В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности, чтобы ученикам было интересно работать на уроках. Только в этом случае повышается познавательная активность обучающихся, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения интереса к предмету является применение информационных технологий.
Использование компьютерных технологий на уроке позволяет непрерывно менять формы работы, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение обучающихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Групповая работа на уроке стимулирует познавательную активность учеников, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение. В процессе индивидуальной работы ученики сами стремятся к решению задач, воспитание переходит в самовоспитание.
Выполнение творческих заданий способствует применению школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
- Познавательные:
- обеспечить осознанное усвоение обучающимися понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении задач;
- проверить уровень знаний по данной теме через различные формы работы.
- Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учеников посредством участия каждого из них в процессе работы;
- развивать внимание, память, интеллектуальные и творческие способности;
- развивать эмоциональную сферу обучающихся в процессе обучения;
- развивать контроль и самоконтроль.
- Воспитательные:
- формировать чувства сотрудничества, взаимовыручки;
- формировать практические навыки;
- формировать интерес к изучаемому предмету.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Устный счет (4 мин.)
- Разбор задач, решенных учениками (5 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Закрепление изученного материала, групповая работа (16 мин.)
- Самостоятельная работа (13 мин.)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Взаимное приветствие, запись темы урока. Организация работы с картами самоконтроля.
2. Повторение материала
а) Решение двумя учениками на доске задач на
прямую и обратную пропорциональную зависимость
б) остальные устно повторяют основные понятия:
- как называются числа х и у в пропорции х : а = в : у?
- равенство двух отношений называется…
- какая зависимость называется прямо пропорциональной?
- какая зависимость называется обратно пропорциональной?
- одна сотая часть числа – это…
Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов–1).
3. Устный счет
1. Игра «Молчанка»
а) Какие из равенств можно назвать пропорциями?
3 : 6 = 2 : 4
8 : 4 = 2 : 3
Если пропорция верна, то учащиеся поднимают зеленые карточки, если нет то красные.
б) Являются ли прямой или обратной пропорциональной следующие зависимости?
1) число читателей от числа книг в библиотеке;
2) путем, пройденным автомобилем с постоянной
скоростью и временем его движения;
3) возрастом человека и размером его обуви;
4) периметром квадрата и длиной его сторон;
5) скоростью и временем при прохождении одного и
того же участка пути.
Если утверждение верно, то учащиеся поднимают зеленые карточки, если нет то красные.
Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов за устный счет 2).
2. Разбор задач, решенных учениками на доске.
а) Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0, 5 ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит такое же расстояние стриж, если его скорость 100 км/ч?
Решение:
Пусть х часов это время полета стрижа.
V – t
50 км/ч – 0,5 ч 100 км/ч – Х ч |
Х = 0, 25
0, 25 ч = 25/100 = 1/4 ч = 15 мин.
Ответ: за 15 минут.
б) На сахарный завод привезли свеклу из которой получается 12% сахара. Сколько получится сахара из 30 т свеклы этого сорта?
Решение:
Пусть х т сахара получится.
Кол-во свеклы | Проценты | ||
30 т Х т |
– 100% – 12% |
х = 3,6
Ответ: 3,6 т.
4. Физкультминутка
- Потянись столько раз, сколько ромбиков у вас 61/2.
- Наклонитесь столько раз, сколько здесь кругов сейчас 2/5 10.
- Ты присядь – ка столько раз, сколько треугольников у вас 3/4 : 1/4.
5. Групповая работа
У вас на столах карточки. В них по 4 задачи. Группы 1, 3, 5 решают, начиная с №1. Группы 2, 4, 6 решают, начиная с №4 (в обратном порядке).
1) В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в таком картофеле.
Решение:
Пусть х % крахмала содержится в картофеле.
Количество | проценты | |||
Карт. Крахм. |
80 кг 14 кг |
– 100 % – Х % |
Х = 17,5
17, 5 % составляет крахмал.
Ответ: 17, 5 %
2) Из одного поселка в другой по реке можно доплыть за 1,5 ч. Сколько времени понадобится на этот путь моторному катеру, если скорость лодки 3 км/ч, а скорость катера 13,5 км/ч?
Решение:
Пусть х часов это время движения катера
V |
t |
||
3 км/ч 13, 5 км/ч |
– 1,5 ч – Х ч |
Х = 1/3
1/3ч = 20 мин
Ответ: 20 мин
3) При очистке семян подсолнечника 28% составляет шелуха. Сколько чистого зерна получится из 150 т семян подсолнечника?
Решение:
Пусть х т зерна получится.
Количество | Проценты | ||
150 т Х т |
– 100% – 28% |
Х = 42
150 – 42 = 108 (т)
108 т зерна.
Ответ: 108 т.
4) Для перевозки груза потребовалось 48 машин грузоподъемностью 7,5 т. Сколько надо машин грузоподъемностью 4,5 т , чтобы перевезти тот же груз?
Решение:
Пусть х машин взято грузоподъемностью 4,5 т.
Количество машин |
грузоподъемность |
||
48 м Х м |
– 7,5 т – 4,5 т |
Х = 80
Ответ: 80 машин.
Проверка решения задач на доске.
Работа с картами самоконтроля (максимальное количество баллов – 8; каждая задача 2 балла)
5. Индивидуальная самостоятельная работа 4 варианта.
I вариант
1) За 4 одинаковые коробки карандашей папа заплатил 48 рублей. Сколько стоят 7 таких коробок карандашей?
2) Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу 2 ученика?
II вариант
1) При варке мяса остается 65% массы. Сколько получится вареного мяса из 2 кг сырого?
2) Четыре каменщика могут выполнить работу за 15 дней. За сколько дней могут выполнить эту работу три каменщика?
III вариант
1) Липовый цвет теряет 74 % своего веса. Сколько получиться сухого липового цвета из 300 кг свежего?
2) Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч?
IV вариант
1) Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара. Сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91 % первоначальной массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 900 кг сахара?
2) В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 1,5 ч. Сколько косцов выпьют такой же бочонок за 3 часа?
Проверка задач (Приложение 1)
7. Подведение итогов урока
– Какие типы задач мы на уроке решали?
Обучающиеся подводят итоги урока в картах самоконтроля и выставляют оценки
Вид деятельности | Вопросы | Устный счет | Работа в группах | Самостоятельная работа | ИТОГО |
Максимальный балл | 1 | 2 | 8 | 6 |
16-17 баллов – «5»
13-15 баллов – «4»
9-12 баллов – «3»
– Цели урока достигнута, а самое главное работа выполнялась в творческой атмосфере.
8. Домашнее задание
Повторить п. 13-18.
Задание по учебнику: №817, №812, дифференцировано №818.
Литература
- Учебник математики 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Москва. «Мнемозина», 2011.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Математика 6 классс Москва, «Интеллект-Центр» 2009.
- А. И. Ершова, В.В. Голобородько. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы.– М: Илекса, 2011.