Родительское собрание в 5-м классе "Трудный возраст - трудный ребенок, так ли это?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: обсуждение проблемы воспитания в семье ребёнка в трудный для него период жизни – переходный период.

Задачи:

  • Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению.
  • Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с детьми.

Ход собрания

1. Приветствие родителей, гостей.

2. Чтение эпиграфа собрания.

“Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого”.

3. Выступление социального педагога

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойствие, волнение и даже страх? Нас, педагогов и родителей, волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.

Трудный возраст – это одно и тоже, что и трудный ребёнок?

(Высказывания родителей.)

Что же скрывается за понятием трудный ребёнок? Какой он?

Попробуйте нарисовать словесный портрет трудного подростка.

(Записывают на листах, листы вывешиваются на доску.)

Что же может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

Приведите аргументы и ситуации, связанные с данными вопросами. (Высказывания родителей.)

4. Знакомство родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся.

(Родители высказывают своё мнение по результатам опроса детей.)

5. Работа родителей в группах.

Родители составляют список причин трудного поведения детей. Обсуждение данного списка.

6. “Узелки на память”.

Основные причины нарушения в поведении детей, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина 1 – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина 2 – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина 3 – желание мщения. Ребёнок может мстить:

  • за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
  • унижение друг друга членами семьи;
  • разводы и появление в доме нового члена семьи;
  • несправедливость и невыполнение обещания;
  • чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу, когда дети уходят на “второй план”;

Причина 4 – неверие в собственный успех, обусловленное учебными проблемами, “натянутые” взаимоотношения в классе с одноклассниками и с учителем, с низкой или заниженной самооценкой.

7. “Свод законов” успешного преодоления трудностей.

Закон 1 – Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.

Закон 2 – Запреты и требования должны быть гибкими, и их не должно быть много.

Закон 3 – Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон 4 – Запреты и требования, предъявляемые родителями , должны быть едиными.

Закон 5 – Запреты и требования должны быть разъяснены ребёнку.

Закон 6 – Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

8. Родители анализируют, обсуждают данные законы.

10. Подведение итогов собрания.

Притча: “ Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “ Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового познания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?”

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях.

Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашей лжи, в нашем эгоизме, в нашей непорядочности, в нашем себялюбии.

Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевное спокойствие, комфорт.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем”.

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, а “свой” ребенок, в котором есть душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.