил их наш Создатель. 
Когда душа любви полна,
Глаза загадочны, как вечность,
В них счастья светится волна.

Работа с текстом № 2:

Какой топ использовал автор стихотворения? (“функция”)

Подчеркните в тексте слова-функции глаз.

Глаза умеют говорить
Кричать от счастья или плакать
Глазами можно ободрить
С ума свести, пуститься в драку...
Словами можно обмануть, 
Глазами это — невозможно.
Во взгляде можно утонуть, 
Если смотреть неосторожно...
Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.
Их взгляд, как меч, пронзает все,
Они – как древний врачеватель,
Они – с душою заодно,
Так сотворил их наш Создатель. 
Когда душа любви полна,
Глаза загадочны, как вечность,
В них счастья светится волна.

Итоговые вопросы по текстам:

  • Какова тема обоих текстов? (глаза)
  • Какова основная мысль в текстах о глазах? (о том, что глаза выражают чувства человека и являются отражением его душевных переживаний)
  • Какая половица поможет нам ответить на вопрос, заданный В. Солоухиным? (“Глаза – зеркало души”.)
  • К какому типу текстов можно отнести оба эти произведения и почему? (Эти произведения относятся к информационным текстам, поскольку повествуют о предмете речи, описывают его с разных сторон.)

Работа над новым материалом

(объяснение нового материала: знакомство со структурой убеждающего текста и его особенностями).

[Для объяснения нового материала детям раздаются схемы, отражающие структуру убеждающего текста, и анализируются все параметры этой схемы.]

Как вы думаете, чем отличаются тексты “ИНФОРМАЦИОННЫЙ” и “УБЕЖДАЮЩИЙ”?

Цель информационного текста - передать информацию, которая должна вызвать у читателя интерес. Поэтому основными типами речи в таком тексте будут описание и повествование.

Цель убеждающего текста - заставить читателя поверить автору, доказывающему свою точку зрения. Основным типом речи будет рассуждение.

Для построения убеждающего текста необходимо

  1. определить и уточнить тему,
  2. выбрать способы ее раскрытия,
  3. доводы (аргументы) в пользу отстаиваемого тезиса
  4. и другие элементы содержания.

Анализ схемы № 1.

ТЕМА – это ТО, О ЧЁМ говорит автор текста.

ПРОБЛЕМА – задача, решаемая автором в тексте.

ТЕЗИС – положение, излагающее какую-либо идею.

АРГУМЕНТЫ – доказательства тезиса, основной мысли.

Схема № 1.

УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ.

ТЕМА —> ПРОБЛЕМА —> ТЕЗИС —> АРГУМЕНТЫ
_ | | |
То, о чём... Спорный вопрос, имеющий неоднозначное решение; вечная тема. Ответ на проблемный вопрос. Доказательства тезиса.

Перед работой (написанием сочинения) очень удобно составлять таблицу, содержащую основные элементы убеждающего текста (см. схему № 2).

Схема № 2.

Тема  
Проблема  
Тезис  
  Аргументы Иллюстрации
Аргумент 1    
Аргумент 2    

[После анализа элементов структуры убеждающего текста заполняем таблицу по теме “Глаза – зеркало души”.]

Работа над языковым материалом.

Для подбора иллюстраций к аргументам обращаемся к различным отрывкам из художественных текстов:

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
(С.Есенин “Песнь о собаке”)

2. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (М.Шолохов “Судьба человека”)

3. Княжна Марья: Большие, глубокие и лучистые (как будто лучи чистого света иногда снопами выходили из них)... (Л.Толстой “Война и мир”)

4. Взгляд Андрея Болконского перед смертью: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”. (Л.Толстой “Война и мир”)

5. “Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью”. (Коко Шанель)

6. Глаза – самая большая человеческая слабость. Они выдают своего хозяина, почти всегда.

7. Так устроен человек: он может сдержать мимику лица, мысленно связать себе руки, но глаза... Вот что скрыть невозможно. Они отражают всё, что происходит внутри. (Ольга Аннина)

[В сильном классе можно побеседовать над характерами персонажей, имеющими описанные глаза и взгляд: “Что можно сказать о человеке?”].

В результате беседы по теме “Глаза – зеркало души” заполняем таблицу.

Тема Глаза // ТОП ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Проблема Могут ли глаза отражать чувства человека?
Тезис Глаза – зеркало души.
  Аргументы Иллюстрации
Аргумент 1 Глаза отражают всё, происходит внутри. Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью (Коко Шанель)
Аргумент 2 Человек может контролировать сознательно мимику, чтобы скрыть эмоции, НО солгать глазами гораздо труднее. Глаза – самая большая человеческая слабость. Они выдают своего хозяина, почти всегда.

Работа над композицией сочинения.

Для создания убеждающего текста мы должны доказать свою точку зрения, используя композицию сочинения-рассуждения: тезис – доказательство – вывод. В то же время для создания интересного, увлекательного текста необходимо использовать приёмы построения информационного текста.

Поэтому начать свой текст мы можем с определения глаз: “Глаза – это...”. (Это будет ВСТУПЛЕНИЕ).

Затем перейти к проблемному вопросу и тезису.

Для доказательства сначала называем аргумент, а затем иллюстрируем каким-либо примером из художественного текста. Аргументов должно быть не менее двух (их мы назвали в нашей таблице).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ нужно подвести итог рассуждениям и аргументам. Для этого также можно использовать высказывания известных людей.

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по теме “Глаза – зеркало души”, опираясь на структуру убеждающего текста с элементами описания (в качестве примеров – аргументов используйте разобранные отрывки из художественных текстов или свои примеры; а в качестве характеристик глаз – ТОПы “определение” и “функция”, подобранные на предыдущих уроках).