Открытый урок по социально-бытовой ориентации "Правила дорожного движения. Школьник вышел на улицу"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Развитие у школьников способностей обобщать изученный материал и использовать его в собственной жизни. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности.

Оборудование: школьная доска, фигурки на магнитах, корзины, дорожные знаки из картона, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить вам не мешало,
Но основное из Правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если здоровым ты хочешь остаться![2]

Сегодня мы с вами проведем увлекательное занятие, вспомним основные правила дорожного движения и правила поведения при переходе улиц и дорог. Зачем? - спросите вы.

- Затем, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизнь и здоровье. Соблюдать эти правила - значит уважать других участников дорожного движения.

Рассмотрим дорожные знаки. Давайте подумаем: что обозначает каждый из этих знаков? Где вы их видели? Какие еще дорожные знаки вы знаете?

Ведущий: А сейчас ребята прочитают стихи.

Ученик 1:

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.

Ученик 2:

С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам
Его читать!
Различать ты должен ясно –
Цвет зеленый, желтый, красный. [2]

Игра на внимание.

На доске – большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа, фигурки пешеходов на магнитах. Для развития внимания и наблюдательности детей можно на рисунке дать несколько “ловушек” (пешеходы идут через улицу на красный свет светофора и т.д.) Ведущий говорит ребятам, что на доске закрыт рисунок, он его откроет на 15 – 20 секунд, а затем закроет. Ученикам предлагаются следующие вопросы и задания: сколько было машин? Сколько из них легковых? Сколько автобусов? Сколько пешеходов? Найдите ошибки в движении транспорта, пешеходов.

Ведущий:

Молодцы, ребята! А теперь отгадаем загадки.

1.

Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место - ................(Остановка)

2.

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор
Мы три родные брата,
Наш домик - ..............(Светофор)

3.

Вот огромный водовоз.
Воду в город он привез.
Жарким летом, в свете фар
Чисто моет................(Тротуар)

4.

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек возят в нем!
Ноги, обувь – из резины
И питается бензином. (Автобус)

5.

Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет “что” и “как”,
Звать его - ................(Дорожный знак)[4]

Ситуационные задачи.

Ведущий: Предлагаю вам решить ситуационные задачи по правилам дорожного движения.

Задача 1. Подошли школьники к перекрестку и замерли от удивления.

Светофор, как всегда, моргал, но только одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. “Наверное, сломался”,- подумали школьники.

Как вы думаете, что случилось со светофором?

Задача 2. Под утро приснился Феде сон: будто бы в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем одним за другим вошли дорожные знаки.

- Вы что, живые?- удивился мальчик. – А я тебя знаю,- сказал Федя дорожному знаку “Пешеходный переход”, - ты помогаешь мне перейти дорогу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!

- Ну, это просто, - заговорили разом все знаки. – Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых всё написано и нарисовано.

И тут зазвенел будильник и Федя проснулся.

На сколько групп делятся дорожные знаки? Назовите их.[1]

Подвижная игра.

Необходимые атрибуты: корзины, дорожные знаки из картона.

Ребятам необходимо разделиться на две команды. Каждому участнику из команд раздаются картонные дорожные знаки. На некотором расстоянии расставляют корзины с табличками. На табличках названия групп дорожных знаков(знаки приоритета, запрещающие знаки, знаки сервиса, предупреждающие знаки, информационные знаки).Задача участников определить к какой группе дорожных знаков относится их знак и положить его в соответствующую корзину. Та, команда, чьи участники быстрее всех справятся с заданием, побеждает.

Ведущий:

Наш урок подходит к концу. Ребята, вам понравились задания?

К следующему уроку СБО я попрошу вас дописать предложения, которые напечатаны на листочках. Листы сейчас каждый из вас получит.

Здесь написано:

1. Сегодня на занятии я закрепил и углубил знания по ...

2. Сегодня на занятии я узнал ...

3. После сегодняшнего занятия я буду ... [3]

Ребята, я всех благодарю за участие в нашем мероприятии. Уроки СБО дают нам важные знания, которые мы должны научиться применять в жизни.

В заключение нашего мероприятия, приглашаю всех вас спеть песенку “Правила движения”.

Везде и всюду правила - их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правила - легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Как таблицу умножения этот помни ты урок,
То, что правила движенья надо выучить, дружок!

автор не известен, исполняется на мотив песни "На далекой Амазонке"

Список литературы.

1. Гарнышева Т. Как научить детей ПДД?, Детство-Пресс, 2010.

2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД., Москва, 2006.

3. Кузнецов Ю.Ф. Обучение и воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Екатеринбург, 2011.

4. Усачев А. Правила дорожного движения. Москва, Лабиринт – пресс, 2008.