Цель: Развитие творческой активности детей, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Программные задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста; учить самостоятельно ориентироваться в способах передачи творческой деятельности; побуждать детей к танцевальным и ритмо-пластическим импровизациям, добиваться выразительности образных движений и согласованности их с музыкой; развивать воображение детей, фантазию, учить перевоплощаться, применяя имеющиеся знания и навыки в создании знакомого образа.
- Воспитывать любовь к музыке, к природе, к животным, к окружающему миру.
Музыкальный репертуар: “Лунная соната” Л. Бетховен, К. Сен-Санс “Лебедь” фрагмент из сюиты “Карнавал животных”, П. И. Чайковский “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”, В. Я. Шаинский “Песенка о кузнечике”, Ф. Шопен “Ноктюрн”.
Иллюстрационный материал: Репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна-лебедь”, иллюстрация с изображением лебедя.
Оборудование: Мачта с флажками, корабль из стульчиков, шарфы, вата, маски: кузнечика и лягушки, открытки по числу детей
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в сказочное путешествие, а куда, я вам сейчас расскажу.
“Как прекрасен мир
Посмотри вокруг
Сколько милых глаз
Сколько добрых рук...
Поплывём в страну
Где цветут цветы
Будем дружно жить
Там и я и ты”
(Галина Юдина.)
А страна эта не простая, а волшебная и называется она “Страна Фантазий”. А вы умеете фантазировать? (Ответ детей.)
А вот я сейчас и проверю! Я буду читать вам стихотворение, а вы расскажите его в движении.
“Я бываю кошкой, бываю и собакой,
И медведем толстым, косолапым.
Даже рыбкой, рыбкой из пруда.
Лошадью бываю иногда...
То синицей по небу летаю,
То пингвина вдруг изображаю,
Над цветами, как пчела, жужжу
А то просто...
Девочкой иль мальчиком хожу.
(В.Друк.)
Дети под текст изображают: кошку, собаку, медведя, рыбку, лошадь, синичку, пингвина, пчелу и себя.
Молодцы, как хорошо у вас получилось. А теперь настало время отправиться нам в путь. Корабль у нас есть! А как же нам быть с морем? Ведь корабль без воды не поплывёт. Посмотрите внимательно вокруг, что поможет нам изобразить море?
Дети могут предложить разные варианты, среди них - изображение моря с помощью шарфов.
Дети импровизируют движения под звуки музыки “Лунная соната” Л. В. Бетховена. Музыкальный руководитель на фоне музыки читает:
“Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно - там сизо - темно...
В лунном сиянии, словно живое, “Ходит и дышит, и блещет оно” (Ю. Тютчев.)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами знаем, что море бывает разное, а какое вы изобразили море? (Ответ детей - спокойное, необъятное, красивое.)
Музыкальный руководитель: Итак, море нас ласково приглашает к плаванию. Команда готова к отплытию? Прошу матросов занять свои места и приготовиться к плаванию!
Дети занимают места на корабле.
Ребёнок - капитан надевает фуражку и берёт бинокль.
Музыкальный руководитель: Ну, а теперь в путь!
Звучит продолжение музыки моря.
Музыкальный руководитель: Капитан, не видать ли впереди земли?
Капитан (смотрит в бинокль): Нет, земли не видно, но рядом с бортом корабля вижу стаю лебедей.
Музыкальный руководитель: Над раскидистыми елями
Месяц рожками блестит,
Неземными акварелями
Берег сказочный облит,
К небу, в водах утонувшему,
Звёзды манят и зовут,
А по озеру уснувшему
Тихо лебеди плывут.
(Игорь Шеффер.)
Звучит фрагмент из сюиты “Карнавал животных” К. Сен - Санса - “Лебедь”, появляются девочки подготовительной группы в костюмах лебедей и исполняют импровизированный “Танец лебедей”.
Музыкальный руководитель: Ребята, понравились вам лебеди? А вы узнали музыку, под которую они танцевали? Как она называется и кто композитор, который её написал? (Ответ детей.) А какая музыка была по характеру? (грациозная, изящная, плавная, мягкая). Правильно!
В народе лебедя считают гордой, величественной, грациозной птицей (показать иллюстрацию с изображением лебедя). Посмотрите, какая у неё длинная, красивая шея, какие большие, широкие крылья. А вот как изобразил великий русский художник Михаил Александрович Врубель сказочную лебедь (показать репродукцию картины) и назвал свою картину “Царевна Лебедь”
“Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...”
(А.С. Пушкин)
Какой прекрасный образ лебедя создали композитор К.Сен-Санс, поэт А.С. Пушкин и художник М. А. Врубель.
Музыкальный руководитель: Про образ лебедя мы будем говорить в вами ещё, а сейчас нам нужно продолжать наше путешествие.
Капитан (смотрит в бинокль): Вижу землю, подплываем к острову!
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и добрались до “Страны Фантазий”, прошу всех спуститься на берег.
Ребята, посмотрите, как красиво кругом, а какая чудесная поляна перед нами, и сколько на ней разных цветов, давайте покажем, как они распускаются.
Дети берут шарфы, складывают их в ладошках и медленно раскрывают ладошки.
Музыкальный руководитель узнаёт у детей, какой цветок у них расцвёл?
А давайте вспомним, что нам нужно сделать, чтобы наш цветочек появился на свет? Из семечка появляется...? А из росточка? А что ещё нужно цветку, чтобы он долго нас радовал своей красотой? (солнце и вода).
Ну, а теперь мы с вами маленькие семечки, тихонько сидим под землёй, и ждём, когда же пригреет солнышко и наше семечко начнёт расти и превратиться в прекрасный цветок.
Дети изображают под музыку П. И. Чайковского “Вальс цветов” импровизированный танец цветов.
Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите, а на нашу цветочную полянку кто-то торопится, кто же это может быть?
Звучит вступление к песне В.Я. Шаинского “Песенка про кузнечика”, дети узнают песню, поют и инсценируют её.
Музыкальный руководитель:
Что такое, что случилось?
Вдруг погода изменилась,
Дул весёлый ветерок
И посыпал вдруг снежок.
Становитесь все в кружок,
Танцевать будет снежок.
Проводиться игра - импровизация “Зеркало”, под музыку Ф. Шопена “Ноктюрн”, переходя в танцевальную фантазию “Снежинки”, дети танцуют с кусочками ваты.
Музыкальный руководитель:
Но снежок наш не лежал,
Ручейком он убежал,
Солнышко опять взошло,
На душе у всех светло.
Вот только нашему кузнечику, я думаю грустно и обидно, что его лягушка съела. А давайте придумаем другую концовку песенке - весёлую и радостную. Что может предложить лягушка кузнечику? (Ответы детей.)
И я вам тоже предлагаю на прощание всем вместе поплясать.
Свободная пляска (музыка по усмотрению музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие, понравилось вам оно? А чтобы вы о нём не забывали и почащё возвращались в страну фантазий, лебеди попросили меня передать вам вот такие открытки. (Дети получают на память открытки).
А теперь прошу всех занять свои места на корабле.
Дети садятся на корабль, под музыку моря дети возвращаются в детский сад, подводится итог занятия.
Список используемых источников
- “Музыка и чудеса” И. Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство “Композитор” г. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Использованы иллюстрации с интернет сайта:
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%
B8%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8&stype=image&lr=11453&noreask=1&nojs=1