Цель: познакомить детей со строением зубов, их значением, прививать и укреплять гигиенические навыки; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: плакаты, зубная паста (макет),челюсть (макет), музыка, зеркало, листовки, яблоко, аптечка, костюм врача.
Ход занятия
I. Организационный момент
В путь – дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь
Я здоровье - берегу
Вам я тоже помогу
II. Введение в тему
Пищу твёрдую грызут,
Измельчают и жуют.
Покрыты шубкой костяной
И острый клык и коренной.
- Что это? Да это зубы. И сегодня на уроке мы узнаем много интересного и полезного о наших зубах, их строение и значение.
Чтобы быть здоровым, человек должен правильно питаться и тщательно пережевывать пищу. А что для этого необходимо?
III. Работа по теме
1. Беседа о зубах
- Как же устроен зуб?
Зубы - это самые твёрдые части нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали. Она предохраняет зубы от стирания и микробов. Под эмалью находится дентин - вещество, похожее на кость. С помощью корней зубы удерживаются в верхней и нижней челюстях. Корень зуба окружен десной.
А кто мне скажет, когда у человека появляются зубы?
Первые зубы появляются у ребёнка с 6-и месяцев, а к 3-м, 4-м годам прорезываются все 20 так называемые молочные зубы. С 6-и лет молочные зубы начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие - постоянные. Процесс замены молочных зубов на постоянные заканчивается примерно к 14 годам, а в 20 лет у человека есть все 32 постоянных зуба.
- А у кого из вас выпадал зубок? Какие народные традиции вы знаете? И что вы остались без зубов? Вот сейчас мы и посмотрим.
2. Практическая часть
а) зеркало.
Возьмите зеркало и внимательно рассмотрите свои зубы. Все ли зубы имеют одинаковую форму и все ли они выполняют одну и туже работ
У человека различают три вида зубов : резцы, клыки и коренные. В процессе переработки пищи они выполняют разную работу. С помощью резцов человек откусывает небольшие куски . Клыки чаще всего служат для разрывания жесткой пищи. А малые и большие коренные зубы пережевывают и перетирают пищу. А сейчас возьмите по ломтику яблока и пронаблюдайте за работой своих зубов. Что вы пронаблюдали, какие зубы выполняли какую работу?
Но у нас во рту есть язык- помощник зубов.
Как не тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Что же является врагами наших зубов?
- Микробы, обитающие в полости рта.
- Продукты, которые содержат много углеводов: конфеты, ирис, пряники, леденцы, печенье.
- Стоматологические заболевания - кариес (образование полости или дырок).
- Механическое повреждение эмали (когда пытаемся разгрызть очень твердые продукты, используем зубы “не по назначению” или едим одновременно холодную и горячую пищу).
- Что вам надо делать, что бы сохранить свои зубы в целости на долгие годы?
- Зубы и десны нужно содержать в чистоте, после еды полоскать чистой водой, чистить 2 раза в день утром и вечером.
- Посещать стоматолога не менее двух раз в год.
- Употреблять больше овощей и фруктов в пищу, чтобы укреплять дёсны.
б) Работа в группах.
А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вы должны по четверостишью выпустить плакат.
Чистить зубы надо часто.
Друг зубов - зубная паста.Чтобы дёсны были крепкими,
Грызи морковку с репкою.Сластёна, зубы пожалей!
Работы много у врачей.
От состояния зубов зависит здоровье человека вообще.
А сейчас мы с вами выполним физминутку.
Физминутка
в) Фрагмент сюжетно-ролевой игры.
Плохо жить мне стало вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой, надо зуб лечить больной
Вот уже который день, с болью я брожу, как тень.
Надо что-то предпринять
Кто поможет боль унять?
Ребята, давайте обратимся к доктору Айболиту.
Здравствуйте ребята. Я доктор Айболит и хочу вам дать некоторые советы.
Чтобы вас не беспокоила зубная боль соблюдайте основные правила:
- Чистите зубы два раза в день - утром и вечером, не меньше трёх минут.
- Больше ешьте овощей и фруктов, а меньше - сладкого.
- Если разболится зуб - идите к врачу.
Давайте хором ещё раз прочитаем правила (плакаты).
Если зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши,
И с наружи и внутри нас почеши.
А хотите я вас научу правильно чистить зубы?
г) Показ и демонстрация на макете.
- Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Рекомендую использовать фторсодержащие пасты: “Блендомед”, “Колгейт”, “Макклинз”, “Мечта”, “Аквафреш”. В их состав введены специальные противокариесные добавки. Днём, когда щётка недоступна - рекомендую полоскание. Я думаю, вы будете всегда выполнять мои советы. И помните: красивые зубы - красивая улыбка!
Подведение итога
- Вот закончился урок, и подводим мы итог.
(Дети зачитывают памятку)
- Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
- Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
- Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
- Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
- Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
- Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.
Рефлексия
У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.
- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)
- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.
Песня “Улыбка”.
- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе. Помните: без улыбки очень трудно жить человеку.
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса—
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.