Цели:
Познавательная:
- познакомить учащихся со свойствами поверхностного слоя жидкости;
- сформировать понятие о коэффициенте поверхностного натяжения;
- познакомить учащихся с капиллярными явлениями;
- совершенствовать навыки учащихся проводить эксперименты;
- наблюдать явления и делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать умение логически мыслить;
- прислушиваться к мнению одноклассников;
- умение работать в коллективе.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Наглядность: презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со свойствами жидкостей. Мы рассмотрим свойства поверхностного слоя жидкостей и капиллярные явления. Работать будем группами по 4 человека. Вы получите задания, в ходе выполнениях которых, познакомитесь с новыми явлениями, выполните эксперименты, сделаете выводы.
Разминка.
Учитель: Прежде чем начать работу проведем разминку (проводится фронтальный опрос):
- Как называется процесс перехода из газообразного состояния вещества в жидкое?
- Какое название носит обратный процесс?
- От каких факторов зависит скорость испарения жидкости?
- Какой пар называют насыщенным?
- Почему давление насыщенного пара не зависит от объема?
- Какой пар называется ненасыщенным?
- Какую температуру называют критической?
- Какой процесс называется кипением.
- Почему температура остается постоянной в процессе кипения?
- Как температура кипения зависит от давления воздуха над жидкостью?
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель подтверждает правильные ответы, демонстрируя презентацию. Слайды 4-13
Учитель: Молодцы! Переходим к следующему этапу нашей работы. Перечислите известные вам свойства жидкостей. Как можно объяснить эти свойства с точки зрения молекулярного строения жидкости?
Ученики: Жидкости состоят из молекул, расстояния между которыми сравнимы с размерами самих молекул. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое, время "оседлой жизни" составляет примерно 10-8 с. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняю объем, но меняют форму.
Учитель: Наверно многие из вас задумывались, почему водомерка может свободно перемещаться по поверхности воды, почему росинки, мыльные пузыри, капля в свободном полете, планеты и звезды имеют шарообразную форму, почему одни твердые тела хорошо смачиваются жидкостью, другие плохо, как происходит всасывание питательных элементов, влаги из почвы корневой системой растительности, как происходит кровообращение в живых организмах и т. д. Разгадка этих явлений и многих других привела к открытию удивительного свойства жидкостей – поверхностного натяжения и капиллярных явлений.
Дальше мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание, выполняя которое вы познакомимтесь с новыми свойствами жидкостей. Результаты вашей работы вы представите в виде отчета по образцу, который я вам раздам. Затем каждая группа отчитается за проделанную работу. (Количество групп зависит от наполняемости классов, соответственно 2-3 группы выполняют задание1и 2-3 –задание 2)
Задание 1
1. Познакомиться со статьей “Поверхностное натяжение”. Приложение 2
2. Ответить на вопросы:
- Какое явление называется поверхностным натяжением?
- Где можно наблюдать явление поверхностное натяжение?
- Какими величинами характеризуется поверхностное натяжение?
3. Выполнить эксперимент:
“Изучение формы жидкости в естественных условиях”.
Приборы и материалы: алюминиевая, медная, стеклянная, парафиновая пластинки; масло подсолнечное или оливковое; раствор спирта в воде, проволока, шприц или стеклянная трубка.
Ход работы
1. Поместите капли масла и воды на алюминиевую, медную, стеклянную, парафиновую пластинки.
2. Рассмотрите и зарисуйте формы капель.
3. Сделайте вывод о взаимодействии молекул жидкости и твёрдого тела.
4. Результаты занесите в таблицу.
5. Введите с помощью стеклянной трубки или шприца в смесь спирта и воды немного оливкового масла.
6. Рассмотрите поверхность масляной капли.
7. Пропустите через центр масляного шара проволоку и вращайте её.
8. Рассмотрите, как изменяется форма капли.
9. Сделайте вывод о форме поверхности жидкости.
10.Оформите отчет о проделанной работе по образцу:
Дать определение явления, описать величины его характеризующие | ||||
Название работы | ||||
Цель | ||||
Оборудование | ||||
Таблица | 1 | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Вывод |
Задание 2
1. Познакомиться со статьей “Капиллярные явления”. Приложение 2
2. Ответить на вопросы:
- Что такое капиллярные явления?
- Где можно наблюдать капиллярные явления?
- Какими величинами характеризуются капиллярные явления?
3. Выполнить эксперимент: “Изучение зависимости высоты подъема жидкости от диаметра капилляра, от рода жидкости”.
Цель работы: изучить зависимость подъема жидкости от диаметра капилляра”
Приборы и материалы: стеклянные трубки разного диаметра , вода, линейка, прозрачный сосуд прямоугольной формы.
Ход работы
1. Замерьте диаметр стеклянных трубок и занесите в таблицу.
2. Опустите стеклянные трубки разного диаметра в сосуд с водой.
3. Замерьте высоту поднятия воды в каждой трубке.
4. Результат занесите в таблицу.
3. Сделайте вывод о зависимости высоты поднятия жидкости в трубке от диаметра.
4. Возьмите стеклянные трубки одно диаметра опустите их одновременно в сосуд с водой, с растительным маслом, с спиртом.
5. Замерьте высоту поднятия воды в каждой трубке.
6. Результат занесите в таблицу.
7. Сделайте вывод о зависимости высоты поднятия жидкости в трубке от рода жидкости.
10. Оформите отчет о проделанной работе по образцу. (См. 1 задание)
После выполнения работы по одному представителю от группы выходят к доске и объясняют ход выполнения работы, делают выводы. Класс делает соответствующие записи в тетради.
Сообщения учащихся:
- “Смачивание в природе”;
- “Капиллярные явления в растительном мире”;
- “Кровеносные сосуды”.
Подведение итогов урока.
Учитель: При изучении природных явлений, поведения животных и человека можно найти много практических и интересных явлений. На сегодняшнем уроке мы с вами узнали о свойствах поверхности жидкости, познакомились с капиллярными явлениями и теперь с позиций полученных знаний, вы можете объяснить широкий круг явлений.
Литература.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика (базовый и профильный уровни) 10 класс.- М.: Просвещение, 2010 г.;
- Касьянов В.А., 10 класс, М.: Дрофа, 2003 г.
Интернет источники:
- http://tims.ucoz.ru/svoistva/smachivanie.html
- http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%
D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%
BB%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%
8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/ - http://www.physicexperts.ru/pexps-1085-1.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%E4%EA%EE%F1%F2%FC