“Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт”
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своей книге “Великая дидактика” он писал: “Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно”.
Практическое применение, прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем и на современном этапе развития педагогической теории и практики. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания информатики. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому я стараюсь делать так, чтобы этот нелегкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От меня зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк. Поэтому я ставлю перед собой цель: формирование устойчивого познавательного интереса к информатике учащихся младших классов. Для достижения цели наметила следующие задачи:
– закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
– развить и направить интерес к учению;
– учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;
– достичь высокого качества образования.
Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. Я понимаю, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на моих уроках, зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе любого урока, стараюсь работать в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. В целях совершенствования структуры и содержания общего образования МО РФ в 2007-2008 учебном году было рекомендовано со 2 класса экспериментальное обучение информатики с компьютерной поддержкой.
Темы курса, как и способы, их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогают детям осваивать любые, в том числе, традиционные предметы. У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.
Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.
Уроки выполняют роль своеобразной оболочки, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, после изучения темы “Классификация” я предлагаю задания на классификацию объектов на уроках русского языка. Этому же способствуют темы “Признаки”, “Множество и его элементы”, “Истина”, “Алгоритм”, “Волшебная цепочка”. Таким образом, один раз в неделю на уроке “Информатика” дается новый материал, который потом в течение недели закрепляется на уроке русского языка и наоборот.
Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.
Из опыта знаю, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул меня на мысль применять новые информационные технологии (НИТ) на любом уроке. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения. Эти возможности предусмотрены в комплекте компьютерных программ Н.В.Матвеевой и др.
Считаю полезным также использование информационных технологий в виде мультимедийных игр для развития внимания и памяти, воображения и мышления. Примером таких игр может послужить игра “Скорая помощь” и др.
Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.
Результатом познавательного интереса к информатике является качество обучения – 92%, участие детей начальных классов в дистанционных конкурсах: Межрегиональный конкурс “ТРИЗформашка – 2009” (3 место), “ТРИЗформашка – 2010” (2 место), “ТРИЗформашка – 2011” (4 место), Муниципальный конкурс электронных материалов "Pentium Junior – 2011" (2 место), Международный дистанционный конкурс Эрудит марафон учащихся по информатике (2011 г., 6 человек – участие), Международный дистанционный конкурс творческих команд (2011 г., 30 человек – участие), Всероссийская игра-конкурс “Инфознайка-2010” (5 человек – участие), Всероссийский конкурс учащихся “Портфолио” (2010 г. – 1 человек, 2011 г. – 1 человек), Краевой дистанционный конкурс на Портале “Образование 2.0” “Звездное приключение” 2010 г. (3 человека), “Моя победа” 2011 г. (4 человека).
Таким образом, использование информационных технологий на уроке информатики дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.