Цель и задачи: Способствовать развитию познавательного интереса к истории возникновения и развития Олимпийских Игр, олимпийского движения; выявление учащихся с высокими интеллектуальными способностями, интересом к самостоятельной познавательной деятельности; воспитание гордости за спортсменов своей страны.
I тур (разноцветные магниты, магнитная доска, кубик)
Ход игры
Играющий бросает разноцветный кубик, и берет с магнитной доски круглый магнит такого же цвета. На магните указан номер вопроса. На экране загорается текст вопроса. Ответивший получает баллы в итоговую таблицу, не ответивший возвращает магнит обратно. К столу подходит следующая команда. Набравшая команда 10 баллов переходит во II тур.
История Олимпийских Игр
№1. Голубое кольцо Древние олимпийские игры
1. Где именно проводились в Древней Греции Игры? – 1 балл (На Пелопоннесском полуострове, в городе Олимпия, на берегу реки Алдей).
2. В чью честь проводились Игры? – 1 балл (В честь Зевса).
3. В каких видах соревновались древние олимпийцы? – 3 балла (Пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба; кулачный бой, а также гонки на колесницах, забег на марафонскую дистанцию в полном боевом вооружении, состязание поэтов и музыкантов).
4. Во время Олимпийских Игр объявлялось священное перемирие. Нарушались ли они в Древней Греции? – 2 балла (Да, в 36 г. до н.э. аркадийцы захватили Олимпию. Греки, разгневавшись, надолго запретили им участвовать в Играх).
5. Кто из знаменитых людей Древней Греции принимал участие в Играх? – 3 балла («Отец медицины» Гиппократ, философы Сократ и Платон, драматурги Софокл и Еврипид, математик и философ Пифагор).
6. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры? – 2 балла (Каждые 4 года между жатвой и сбором винограда).
7. Считают, что с имени этого победителя Олимпийских игр 776г до н.э. началось олимпийское движение. Назови имя? – 1 балл ( Кораибос).
8. Как называлась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции? – 1 балл (Стадий)
9. На острове Родос проживала династия олимпийцев. Глава Семьи, его сыновья и внуки выступали на ОИ более 80 лет. Приняли участие в 12 Играх. Завоевали для своего острова 9 лавровых венков. Вспомнить имя основателя династии – 2 балла (Диагор).
10. Элладоники это: – 1 балл (судьи и распорядители древних Игр).
№2. Чёрное кольцо История современных олимпийских игр
1. Кто выступил с предложением возродить ОИ? – 1 балл (Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен).
2. Когда и где были проведены первые Олимпийские Игры современности? – 2 балла (1896г. в Афинах).
3. В каком году прошли I зимние ОИ? – 1 балл (1924 г. Шамони, Франция).
4. Вспомнить девиз ОИ? – 2 балла (“Cities, Altus, Forties – быстрее, выше, сильнее»).
5. На каких современных Олимпийских играх спортсменам не вручали медали? – 3 балла (II , 1900 г.).
6. В каком году советские спортсмены впервые приняли участие в ОИ? – 1 балл (1952 г., Хельсинки, XY ОИ).
7. Когда в ОИ стали принимать участие женщины? – 2 балла (1900 г. II ОИ).
№3. Красное кольцо Выдающиеся спортсмены
1. Первый российский олимпийский чемпион, фигурист. – 2 балла (Николай Александрович Панин-Коломенкин, чемпион 1908г.).
2. Первый олимпийский чемпион современности. – 1 балл (Американский легкоатлет Джеймс Конноли, его результат в тройном прыжке – 13 м 71 см).
3. Двукратная олимпийская чемпионка, метательница диска, завоевавшая первую золотую олимпийскую медаль в истории советского спорта – 2 балла (Нина Ромашкова).
4. Уникальная гимнастка: имеет 18 олимпийских медалей, из них – 9 золотых. – 1 балл (Лариса Латынина).
5. Звезда этого лёгкоатлета горела ярче других 3 года подряд: 1962,63,64 гг. Его называли лучшим спортсменом года мира – 1 балл (Валерий Брумель).
6. Назовите имя олимпийского чемпиона по биатлону … Тихонов. -1 балл (Александр).
7. Одну из самых редких медалей для нашей команды завоевал Владимир Белоусов. Больше в этом виде спорта нашим соотечественникам не удавалось побеждать никогда. Назовите его. – 2 балла (Прыжки с трамплина).
№4. Жёлтое кольцо Олимпийская мозаика
1. Что представляет собой олимпийский флаг? – 3 балла (Белое полотнище с 5 переплетенными кольцами синего, черного, красного, зеленого и жёлтого цвета. 5 колец символизируют 5 континентов).
2. «Олимпийское движение призвано способствовать развитию физических и моральных качеств, является основой любительского спорта. Воспитывать молодёжь с помощью спорта в духе созданию лучшего и более спокойного мира». – 2 балла (Олимпийская хартия).
3. Процитируйте главные слова знаменитой «Оды спорту» Пьера де Кубертена. – 1 балл («О спорт, ты – мир!»).
4. Как называется организация, возглавляющая олимпийское движение в мире? – 1 балл (Международный олимпийский комитет).
5. Во время открытия ОИ один из выдающихся спортсменов страны-хозяина произносит речь от имени всех участников Игр. Что за это речь? – 1 балл (Олимпийская клятва)
6. Каждый национальный Олимпийский комитет имеет эмблему? Как выглядит эмблема НОК России? – 2 балла (5 олимпийских колец и изображение 3-х цветного языка пламени).
7. За особые заслуги перед олимпийским движением Международный олимпийский комитет (МОК) награждает спортивного деятеля или спортсмена высшим знаком олимпийского почёта. Как называется этот знак? – 1 балл (Олимпийский орден).
№5. Зелёное кольцо Олимпиада 2000-2010
Летние игры
1. Какие по счёту Игры состоялись в Сиднее (Австралия)? – 1 балл (XXVII).
2. Олимпийские чемпионки в художественной гимнастике (группа) 2004 года, представители Екатеринбурга. Назовите их? – 2 балла (Елена Мурзина и Ольга Глацких)
3. Где проходили Олимпийские игры 2008 года? – 1 балл (Пекин)
4. Многократный олимпийский чемпион в плавании, представляет команду США на Олимпийских играх в Афинах. – 1 балл (Майкл Фелпс)
5. Медаль добыл одной правой рукой. Бронзовый призер ОИ 2004 года в Афинах по дзюдо в команде России. – 1 балл (Дмитрий Носов)
6. Какое место и сколько всего медалей завоевала на Олимпиаде в Пекине? – 3 балла (3 место, 72 медали)
7. Сборная женская команда России по баскетболу получила медали на ОИ 2008 г. Какого они достоинства? – 1 балла (Бронза)
Зимние игры
1. Назовите свердловского спортсмена, лучшего биатлониста на Олимпийских играх в Турине, в 2006 г.? – 1 балл (Сергей Чепиков)
2. Чемпионы Олимпийских игр в Солт-Лейк Сити в парном фигурном катании? – 1 балл (Елена Бережная и Антон Сихуралидзе)
3. На каких играх и в каком году, начиная с 1964 г. прекратилось многолетнее победа советских и российских фигуристов в парном катании?– 1 балл (Ванкувер, XXI).
4. В каком виде на олимпийских играх 2002 года команда России получила больше всего медалей? – 2 балла (Лыжный спорт – 3 золота, 3 серебра и 1 бронза).
5. Назовите имя французской фигуристки, олимпийской чемпионки 2002 г. в танцах на льду, жены известного актера Никиты Джигурды? – 1 балл (Марина Анисина)
6. Известный норвежский биатлонист, победитель олимпийских игр в Солт-Лейк Сити, на дистанции 12,5 км. – 1 балл (Оле-Эйнар Бьорндален)
7. Сколько золотых медалей на ОИ в Солт-Лейк Сити завоевала сборная команда России? – 3 балла (Десять)
II тур
АЗБУКА
Ход игры: теннисный шарик – Написана заглавная буква.
В алфавитном порядке буквы.
Команда, у которого больше всего баллов, вынимает из мешка шарик с буквой и ведущий зачитывает вопрос; если участник отвечает правильно, получает 1 балл, если не отвечает, то право ответа переходит к следующей команде. Если ответа и у другой команды нет, то ведущий зачитывает правильный ответ. Затем выходит следующий играющий и т. д. Ответ должен начинаться на букву, которую выбрал играющий. Три команды набравшие больше всего баллов, переходят в III тур.
А. Над каким городом впервые был поднят олимпийский флаг? (Антверпен, Бельгия)
Б. В каком городе олимпийский огонь был зажжен горящей стрелой пущенной из лука? (Барселона, Испания)
В. Чем награждали победителей Игр в Древней Греции? (Венком из листьев лавра)
Г. На открытии Игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой? (Греция)
Д. Что получают спортсмены, занявшие на Олимпиаде в личных и командных соревнованиях с 1 по 8-е места? (Дипломы МОК)
Е. Впервые в истории действующая спортсменка отмечена высшей наградой нашей страны. За выдающиеся достижения в спорте, мужестве и героизм присвоено звание Героя РФ. Кто она? (Лыжница Любовь Егорова)
Ж. Орган созданный для определения спортсменов или команд, достойных награждения? (Жюри)
З. Медаль за высшее спортивное достижение. (Золотая)
И. Царь небольшого греческого государства Элиды, с именем которого связывают учреждение атлетических Игр в городе Олимпия (Ифит)
К. История донесла до нас имя победителя Игр 776 г. до н.э. – быстроного повара из Элиды. С этого имени начинается история олимпийского движения. Назовите его? (Короб или Кораибос)
Л. В каком городе находится штаб-квартира МОК? (Лозанна, Швейцария)
М. Талисман ОИ в Москве. (Медвежонок Миша)
Н. Когда римский император, известный своей жестокостью, пожелал лично участвовать в состязаниях, на старт гонки колесниц он выехал в гордом одиночестве. Никто из атлетов не составил ему конкуренцию, дабы понапрасну не рисковать своей жизнью. Дважды упав, он всё же приехал к финишу и был увенчан олимпийским лавровым венком. Кто это? (Нерон)
О. Как называли победителя Игр в Древней Греции? (Олимпионик)
П. Математик и философ с острова Салос, который оставил в «наследство» школьникам мира свою знаменитую теорему, был увенчан на играх лавровым венком чемпиона по кулачному бою. Назовите его. (Пифагор)
Р. Трёхкратная олимпийская чемпионка в фигурном катании, партнерша Алексея Уланова и Александра Зайцева. (Ирина Роднина)
С. Знаменитый пловец, 4-х кратный олимпийский чемпион, которого не хотели включать в олимпийскую сборную на том основании что он «стар». (Владимир Сальников)
Т. Хоккейный вратарь, 3-х кратный олимпийский чемпион, в 22 года признанный лучшим вратарём мира. (Владислав Третьяк)
У. Наказание за нарушение правил игры. (Удаление с поля)
Ф. Имя римского императора – христианина, запретившего в 394 г. до н.э. ОИ как «языческие». (Феодосий I Великий)
Х. Олимпийский чемпион II, III, IV зимних ОИ, норвежская фигуристка, кинозвезда. Снявшаяся в фильме «Серенада солнечной долины». (Соня Хени)
Ц. Клуб, воспитавший победителей олимпиад – фехтовальщиков, хоккеистов и баскетболистов. (ЦСКА)
Ч. Спортсмен, одержавший победу в соревнованиях. (Чемпион)
Ш. Вид спорта, в котором Юрий Власов нарушил «американское господство» и установил небывалые мировые рекорды. (Тяжёлая атлетика, штанга)
Э. Как назывались судьи и распорядители Игр в Древней Греции. (Элладоники)
Ю. Молодой спортсмен до 20 лет. (Юниор)
Я. На Олимпийских Играх в Мехико впервые появился зверь-талисман. Какое животное стало талисманом? (Ягуар)
III тур
Олимпийский кроссворд
Ход игры
На экране появляется кроссворд. Участники по очереди отвечают на вопросы. За каждое правильно угаданное слово, команда получает балл. Набравшая наибольшее количество баллов команда чествуется как чемпион «Олимпийской викторины» и награждается.
1). Спортивный комментатор, автор знаменитого «Го-о-ол!», фразы «Такой хоккей нам не нужен!» и «Удар, Гол… нет, Штанга!»
2). Наиболее прославленный герой древних ОИ 12 раз победивший в соревнованиях по бегу.
3). Игра с камнями, которая недавно вошла в олимпийские виды спорта.
4). Тренер Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева – олимпийских чемпионов в фигурном катании среди спортивных пар.
5). Финишный рывок с целью опередить соперника.
6). Кто из свободнорождённых греков не мог принимать участие в атлетических играх?
7). Соревнования по академической гребле, гребле на байдарках и каноэ, парусному спорту.
8). Бег на 192 м 27 см.
9). Кинороль, которой прославился 5-ти кратный чемпион ОИ американский пловец Джонни Вайсмюллер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волошин А.П., Ксензенко Ф.М. У олимпийской черты. .– Киев : Молодь, 1988. – 398с.
- Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / под общей ред. Н. Н. Чеснокова. – М. : АПКиШТРО, 2006. – 104 с.
- Мезэ Ф. Шестьдесят лет олимпийских игр. – М. : Физкультура и спорт, 1959. – 395 с.
- Мелик-Шахназаров А.З. Олимпионик из Артаксаты : повесть. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 128 с.
- Мы выбираем физическую культуру! : метод. рекомендации по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений / сост. А. И. Белоусов, Е. М. Аблов, В. П. Брагина. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. – 101 с.
- Настольная книга учителя физической культуры : подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным) : метод. пособие / авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Глобус, 2009. – 345 с. – ( Готовимся к олимпиадам).
- Новоскольцев В.А. Переплетённая радуга / В. А. Новоскольцев. – М. : Физкультура и спорт, 1964. – 85 с.
- Новоскольцев В.А. Пылающая эстафета / В. А. Новоскольцев. – 2-е изд., улучш. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 303 с.
- Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта : пер. с чешск. / В. Оливова. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 240 с.
- Твой олимпийский учебник : учеб. пособие для учреждений образования России / В. С. Родиченко [и др.]. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 144 с.
- Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность.1-11 классы / авт.-сост. Н.В. Барминова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2013. -289с.
- Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) / авт.-сост. О.В. Белоножкина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2006. -173с.
- Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Н. Н.Чесноков, Н. Ю. Мельникова // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 1. – С. 20-30.