Урок по ЗОЖ во 2-м классе: "Чтобы зубы были здоровыми"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей со строением зубов, их значением, прививать и укреплять гигиенические навыки; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: плакаты, зубная паста (макет),челюсть (макет), музыка, зеркало, листовки, яблоко, аптечка, костюм врача.

Ход занятия

I. Организационный момент

В путь – дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь
Я здоровье - берегу
Вам я тоже помогу

II. Введение в тему

Пищу твёрдую грызут,
Измельчают и жуют.
Покрыты шубкой костяной
И острый клык и коренной.

- Что это? Да это зубы. И сегодня на уроке мы узнаем много интересного и полезного о наших зубах, их строение и значение.

Чтобы быть здоровым, человек должен правильно питаться и тщательно пережевывать пищу. А что для этого необходимо?

III. Работа по теме

1. Беседа о зубах

- Как же устроен зуб?

Зубы - это самые твёрдые части нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали. Она предохраняет зубы от стирания и микробов. Под эмалью находится дентин - вещество, похожее на кость. С помощью корней зубы удерживаются в верхней и нижней челюстях. Корень зуба окружен десной.

А кто мне скажет, когда у человека появляются зубы?

Первые зубы появляются у ребёнка с 6-и месяцев, а к 3-м, 4-м годам прорезываются все 20 так называемые молочные зубы. С 6-и лет молочные зубы начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие - постоянные. Процесс замены молочных зубов на постоянные заканчивается примерно к 14 годам, а в 20 лет у человека есть все 32 постоянных зуба.

- А у кого из вас выпадал зубок? Какие народные традиции вы знаете? И что вы остались без зубов? Вот сейчас мы и посмотрим.

2. Практическая часть

а) зеркало.

Возьмите зеркало и внимательно рассмотрите свои зубы. Все ли зубы имеют одинаковую форму и все ли они выполняют одну и туже работ

У человека различают три вида зубов : резцы, клыки и коренные. В процессе переработки пищи они выполняют разную работу. С помощью резцов человек откусывает небольшие куски . Клыки чаще всего служат для разрывания жесткой пищи. А малые и большие коренные зубы пережевывают и перетирают пищу. А сейчас возьмите по ломтику яблока и пронаблюдайте за работой своих зубов. Что вы пронаблюдали, какие зубы выполняли какую работу?

Но у нас во рту есть язык- помощник зубов.

Как не тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Что же является врагами наших зубов?

  1. Микробы, обитающие в полости рта.
  2. Продукты, которые содержат много углеводов: конфеты, ирис, пряники, леденцы, печенье.
  3. Стоматологические заболевания - кариес (образование полости или дырок).
  4. Механическое повреждение эмали (когда пытаемся разгрызть очень твердые продукты, используем зубы “не по назначению” или едим одновременно холодную и горячую пищу).

- Что вам надо делать, что бы сохранить свои зубы в целости на долгие годы?

  1. Зубы и десны нужно содержать в чистоте, после еды полоскать чистой водой, чистить 2 раза в день утром и вечером.
  2. Посещать стоматолога не менее двух раз в год.
  3. Употреблять больше овощей и фруктов в пищу, чтобы укреплять дёсны.

б) Работа в группах.

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вы должны по четверостишью выпустить плакат.

Чистить зубы надо часто.
Друг зубов - зубная паста.

Чтобы дёсны были крепкими,
Грызи морковку с репкою.

Сластёна, зубы пожалей!
Работы много у врачей.

От состояния зубов зависит здоровье человека вообще.

А сейчас мы с вами выполним физминутку.

Физминутка

в) Фрагмент сюжетно-ролевой игры.

Плохо жить мне стало вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой, надо зуб лечить больной
Вот уже который день, с болью я брожу, как тень.
Надо что-то предпринять
Кто поможет боль унять?

Ребята, давайте обратимся к доктору Айболиту.

Здравствуйте ребята. Я доктор Айболит и хочу вам дать некоторые советы.

Чтобы вас не беспокоила зубная боль соблюдайте основные правила:

  1. Чистите зубы два раза в день - утром и вечером, не меньше трёх минут.
  2. Больше ешьте овощей и фруктов, а меньше - сладкого.
  3. Если разболится зуб - идите к врачу.

Давайте хором ещё раз прочитаем правила (плакаты).

Если зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши,
И с наружи и внутри нас почеши.

А хотите я вас научу правильно чистить зубы?

г) Показ и демонстрация на макете.

  • Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  • Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
  • Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
  • Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  • Не забудьте почистить язык.

Рекомендую использовать фторсодержащие пасты: “Блендомед”, “Колгейт”, “Макклинз”, “Мечта”, “Аквафреш”. В их состав введены специальные противокариесные добавки. Днём, когда щётка недоступна - рекомендую полоскание. Я думаю, вы будете всегда выполнять мои советы. И помните: красивые зубы - красивая улыбка!

Подведение итога

- Вот закончился урок, и подводим мы итог.

(Дети зачитывают памятку)

  1. Чисти зубы два раза в день – утром и вечером.
  2. Чисти зубы все подряд, в течение 3 минут.
  3. Чисти сверху, снизу, и снаружи, и внутри.
  4. Ешьте фрукты, овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  5. Меняйте зубную щетку каждые 3 месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка.

Рефлексия

У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.

- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)

- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.

Песня “Улыбка”.

- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе. Помните: без улыбки очень трудно жить человеку.

Если только рассмеяться,
То настанут чудеса—
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.