Цель: создание условий для понимания важной роли основных исторических периодов формирования петербургского наследия.
Задачи:
- закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности;
- узнавать изученные памятники по описанию и иллюстрациям;
- формирование познавательного интереса к изучению города;
- развитие творческих способностей, логического мышления;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- формирование чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.
Игра предназначена для учащихся начальной и средней школы. Её можно использовать на уроках обобщения, закрепления изученного материала и как итоговое занятие по курсу “История и культура Санкт-Петербурга”, а также как и внеклассное мероприятие.
Ход игры
1. Представление команд. Ведущий называет команды, вызывая участников (по одному), приглашая за игровой стол. Последним вызывается капитан. Когда игроки представлены и заняли свои места за столом, начинается сама игра.
2. Первый тур. Разминка. Собрать из слов пословицу. Оценивается в 2 балла. Ведущий раздает каждой команде в конверте слова пословицы. Команда в течение 1 минуты составляет пословицу.
3. Второй тур. Ответы на вопросы. Ведущий задает по два вопроса каждой команде. Команда обсуждает 15 секунд и дает ответ. Правильный ответ – 1 балл.
4. Третий тур. Отгадай загадку. Ведущий раздает каждой команде текст с загадкой. Команда читает и обсуждает, дает ответ. На выполнение задания отводится 2 минуты. Правильный ответ – 3 балла.
5. Четвертый тур. Рассказ с пропусками. Ведущий раздает командам текст с пропусками (одинаковый). На выполнение задания – 3 минуты. Правильный ответ – 3 балла.
6. Пятый тур. Памятники Санкт-Петербурга. Ведущий задает каждой команде по 2 вопроса. Команда обсуждает. Правильный ответ – 2 балла.
Мосты Санкт-Петербурга. Ведущий читает описание мостов, команды по описанию угадывают название.
7. Шестой тур. Соотнеси название архитектурного сооружения с фамилией архитектора. Время на выполнение – 2 минуты. Правильный ответ – 1 балл.
8. Заключительный тур. Супер-блиц для капитанов. Капитан каждой команды отвечает на 8 вопросов. Правильный ответ – 1 балл.
9. Подведение итогов, награждение команд.
Задания:
Первый тур. Разминка.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- Не говори – не умею, а говори – научусь!
- Маленькое дело, лучше большого безделья.
Второй тур. Ответы на вопросы.
- Дата основания Санкт-Петербурга.(27 мая 1703 год)
- Период Северной войны. (1700-1721)
- Архитектурный стиль, первых десятилетий существования Петербурга, отличающийся простотой, ясностью, строгостью форм. (Петровское барокко)
- Архитектор, создавший проект здания Главного Штаба, Сената и Синода, площади Островского.(Карл Иванович Росси)
- Место постройки и ремонта судов. (Адмиралтейство)
- Остров, на котором хранился корабельный лес. (Новая Голландия)
Третий тур. Отгадай загадку.
- “Послушай, мой зодчий – сказала царица. Ведь Санкт-Петербург – это все же столица! В роскошном дворце я хочу поселиться, чтоб там на балах, на пирах веселится, да теплый построй, чтоб не мерзнуть в метели!” И взялся за дело великий Растрелли. (Зимний дворец)
- Вызвал к себе архитектора Павел: “Постройте дворец, против нынешних правил. Не для веселья, обмана и лести. Пусть станет оплотом он рыцарской чести. Стройте без отдыха ношьно и денно!” И взялся за дело блистательный Бренно. (Михайловский замок)
- В Риме палаццо – в России палаты. В таких проживал генерал-губернатор. Лихой командир, царедворец – хитрец. Из камня он первым построил дворец. Владелец любил принимать здесь дары, а царь собирал “ассамблеи” – пиры. (Меншиковский дворец)
Четвертый тур. Рассказ с пропусками.
- Петропавловский собор находится на _______ (Заячьем) острове. Автором проекта был ________ (Доменико Трезини). Он построен в архитектурном стиле _______ (петровское барокко). В _____ (1712) году собор торжественно освещен. Колокольня состоит из нескольких _______ (ярусов) – этажей, украшенных завитками– _________ (волютами). Ее завершает высокий _______ (шпиль), на вершине которого установлен круглый шар – _______ (яблоко), крест и флюгер в виде летящего ________ (ангела). Высота колокольни ____ (112) метров. На башне укреплены ______ (часы – куранты), привезенные из Голландии. Внутреннее помещение собора разделено на три части – ______ (нефы). По проекту И.П. Зарудного был создан ______ (иконостас) – перегородка с иконами и резными дверями. Петропавловский собор на протяжении всей своей истории служил ______ (усыпальницей) русских царей.
Пятый тур. Памятники Санкт-Петербурга.
- Кому установлен памятник на площади Декабристов? (Петру I)
- Кому установлен памятник на Исаакиевской площади? (Николаю I)
- Кому установлен памятник на площади перед Михайловским замком? (Петру I)
- Кому установлен памятник во дворе Мраморного дворца? (Александру III)
- Кому установлен памятник в центре сквера перед зданием Александринского театра? (Екатерине II)
- Кому установлен памятник в центре площади Искусств? (А.С. Пушкину)
Мосты Санкт-Петербурга.
- Этого рекордсмена-невидимку пока еще никто не превзошел. Шире его нет не только в нашей стране, но и во всем мире. Его размеры были продиктованы не техническими, не эксплуатационными соображениями. Слившись с площадью, покрытый вместе с ней единым асфальтовым покрытием, он почти незаметен для глаз. Где находится это уникальное сооружение и как его название? (Синий мост на Исаакиевской площади)
- Этот мост проложен через реку Фонтанку. Его украшают четыре бронзовые скульптурные группы, выполненные скульптором П.К. Клодтом. Раньше каждая группа называлась “Конь с возничим”, теперь “Укротители коней”. (Аничков мост на Невском проспекте)
- Этот мост украшен чугунными сфинксами скульптора П.П. Соколова. Сфинксы имеют женские лики, высокие позолоченные головные уборы. (Египетский мост, Лермонтовский проспект)
- Этот мост украшают грифоны. Расположен у Ассигнационного банка. Грифоны охраняют и мост и банк. (Банковский мост на канале Грибоедова)
Шестой тур. Соотнеси названия архитектурных сооружений с фамилией архитекторов
1. Арка Главного Штаба
2. Казанский собор
3. Исаакиевский собор
4. Здание биржиа) О. Монферран
б) К.И. Росси
в) Тома де Томон
г) А. Н. Воронихин
Завершающий тур. Супер-блиц для капитанов
|
|
|
Подведение итогов. Награждение команд.