Цели: воспитывать интерес учащихся к изучению удивительных особенностей комнатных растений, их происхождении и условиям произрастания; развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность на уроке.
Оборудование: карта полушарий, фотографии комнатных цветов, комнатные цветы, магниты.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать! Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики. Сегодня мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах. Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят. Отправимся же в путешествие по родным местам наших домашних растений! И первое место, куда мы отправимся это экваториальные тропические леса северной части Южной Америки и остров Ява.
Сообщение учащихся 11 класса «Плакса» из лесов реки Амазонки».
(Монстера, <Рисунок 1>) и «Двадцать растений из одного листа» (Бегония рекс <Рисунок 2>)
Приложение 1. Демонстрация слайдов, на карте мира прикрепляем фотографии с изображением этих растений.
2. Ведущий: А теперь давайте немного поиграем. Отгадайте загадки:
Подмигнет тебе украдкой,
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)Как зовут меня – скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок
Синеглазый... (Василек)Не пустили в огород – оттого она и жжет. (Крапива)
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Ведущий: Хорошо молодцы! А теперь мы с вами отправимся на остров Цейлон, где в диком виде растет сансевьера. <Рисунок 3>
Сообщение учащегося «Щучий хвост в цветочном горшке».
Демонстрация слайдов презентации.
4. Ведущий: Среди растений, украшающих наши комнаты, странно видеть зеленые палки или шары, покрытые острыми колючками. Зачем таких уродцев держат на окнах? Что в них красивого и интересного? Кто догадался о каких комнатных растениях идет речь? Правильно, о кактусах, и отправляемся мы с вами на Мексиканское плоскогорье.
Сообщение учащегося «Зелёные уродцы, или принцессы ночи». Демонстрация слайдов из презентации. <Рисунок 4>
5. Ведущий: А теперь давайте поиграем. Кто сможет назвать части растения? А какая часть кактуса выглядит совсем по-иному? Правильно – лист. Данное превращение называется видоизменением и это приспособление к сохранению накопленной влаги. Теперь мы перенесемся с вами в Южную Африку. Из всех комнатных растений самое обычное на наших окнах – герань, но происходит оно из Южной Африки.
Сообщение учащегося «Журавлиный нос». Демонстрация слайдов из презентации.<Рисунок 5>
Демонстрация микропрепарата «Срез листа герани»
6. Ведущий. Проходя по коридорам нашей школы, вы каждый день встречаетесь с этими растениями, но мало кто знает, как они называются. Я говорю о драценах.
Сообщение учащегося «Драконово дерево». Демонстрация слайдов из презентации.<Рисунок 6>
7. Ведущий: Путешествие вокруг света с нашими друзьями, домашними растениями подошло к концу. Мы побывали на Черноморском побережье, в пустынях Африки и Америки, в тропических лесах Индии, Явы, Бразилии. Мы дома. И спутники наших путешествий тут с нами. Они стоят на наших окнах. Но осталось много неизведанного, неизученного и мы надеемся, что наша встреча, это только начало вашего пути в интереснейший мир растений. Давайте встанем и похлопаем друг другу.