Психологические аспекты педагогической деятельности в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Внедрение Федеральных государственных стандартов нового поколения повышает требования к системе школьного образования, в целом, и к участникам образовательного процесса. На данном этапе модернизации системы образования усиливает значение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания младших школьников. Чаще всего наибольшее внимание в данном сопровождении уделяется ученику – как к субъекту педагогического воздействия, и его родителям. К педагогу предъявляется множество требований, для повышения педагогического мастерства регулярно проводятся различные занятия и курсы, где основное внимание уделяется обновлению знаний по предмету. Многие педагоги отмечают недостаточность психологических знаний, касающихся всех сторон жизни: личной, профессиональной, социальной и т.д..

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности сталкивается с различными проблемами: трудности при усвоении учебного материала учащимися, проблемы школьной адаптации детей и поведения, нерешенные личные проблемы и др. «По данным различных исследователей затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем; для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение»[1] . Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение успеваемости учащихся. Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей и учеников, и родителей, и педагогов.

«Анализ традиционных способов работы со слабоуспевающими учениками (дополнительные занятия с повторением и многократным разъяснением учебного материала) показывает малоэффективность таких методов»[ 7] Кроме значительных затрат времени и сил учителя и учащегося, такие формы работы вызывают стойкие негативные реакции как учеников, так и учителей, способствуют снижению учебной мотивации, самооценки и т.д. в лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины учебных трудностей…

По результатам мониторинговых исследований в образовательных учреждениях района, были выявлены различные учебные трудности, характерные для учащихся в период обучения в начальной школе:

  • низкая учебная мотивация или ее отсутствие;
  • несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции;
  • низкий уровень развития интеллектуальных умений;
  • низкий уровень развития активного словарного запаса;
  • несформированность пространственных представлений и т.д.

Идея организации и проведения этих занятий родилась в процессе работы с обучающимися. Практика показывает, что занятия со школьниками, испытывающими проблемы в обучении – дело вовсе не бесполезное, и если верно определить причину возникновения пробелов, коррекционная работа непременно принесет пользу. Но школьный психолог, который может грамотно провести диагностику и коррекцию, в силу объективных причин, не в состоянии помочь каждому нуждающемуся в этом ребенку в школе. Значит выход один – углубить знаниями педагогов о возрастных, индивидуальных, гендерных особенностях учеников, научить приемам диагностической и коррекционно-развивающей работы с младшим школьником. По мнению целого ряда авторов, именно совместная работа учителя и психолога по преодолению учебных трудностей учащегося, ликвидации пробелов в знаниях является наиболее эффективной [ 10, 11] .

Особенно важно проводить работу по выявлению причин неуспеваемости с учащимися и учителями начального звена, т.к. именно обучение в начальной школе закладывает будущую успешность или неуспешность учащегося на всю школьную жизнь.

Предлагаемые занятия прошли апробацию в образовательных учреждениях Кировского района г.Кемерово, что позволило объединить их в единую программу «Психологические аспекты педагогической деятельности в начальной школе». Цикл занятий адресован педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста. Также данная программа может быть использована в работе с молодыми педагогами, в целях оказания психологической поддержки в период профессионального становления.

Специфика содержания и целей данных занятий вызвана необходимостью, наряду с такой формой, как педсоветы, использовать иные формы передачи психологических знаний. И если при работе с когнитивным компонентом можно опираться на такие традиционные для формы работы, как выступление на педсовете или совещании, то при работе с аффективным и поведенческим компонентами не обойтись без семинарских и тренинговых занятий, и психологических игр.

Тренинговые занятия – это своеобразная форма психологической работы позволяет, с одной стороны, до определенной степени реализовать задачи классического психотренинга, а с другой – учесть школьную специфику. Данный метод обучения позволяет, воздействуя на эмоциональную сферу человека, обеспечить его нужной информацией, помогает сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации. Выработка личной стратегии поведения требует специфических форм тренировки. Формы совещания или педсовета не всегда позволяют эффективно создать модельные условия для ролевой игры, они не располагают к рефлексии собственного, иногда травматичного, опыта. Отсутствие необходимой анонимности, допустимость оценочных суждений снижают профилактический потенциал традиционных форм работы. При проведении семинарских и тренинговых занятий с педагогами, на наш взгляд, следует учитывать наличие определенных ограничений и трудностей:

  • страх показаться несведущим в вопросах психологической компетентности;
  • наибольшее сопротивлении, настороженность вызывает участие в ролевых играх ролевые игры, осознание того, что собственное реальное поведение педагога отличается от правильного (идеального, «как надо»);
  • ограниченность во времени, не позволяющий добиться серьезного погружения в проблему. Поэтому решающим здесь с точки зрения профилактического эффекта становится регулярность их проведения. В отличие от тренинга цикл семинарских занятий растянут во времени и продолжается несколько месяцев.
  • загруженные работой и семейными проблемами педагоги воспринимают зачастую необходимость остаться после уроков или прийти на работу раньше либо как посягательство на свою личную жизнь, либо как дополнительную обременительную нагрузку;
  • есть также ряд трудностей использования тренинговой формы профилактической работы в школе, обусловленных особенностями организации образовательного процесса. В условиях школы практически невозможно соблюдать конфиденциальность, так как группа функционирует не только на тренингах, но и в других ситуациях. Существуют, таким образом, дополнительные факторы воздействия на динамику развития отношений в группе.
  • серьезно затрудняет работу ведущего большое количество участников в группе, если он работает со всем коллективом одновременно. При большом количестве педагогов на время тренинга коллектив лучше разделить, но это возможно не всегда.
  • кроме того, не в каждой школе есть специальные помещения для тренинговых занятий, а работа в классе с традиционной расстановкой парт снижает психотерапевтический заряд занятия.
  • и др.

Целью программы «Психологические аспекты педагогической деятельности в начальной школе» (Приложение 1) является повышение психологической компетентности педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи программы:

  • расширить представления педагогов о возрастных, гендерных и индивидуальных особенностях учащихся;
  • научить определять причины школьных трудностей учащихся;
  • познакомить с различными приемами и техниками работы с детьми, испытывающими проблемы в обучении;
  • помочь педагогам разрешить ряд вопросов, возникающих в практической деятельности;
  • обучение навыкам сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Методы и техники, используемые на занятиях:

  • упражнения, направленные на сплочение группы /коллектива/, на создание положительного микроклимата;
  • мини-лекции, предоставляющие информацию о проблеме, обсуждаемой на занятии;
  • дискуссии, брей-сторминг обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия и т.д.;
  • ролевые игры дают возможность педагогу прочувствовать состояния, испытываемые ребенком в различных учебных и внеучебных ситуациях. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на расширение поведенческого репертуара;
  • упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, интеллектуальных умений;
  • упражнения на самопознание, самопринятие и самоидентификацию;
  • психодиагностические методики, на выявление причин учебных трудностей, и коррекционно-развивающие упражнения, на преодоление выявленных
  • арт-терапевтические упражнения;
  • упражнения, направленные на саморегуляцию и самопомощь при стрессе.

Принципы работы группы

В работе мы используем традиционные принципы:

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для участников, и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность педагогов давать обратную связь другим участникам и ведущим семинара, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие участникам самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений педагог имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения. Реализация этого принципа в работе имеет и другую цель – создать дополнительную мотивационную основу участия в группе, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, эмоционально привлекательно для каждого.

Принцип психологической безопасности. В ходе выполнения заданий моделируются психологически безопасные условия для интенсивного, эмоционального, открытого и искреннего общения. Поддерживается установка на избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний («я чувствую…»). Арт-терапевтические и телесно-ориентированные упражнения являются частью групповой цели. Для того, чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер участникам предоставляется возможность вербального завершения творческой деятельности.

Принцип оказания психологической помощи. Результат занятий не сводится только к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию.

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон стимулировать положительные эмоции. Семинарское занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

1. Структура занятий

  • Вводная часть
  • Приветствие

2. Разминка

  • Основная часть
  • Теоретический аспект

3. Упражнения, на овладение практическими навыками

Заключительная часть

При подготовке и проведении семинарских занятий с педагогами необходимо учитывать следующие особенности:

  • наличие профессиональной деформации, которая проявляется как нетерпимость к иному мнению («есть два мнения – мое и неправильное»), т.е. исчезает умение видеть собственные ошибки, снижается самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное;
  • наибольшее сопротивлении, настороженность вызывает участие в ролевых играх ролевые игры, осознание того, что собственное реальное поведение педагога отличается от правильного (идеального, «как надо»);
  • страх показаться несведущим в вопросах психологической компетентности;
  • непонимание или отрицание актуальности проблемы со стороны педагогов;
  • загруженные работой и семейными проблемами педагоги воспринимают зачастую необходимость остаться после уроков или прийти на работу раньше либо как посягательство на свою личную жизнь, либо как дополнительную обременительную нагрузку;
  • нежелание или боязнь признаться себе в наличии симптомов «синдрома эмоционального выгорания»;
  • существует также ряд трудностей использования тренинговой формы профилактической работы в школе, обусловленных особенностями организации образовательного процесса. В условиях школы практически невозможно соблюдать конфиденциальность, так как группа функционирует не только на тренингах, но и в других ситуациях. Существуют, таким образом, дополнительные факторы воздействия на динамику развития отношений в группе;
  • серьезно затрудняет работу ведущего большое количество участников в группе, если он работает со всем коллективом одновременно. При большом количестве педагогов на время тренинга коллектив лучше разделить, но это возможно не всегда;
  • кроме того, не в каждой школе есть специальные помещения для тренинговых занятий, а работа в классе с традиционной расстановкой парт снижает психотерапевтический заряд занятия;
  • и др.

Предлагаемый цикл семинарских занятий состоит из 9 занятий по 2 часа, при необходимости и в зависимости от временных возможностей образовательного учреждения, занятия можно разбить на 2 части или объединить в крупные блоки, с обязательным соблюдением ритуалов приветствия и прощания, использованием рефлексии. (Приложение 1)

Форма представления программы – сценарные планы семинарских занятий с элементами тренинга. Подобное изложение материала позволяет более полно передать технологию работы и сводит к минимуму потребность ведущего в использовании дополнительных источников информации. Идеи большинства упражнений, входящих в состав программы, нашими авторскими разработками не являются, они описаны в литературе (см. библиографию). Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы обсуждений являются авторскими. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Если количество участников группы составляет более 15 человек, то необходимо два ведущих.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение, для свободного перемещения участников. Желательно наличие столов и стульев, с возможностью их перестановки. Желательно наличие аудио- или видео- техники.

Предполагаемый результат

  • обогащение представлений и знаний педагогов о возрастных, гендерных и индивидуальных особенностях учащихся;
  • формирование умений и навыков педагогов определять причины школьных трудностей учащихся;
  • применение в практической деятельности педагогами различных приемов и техник работы с детьми, испытывающими проблемы в обучении;
  • знакомство педагогов с приемами сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Приложение 4