Методическая разработка классного часа "О скверном и святом"

Разделы: Классное руководство


Выбранная тема: “О скверном и святом” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблема засорения нравов.

Падение нравственности – это общепринятый факт и задача преподавателей: максимально работать над созданием условий для возрождения духовных ценностей в обществе. Проведение классного часа является оправданным и жизненно необходимым, т.к. в студенческой среде техникума, где в основном обучаются юноши – бранное слово становится уже нормой. Порой даже на уроках у ребят автоматически проскальзывает в речи нецензурная брань. Поэтому такие классные часы необходимо проводить регулярно, во всех группах, напоминая студентам о том, что стать хорошим специалистом без знаний и навыков высокой нравственности, как в семье, рабочем коллективе так и повседневной жизни – невозможно.

Наша задача учить ребят противостоять речевой деградации и только через пропаганду достоинств личности студент может быть не только хорошим специалистом, но и гражданином.

Материал, использованный в проведении тематического классного часа, заставит задуматься студентов о нравственных ценностях семьи, общества и человечества. Кто-то продемонстрирует новое поведение в повседневной жизни, в общении.

Проведению данного мероприятия предшествовала подготовительная работа:

1. Подборка теоретического материала по теме “О скверном и святом” (газетные – журнальные статьи, СМИ, книги по тематике)

2. Оформление теоретического материала

3. Монтаж видеофильма “Вода – наместник Бога”

4. Изготовление плакатов с цитатой А.С. Грибоедова “Ах, злые языки страшнее пистолета” и девиз группы “Нам сквернословие не к лицу”

5. Подбор стихов, репродукций, фотографий.

6. Подготовка чтецов

7. Создание слайд – презентации

8. Разработка сценария мероприятия

9. Подбор материала и изготовление памяток по системе оздоровления “Детка” Порфирия Иванова

В методической разработке подробно описаны этапы проведения классного часа.

Тематический классный час сориентирован на формирование у студентов этических и нравственных ценностей и норм поведения. Целями тематического классного часа являются:

1. Воспитание духовно-нравственной личности студента через культуру общения, культуру речи и культуру здоровья.

2. Формирование коммуникативной компетенции

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО и НПО.

Как и любое мероприятие, классный час начался с приветствия. После которого была объявлена тема урока: “О скверном и святом” (тема вынесена на слайд). На протяжении всего классного часа использована презентация.

Фото 1

Данная тема посвящена празднику – Дню Матери, хотя многие подумают, а мать – то тут причем? Об этом поймете позже. В ходе классного часа постарались раскрыть с ребятами такие понятие как “гармония” (согласованность, созвучность), “дисгармония” (падение уровня бытовой и повседневной культуры, т.е. речевая деградация). Был задан вопрос студентам: “Что такое деградация?” И в процессе обсуждения пришли к выводу, что “деградация” - это утрата ценных свойств и качеств, т.е. упадок. Деградация обычно наблюдается у личностей слабых, незрелых, лишенных каких-либо четких социальных установок. И все это ведет к распаду личности (сначала в умственном плане, затем и в физическом). Оказалось, что есть и еще одна беда у русского народа и говорят она пострашнее или наравне со СПИДом – Злословие, Зломыслие, Сквернословие.

Снова был задан вопрос: “А что такое злословие?” и выяснили: это пожелание зла в адрес родных, близких людей, знакомых, да и совсем незнакомых. Оно “злое слово” разгулялось на всех уровнях нашего существования – от бытового до политического осуждения. Оно знакомо сегодня каждому из нас.

А, что является главной причиной осуждения и почему нам порой бывает так “приятно” судить других? Нередко за словом осуждения стоит неприязнь, а то и истинная ненависть к человеку. А за что можно ненавидеть? – Это может быть всякий чужой успех, чужое счастье, может еще какие-то причины, например: кто-то, живет лучше, одет лучше. Так вот те, кто любит судить других, или как говорят посплетничать – то и есть завистники, а зависть рождает зложелателей. Эту категорию людей задевает все. В толковом словаре В.И. Даля в понятии “Зависть” дремлет инстинкт убийства и разрушения. 3ависть – болезненна, разрушительна, враждебна, неразумна и безнравственна.

Ребятам была предложена репродукция художника Бальдассаре Перуцци “Зависть, изгоняемая музами из храма”, которая вынесена на слайд.

Фото 2

В пример приведены слова всем известного итальянского живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который когда-то сказал следующие слова: “Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершалось”. Оказывается злобные люди, ненавидя и проклиная, могут принести реальную беду не только другим, но и себе. И в подтверждении этого были приведены примеры из реальной жизни. Хотя конечно в большинстве своем мы скептики и нам трудно во что-то верить, если это что-то мы не потрогали своими руками. Поэтому сделали вывод: “Лучше вообще никого никогда не проклинать, не осуждать, не завидовать и не хвастать!” Все так сопряжено! В подтверждении все вместе вспомнили слова из Библии: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будите, судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (слова вынесены на слайд).

Дальше предлагался интересный рецепт утешения в стихотворной форме, который прочитала студентка (Приложение 1). Из этого стихотворения сделали вывод: “Природа, является как бы спасительницей и очистительницей всех грехов и через любовь к природе человек может возродиться.

Вторая часть беседы началась со слов Н.В. Гоголя: “Выражается сильно российский народ. Казалось бы, чего-чего, а ругаться то мы умеем”. Все другие языки, как языки, в меру пристойные, вежливые, обходительные. А мы почему-то стали стесняться родного языка. Это ли не признак упадка нравственности? О чем это я?- А вот о чем: о сквернословии, о неформальной лексике, о нецензурной брани. Привели слова Антона Семеновича Макаренко, который писал: “Матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной “культуры”, циничное, наглое, хулиганское отрицание, и нашего уважения, прежде всего к женщине и нашего пути к глубокой действительно человеческой красоте”.

Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. Очень жаль, что для некоторых родной язык: (великий и могучий) - уже превратился в сплав жаргонов и мата и звучит из уст людей, представляющих буквально все слои нашего общества и даже из уст милой детской

речи и из уст прекрасного пола. Мат стал как бы основой разговорной речи. Если сравнить родную лексику с водным потоком, то мат – это своего рода “сбросы нечистот”, т.е., загрязнение речи. Ребятам был задан вопрос: “Вам нравится ругающийся подросток-школьник, ваш брат, друг, сестра? Ваша реакция? - или Вы спокойны?” (идет дискуссия с аудиторией).

И должны ли мы занять безучастную позицию?- Думаю, вряд ли!

Мат как бы становится частью нашего менталитета. Он оскорбляет чужой слух и нравственность. Выяснили интересный факт о том, что подросток то и дело повторяющий ругательства находится как бы под ливнем отрицательной энергии, заключенной в бранных словах. В результате его защитное поле слабеет, и человек становиться особенно уязвим для любого негативного воздействия (это и болезни и другие неудачи). Привели факты научных исследований зарубежных и российских ученых о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. В подтверждении сказанного был показан фильм “Вода - наместник бога”. После просмотра провели обсуждение фильма с аудиторией и сделали вывод: “Вода многогранна – она способна: учить, лечить, вдохновлять, удивлять...”

Следующим этапом нашего урока явился вопрос: “Для чего надо ругаться матом?” Получились следующие ответы:

- для связки слов;

- для самоутверждения;

- обратить внимание на себя;

- завоевать авторитет;

- казаться развязаннее, “клёвее”

У Владимира Маяковского есть такая форма стихов, они очень актуальны и сегодня (на стихи Зинаиды Гиппиус) (стихи читает студентка) (Приложение 2)

После услышанных стихов становится немного смешно и стыдно! А что же значат плевки? – задаю я вопрос и даю пояснение с медицинской и житейской точки зрения. Так как студенты будущие специалисты лесного хозяйства, они должны сберечь и приумножить наши леса, а также взять себе за правило: не вреди природе, не сори, не устраивай свалок и т.д.

В качестве совета - рекомендации в отношении здоровья и природы, были выданы памятки по системе “ДЕТКА” - Порфирия Иванова (Приложение 3).

До сведения ребят было доведено, чем грозит оскорбление нелитературным языком согласно статье 131 УК РФ. А также рассказали, какие акции по профилактике нецензурной брани проводятся в разных городах России. Сразу возникает вопрос: “А какой руководитель престижной организации примет на работу матершинника?” (Идет дискуссия с аудиторией).

Итог: Никакой, - иначе он распугает всех клиентов, и фирма будет банкротом.

Так что думать надо, чтобы своим неразумным поведением не закрыть себе дальнейшее продвижение в жизни, т.е. хорошей работы и роста по служебной лестнице может и не быть. Уместно здесь будет стихотворение “Сквернословы” (Приложение 4) (стихотворение читает студентка).

Фото 3

Что можно здесь сказать и посоветовать? - Уж, коль вы такие словесно невоздержанные, то ругайтесь цивилизованно, в своем только узком кругу, за закрытыми дверьми, там, где немного людей и обращайте внимание на то, что говорите, как говорите и где говорите, т.е., немного, хоть оглядывайтесь и стыдитесь своей невоспитанности. Уважайте себя и окружающих! И вас заметят!

Был задан вопрос девушкам: “А какая девушка согласиться выйти замуж за человека, который ругается налево-направо?” (дискуссия с девушками)

Ответ девушек: оказывается та, что не следит за собой, за своим поведением.

Вопрос юношам: “Скажите, а какой юноша женится на девушке с нехорошими привычками? Берут ли в жены таких ругательниц? (Дискуссия с юношами)

Ответ юношей: (если да?): то ласкать вы друг друга будете забористыми словами, и дети ваши будут матерноговорящими. Народная мудрость гласит: “Каковы корешки, таковы и ветки, каковы родители таковы и детки”.

Ученые зафиксировали, если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается “отрицательная” программа. Как считают многие современные ученые, человеческие гены “слышат” мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.

Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству.

Сделали вывод: “Судьба каждого человека в его руках, кстати, и счастье тоже, в том числе и семейное благополучие зависит от речевого благополучия”.

Данная беседа не является панацеей лечения от болезни века, но все – таки не сомневаемся, что в душе каждый что-то обдумает для себя, особенно каждую строчку Эдуарда Асадова “О скверном и святом” (Приложение 5). Когда прозвучало стихотворение, все догадались, почему данная тема названа “О скверном и святом” и почему она посвящена дню Матери. И говоря строками из стихотворения: “Что слово “мат” идет от слова “Мать”, сквернейшее от самого святого”, каждый сделал для себя соответствующие выводы.

В заключение беседы напомнили о силе поэтического слова, сказанного ученым Дмитрием Сергеевичем Лихачевым: “Слово врачует, делает нас лучше, чище, способствует возвышению души”

И напоследок пожелали ребятам только добрых слов, и добрых дел!!!

Итогом мероприятия был девиз группы: “Нам сквернословие не к лицу” (Девиз провозгласили студенты).

Фото 4